ШКОЛА ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ

Школа понимающей социологии

Найдено 1 определение:

Школа понимающей социологии

С точки зрения немецкого мыслителя Макса Вебера, наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление.

По М. Веберу, социология должна быть "понимающей", должна дать "понимание", интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять и объяснить:

- посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления

- какие понятные последствия имели их стремления для "осмысленно соотнесенного поведения других людей".

Задача социолога - разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия.

Предметами социального действия должны быть только те социальные действия, которые:

- осмысленны человеком с точки зрения целей и средств их достижения

- ориентированы на других субъектов

Понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть:

- осмысленным

- чисто эмоциональным

В наше время философско-социологические взгляды М. Вебера на понимающую социологию переживают настоящее возрождение.

 

Теория социального действия М.Вебера.

Эта теория ставит вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания.

Важнейшая ее составляющая – концепция идеальных типов.

Идеальный тип – “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции”, идеальная модель для того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе.

Социальное действие у Вебера является таковым при наличии следующих условий:

- если это сознательное действие, обладающие рациональной осмысленностью

- если оно ориентировано на поведение других людей

При анализе социального действия важно понятие “экспектация” (ожидание). Нет ожидания и осознанности ожидания – нет и действия.

К социальному действию не относятся:

- действия индивида если они не есть результата его созидательного волеизъявления, но осуществляется под влиянием импульсов, не осмысленных в терминах рациональной цели

- единообразное поведение многих людей, если оно не является результатом сознательной ориентации друг на друга, не основано на взаимных ожиданиях

Субъект социального действия должен целиком и полностью отвечать за свои поступки.

Характерные идеальные типы социального действия, выделенные Вебером:

1. целерациональное действие – человек ясно представляет цель и средства ее достижения и ответную реакцию других людей на свои действия. Критерий рациональности – успех

2. ценностно-рациональное действие – совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность данного поведения

3. аффективное действие – через бессознательные психологические импульсы, чувства

4. традиционное действие – осуществляется через привычку.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины по социологии: глоссарий, проект Kidnina.ru

Найдено схем по теме Школа понимающей социологии — 0

Найдено научныех статей по теме Школа понимающей социологии — 0

Найдено книг по теме Школа понимающей социологии — 0

Найдено презентаций по теме Школа понимающей социологии — 0

Найдено рефератов по теме Школа понимающей социологии — 0