Школа понимающей социологии

Найдено 1 определение
Школа понимающей социологии

С точки зрения немецкого мыслителя Макса Вебера, наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление.
По М. Веберу, социология должна быть "понимающей", должна дать "понимание", интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять и объяснить:
- посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления
- какие понятные последствия имели их стремления для "осмысленно соотнесенного поведения других людей".
Задача социолога - разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия.
Предметами социального действия должны быть только те социальные действия, которые:
- осмысленны человеком с точки зрения целей и средств их достижения
- ориентированы на других субъектов
Понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть:
- осмысленным
- чисто эмоциональным
В наше время философско-социологические взгляды М. Вебера на понимающую социологию переживают настоящее возрождение.
Теория социального действия М.Вебера.
Эта теория ставит вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания.
Важнейшая ее составляющая – концепция идеальных типов.
Идеальный тип – “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции”, идеальная модель для того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе.
Социальное действие у Вебера является таковым при наличии следующих условий:
- если это сознательное действие, обладающие рациональной осмысленностью
- если оно ориентировано на поведение других людей
При анализе социального действия важно понятие “экспектация” (ожидание). Нет ожидания и осознанности ожидания – нет и действия.
К социальному действию не относятся:
- действия индивида если они не есть результата его созидательного волеизъявления, но осуществляется под влиянием импульсов, не осмысленных в терминах рациональной цели
- единообразное поведение многих людей, если оно не является результатом сознательной ориентации друг на друга, не основано на взаимных ожиданиях
Субъект социального действия должен целиком и полностью отвечать за свои поступки.
Характерные идеальные типы социального действия, выделенные Вебером:
1. целерациональное действие – человек ясно представляет цель и средства ее достижения и ответную реакцию других людей на свои действия. Критерий рациональности – успех
2. ценностно-рациональное действие – совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения
3. аффективное действие – через бессознательные психологические импульсы, чувства
4. традиционное действие – осуществляется через привычку.

Источник: Термины по социологии: глоссарий, проект Kidnina.ru