СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ
ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНАЯ
терапевтическая помощь семье, отличающаяся от индивидуальной терапии тем, что семейный терапевт работает одновременно со всей семьей. См. СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА, ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ
family therapy) - лечение, как правило, детей с нарушенным душевным равновесием посредством применения психотерапевтического метода или метода консультирования, основанного на предпосылке, что поведение ребенка - это продукт комплекса взаимодействующих семейных отношений. Для того, чтобы понять, почему ребенок несчастен или создает проблемы с поведением, необходимо его (ее) рассматривать как часть семьи, следовательно, терапевтом изучается вся семья. Будучи в состоянии оценивать, где в семье возникают напряжения, терапевт способен предложить способы восстановления равновесия. "Проблемное" поведение может "относиться" к другой части семейной системы (например, когда родители не счастливы в браке), и аналогичным образом воздействовать на остальных членов. Корректировка одной части системы будет иметь последствия для Других частей. Таким образом вся семья включается в процесс лече-ния (см. Теория систем для указанных теоретических понятий).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Семейная терапия
family therapy), консультирование или психиатрич. лечение нек-рых или всех членов семьи как отд. группы. При С.т. используются широкий спектр терапии и разл. типы диагностики, включая видеозаписи, позволяющие оценить собственное поведение, и ролевые игры. С.т. зародилась в США в 1940—50-х гг., в период господства ортодоксии классич. психоанализа и подкрепляющей его теории социального научения, когда психолог, развитие ребенка стали определять отношением к нему родителей. Англ, антрополог Грегори Бэтсон (1904—80) объяснял расстройство рассудка при шизофрении и притупление эмоций конфликтными отношениями в семье (На пути к экологии ума, 1972). Его соотечественник психиатр Рональд Дэвид Лэнг (1927—89) развил эту идею, заявив, что в семьях шизофреников больны все и всем необходимо лечение, иначе семья мешает ребенку аутентично развиваться (Здравый смысл, безумие и семья, 1964). Были разработаны методы терапии, особенно успешные в США и Италии, направленные на изменение взаимоотношений в семье и не позволявшие превращать в козла отпущения члена семьи с признаками душевного расстройства. Предпринимались попытки использовать С.т. при разл. заболеваниях, включая анорексию, ночное недержание мочи и шизофрению. Существует супружеская терапия, методы к-рой схожи с методами С.т.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ
(или психотерапия) (англ. family therapy) — модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В С.т. психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты какого-либо члена семьи (“идентифицируемого пациента”). Как правило, С.т. реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем; задача состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.
С.т. — общее название психотерапевтических приемов, в которых семья рассматривается как единое целое без выделения индивидов для проведения независимого от других членов семьи лечения. Семейная терапия касается в первую очередь детей с нарушенным душевным равновесием и проблемных брачных отношений.
С.т. — общий термин для обозначения ряда терапевтических подходов, которые рассматривают семью как единое целое, не выделяя определенных индивидов для независимого лечения. Этот термин теоретически нейтрален; семейную терапию можно практиковать в рамках многих различных подходов.
Современная С.т. представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, структурную С.т. С. Менухина, теорию объектных связей Дж. Фрамо, гуманистическую С.т. К. Роджерса и В. Сатир, системную С.т. М. Палацоли, Ж.Ф. Чекина, Г. Прата и Л. Босколо, позитивную С.т. Н. Пезешкиана, семейную онтотерапию А. Менегетти и др. В рамках этих теорий создан широкий спектр оригинальных понятий (“замкнутая патология”, “смешение”, “псевдообщность”, “двойная связь”, “двойное послание”, “метакоммуникация” и т.д.) и методов (“подключение”, “круговое интервью”, “психологическая скульптура семьи”, “позитивное определение симптомов” и т.д.).
Л.Е. Сикорская
Лит.: Андреева Т.В. Психология семьи. СПб.: Речь, 2007; Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. СПб.: Речь, 2001; Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008
С.т. — общее название психотерапевтических приемов, в которых семья рассматривается как единое целое без выделения индивидов для проведения независимого от других членов семьи лечения. Семейная терапия касается в первую очередь детей с нарушенным душевным равновесием и проблемных брачных отношений.
С.т. — общий термин для обозначения ряда терапевтических подходов, которые рассматривают семью как единое целое, не выделяя определенных индивидов для независимого лечения. Этот термин теоретически нейтрален; семейную терапию можно практиковать в рамках многих различных подходов.
Современная С.т. представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, структурную С.т. С. Менухина, теорию объектных связей Дж. Фрамо, гуманистическую С.т. К. Роджерса и В. Сатир, системную С.т. М. Палацоли, Ж.Ф. Чекина, Г. Прата и Л. Босколо, позитивную С.т. Н. Пезешкиана, семейную онтотерапию А. Менегетти и др. В рамках этих теорий создан широкий спектр оригинальных понятий (“замкнутая патология”, “смешение”, “псевдообщность”, “двойная связь”, “двойное послание”, “метакоммуникация” и т.д.) и методов (“подключение”, “круговое интервью”, “психологическая скульптура семьи”, “позитивное определение симптомов” и т.д.).
