Семиотика
Семиотика
(от греч. semion – знак, признак). Наука, изучающая свойства знаков и знаковых систем.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Семиотика
semiotics). Изучение способов, посредством которых неязыковые явления (например, сигналы светофора) способны порождать значения.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
СЕМИОТИКА
наука о знаках и знаковых системах, без которых не мыслится возникновение и развитие духовной культуры, включая и художественную культуру; семиотика позволяет выявить особые связи между художественными произведениями и их значениями (семантика), структурные отношения между элементами, образующими эстетический знак (синтактика), коммуникативную функцию искусства (прагматика).
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Семиотика
semiotics), наука, изучающая естественные и искусств. знаки и знаковые системы. С т.зр. С. коммуникация представляет собой код. В языке, напр., знаки (буквы и слова) расположены в опред. порядке соответственно правилам грамматики и образуют свою систему. Др. виды коммуникационных систем — жесты (невербальное общение), структура мифов, символические обряды, стили одежды, обычаи, связанные с едой. Семиотический подход к языку был предложен Соссюром, но др. лингвисты отвергли его как не позволяющий адекватно описать язык; по их мнению, понимание и интерпретация языка подразумевают не только раскодирование языкового знака, но и выяснение связей между элементами языка.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
СЕМИОТИКА
SEMIOTICS) Термин «семиотика», синоним «семиологии», определяется как исследование знаков. Семиотика пользуется некоторым влиянием в тех областях социологии, которые имеют дело с коммуникацией (какую бы форму она ни принимала), поскольку ее цель заключается в разработке метода анализа сообщений, как вербальных, так и невербальных. Отправной точкой семиотического анализа является различение означающего, означаемого и знака. Означающим может быть физический объект, слово или какое-либо изображение. Означаемое — это понятие (mental concept), на которое указывает означающее. Знак — это соединение означающего и означаемого. Например, открытка ко дню Святого Валентина (означающее) может означать влюбленность (означаемое). И открытка, и влюбленность могут существовать отдельно друг от друга, возможно, вместе с другими означающими и означаемыми, но их соединение образует определенный знак. Отношение между означающим и означаемым может быть достаточно прямым. Например, фотография ребенка относительно непосредственно указывает на означаемое (ребенка). Однако в других случаях вопрос о том, на какое означаемое указывает означающее, в значительной степени является вопросом договоренности (конвенции), как, например, в случае с языком. Знаки, относительно свободные от социального посредничества, называются иконическими, а зависящие от него в большей степени — условными (символическими). Означающие могут указывать на различные означаемые на разных уровнях; могут существовать различные уровни означивания (сигнификации) или различные пласты значений. Фотография ребенка, например, может означать ребенка, но на втором уровне она может означать также невинность детства или святость семейной жизни. Р. Барт утверждает, что существует два способа функционирования знаков на втором уровне означивания (сигнификации). Во-первых, они могут складываться в мифы, поскольку знак означает целый ряд культурных ценностей. Во-вторых, знак не только соединяет образ или предмет с понятием, но также вызывает в нас различные чувства; знаки имеют не только явное, но и дополнительное значение (то есть обладают не только денотацией, но и коннотацией). Знаки могут быть также организованы в коды. И вновь именно культурные конвенции определяют то, каким образом конструируются коды, поскольку устанавливают, какие знаки могут соединяться друг с другом, порождая определенный смысл. Например, некий код может представлять собой определенный стиль одежды. Как предполагает само это слово, некоторые коды могут быть скрытыми или менее явными, чем коды стиля или моды; для их выявления необходим детальный анализ. Семиотика ценна тем, что идентифицирует проблему, то есть она проникает за пределы сферы непосредственного действия знака и задается вопросами о более широких значениях и социальных функциях знаковых систем. Однако существует некоторое сомнение в том, дает ли семиотика нечто большее, нежели простой набор понятий для рассмотрения этих вопросов. Более того, до сих пор остается нерешенной проблема обеспечения достоверности семиотического анализа. См. также: Герменевтика; Дискурс; Идеология; Миф; Полисемия; Социология массовой коммуникации; Структурализм. Лит.: Hawkes (1977)
Источник: Социологический словарь