ШКОЛА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
англ. cultural-historic school; нем. kultur-historische Schule. Антиэволюционное направление в западной культурологии, этнографии, основным источником к-рой является теория "культ, кругов" (Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс), рассматривающая истор. развитие культуры как пространственное перемещение ее элементов из нескольких центров - "культ, кругов".

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Культурно-историческая школа
(от греч. historia – рассказ о прошлых событиях и лат. schola – досуг, занятие на досуге; место обучения: от греч. schole – ученая беседа, школа). Культурно-історична школа. Cultural-historic school. Антиэволюционная теория “культурных кругов”, согласно которой историческое развитие культуры осуществляется путем пространственного перемещения ее элементов из центров в периферию и их механического соединения (Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс).

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ШКОЛА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
совокупность концепций в культурологии, этнографии и археологии, объединенная стремлением рассматривать историч. развитие культуры как пространственное перемещение ее отдельных элементов из нескольких центров - "культурных кругов".
Ш. к.-и. возникла как альтернатива линейному эволюционизму. Ее представители считают, что каждый элемент культуры возникает Однажды, в одном месте, независимо от воли человека. В соответствии с идеями диффузио-нистов (см. Диффузионизм) сторонники Ш. к.-и. видели возможность изменения в культуре только через диффузию. Они связывали культуру с определенным географич. ареалом.
Элементы культурно-историч. теории, в том числе и понятие "культурного круга", встречается в нем. историч. социологии, напр, в социологии истории и культуры А. Вебера.
Лит.: Штомпка П. Социология социальных измене-
ний. М., 1996 Н.Т. Кремлев

Источник: Российская социологическая энциклопедия

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
группа теорий в зап. культурологии, этнографии и археологии, для к-рой характерно рассмотрение исторического развития культуры как пространственного перемещения отдельных ее элементов из нескольких центров — «культурных кругов». К.- и. ш. возникла как альтернатива эволюционизму. Подобно фрейбургской (баденской) школе неокантианства, рассматривавшей явления культуры как единичные и неповторимые, К-и. ш. считает, что каждый элемент культуры возникает однажды, в одном месте, независимо от воли человека. В вопросе о возможности изменений в культуре сторонники К-и. ш. стоят на позициях диффузионизма. Методологические принципы К-и. ш. впервые были изложены нем. этнографом Ф. Гребнером [2], к-рый, называя свой метод «историческим», считал, что каждое явление культуры уникально, может возникнуть только в одном центре и распространяется диффузным путем в др. регионы. Гребнер не искал ответа на вопрос о происхождении культур, рассматривая их как извечные и неизменные. Группируя элементы культуры по их сходству и территориальному распространению, он вычленял культурные круги безотносительно к конкретным народам, отрывая культуру от ее создателей и носителей. Гребнер полагал, что развитие можно свести к распространению отдельных элементов из одного культурного круга в др. путем заимствования, к перемещению самого круга благодаря миграции или к наложению культурных кругов, вызывающих взаимовлияния двух культур и иногда возникновение третьей.
Устанавливая иерархию кругов и их родство по сходству отдельных элементов и используя картографический метод, но не углубляясь в историю, Гребнер выделил во всем мире чуть больше десятка культурных кругов [3], сосредоточив их в одной области земного шара, но ни один из них не отражал реального расположения культур. Австр. лингвист и этнограф В. Шмидт, вычленяя культурные круги, перестал опираться на территориальный принцип. В отличие от Гребнера, он выдвигал на первое место при их конструировании духовную культуру и строил свою универсальную схему развития культур по эволюционному принципу. Шмидт сделал главной целью своих исследований доказательство теории прамонотеизма, т. е. извечности единобожия. Этой цели он посвятил 12-томное сочинение [4], где, стремясь отыскать идею бога-творца у народов с первобытными религ. представлениями и объясняя различ. формы религии у разных народов влиянием др. культур и предпочтением тех или иных вариантов веры в единого бога. Последователи Шмидта, группировавшиеся вокруг издававшегося им с 1906 г. журнала «Антропос»,— В. Копперс, значительно отходивший от теории культурных кругов и уделявший большое место изучению хоз-ва при исследовании первобытного об-ва, П. Шебеста, М. Гузинде, Л. Голомб, ставший после смерти Шмидта во главе венской школы Й. Генкель и др.— пытались подтвердить идеи изначальности и всеобщности монотеизма, но безуспешно. Элементы культурно-исторической теории, в т. ч. и понятие «культурный круг», встречаются в нем. исторической социологии, напр. в социологии истории и культуры А. Вебера.
В модифицированном виде теория культурных кругов перекочевала в археологию германо-язычных стран. Ею широко пользовались австр. археологи О. Менгин, X. Юнкер, М. Битака [5], зап.-германский археолог И. Хофманн, называющая культурный круг «культурной областью» [6]. Отвергая диалектику внутр. развития культуры, они рассматривают каждый этапно новый элемент культуры как привнесенный из др. культурного круга путем проникновения носителей культуры этого др. круга, а значит, изменения в культуре рассматривают как свидетельство смены этноса (хотя совпадение культуры и этноса — крайне редкий случай). Н. Т. Кремлев

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.