Л.Е. Сикорская
Лит.: Андреева Т.В. Психология семьи. СПб.: Речь, 2007; Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. СПб.: Речь, 2001; Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008
ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНАЯ
область теоре-тич. и практич. деятельности, направленная на нормализацию семейных отношений, изменение дисфункциональных моделей семейного взаимодействия с целью восстановления психологич. и психич. здоровья членов семьи. Т.е. возникла на стыке нескольких научн. дисциплин и не сводима ни к одной из них. Концептуальная база Т.е. основывается на достижениях социологии семьи, психологии, соц. психологии, психотерапии, педагогики и др. наук. Т.е. принципиально отличается от терапии, ориентированной на индивида: она стала новым направлением в решении семейных проблем. Исходный пункт и основной предмет исследования и практич. воздействия лежит в сфере нарушений взаимоотношений между членами семьи, к-рые рассматриваются в качестве одной из причин нарушения в поведении одного или нескольких членов семьи (симптом). Устранить симптом можно только путем перестройки существующих семейных отношений, существующих моделей семейного взаимодействия. Работа ведется со всей семьей, а не с отдельными ее членами, решаются проблемы семьи, а не индивидуальные проблемы. Развитие Т.е. имеет более чем 30-летнюю историю. Она зародилась в рамках медицины В 50-х гг. в Т.е. господствовала психодинамич. ориентация. Были заложены основы Т.е., сформулирован ряд основных понятий, давших толчок ее дальнейшему развитию. К ним, напр., относятся: "double-find" - коммуникация, вскрывающая противоречия коммуникативных посланий на вербальном и невербальном уровнях; "гомео-стазис" как поддержание равновесия всистеме семьи через установление определенных правил; "эмоциональный развод" как система эмоциональных отношений. В 60-х гг. в Т.е. приходят специалисты из др. научн. дисциплин - психологии, социологии, антропологии, теологии, соц. работники и др. Т.е. выходит за рамки чисто лечебной, медицинской области. Акцент перемещается на работу с семьями без психической патологии, но имеющих нарушения во взаимоотношениях. Т.е. становится способом концептуализации происхождения психич. расстройств и их лечения. Усиливается конфликт между сторонниками системного подхода и психодинамической ориентации. В 70-е гг. системный подход стал ведущим в Т.е., возникает новое направление в Т.е. - совершенствование отношений в здоровых, нормально функционирующих семьях. Предпринимаются попытки строить модели дисфункциональных отношений исходя из представления о нормально функционирующей семье. В Т.е. сосуществуют три основные теоретич. ориентации (подхода): психодинамич. (Н. Аккерман); коммуникативная (Д. Джексон, В. Сатир, Дж. Хейли), структурная (С. Минухин). Иногда выделяется как самостоятельная ориентация поведенческий подход (Р. Либерман), стратегическая терапия и ряд др., к-рые, однако, не имеют своей теории семейного функционирования и семейной динамики, а представляют собой набор новых приемов и техник Т.е. Для психодинамического подхода характерно особое внимание к внутриличностным конфликтам членов семьи. Используются техники и стратегии индивидуальной психотерапии применительно к ситуации семейного конфликта. Цель работы - изменить поведение и чувства членов семьи, помочь им понять себя и др. членов семьи. Основные понятия: "сопротивление" (resistence), "перенос (transference). Структурная и коммуникативная ориентации объединяются в системном подходе. Основные положения коммуникативного подхода" любое взаимодействие есть коммуникация. через нее создаются и поддерживаются отношения в семье путем установления "правил" об отношениях. Природу отношений, их характер определяет метакоммуникация, к-рая часто происходит на невербальном уровне, т. е. через интонацию голоса, мимику, жест и т. д. Цель Т.с. - Остановить нарушения в коммуникативной --лстеме семьи, к-рые, в свою очередь, приведут к нормализации семейных отношений. Структурный подход включает понятия "границы подсистем", "баланс принадлежности", "связанность", автономность" и др. Эти понятия применяются для описания соц.-эмоционального пространства семейной системы. Для определения нарушений во взаимоотношениях и для описания искажений в соц.-эмоциональном пространстве используются такие понятия, как "треугольник", "изоляция", "козел отпущения", "коалиция". Цель работы - восстановление адекватных границ между подсистемами и баланса их проницаемости, соотношения открытости и закрытости подсистем семьи. Для настоящего этапа развития Т.е. характерно сочетание разных подходов в работе одного специалиста, использование разных техник и приемов. В Т.с. разработаны разнообразные техники терапевтич. вмешательства, их выбор зависит от принадлежности специалиста к определенной ориентации, от конкретного случая, ситуации, образования и мастерства самого терапевта. Напр., когнитивная карта, генограмма, семейная социограмма, контракт, домашние задания, видеозаписи и т. д. Широко применяются различн. виды терапии: индивидуальная, сотерапия - два терапевта работают с одной семьей, групповая терапия, терапия кризисных ситуаций и т. д. В России Т.с. развивается как семейная психотерапия - один из методов психотерапии при работе с психич. больными разной степени патологии. Этот метод направлен на изменение межличностных отношений в семье больного с целью устранения в ней эмоциональных нарушений. Т.с. становится одним из ведущих методов лечения. Семья рассматривается как основной психотравмирующий фактор в возникновении болезни как у детей, так и у взрослых. Цель Т.с. - лечение члена семьи путем исправления системы семейных отношений, нормализации функционирования семьи, ликвидации личностных нарушений у ее членов. H.B. Малярова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия