(для детей с девиантным поведением) — целевая программа специальных школ для детей с девиантным поведением. Целевая аудитория — школьники, имеющие нарушения поведения, склонные к асцоциальному типу взаимодействия с социумом, дети из неблагополучных семей. Направление в данный вид школы — Ш.с. — выдается Комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их прав (КДНиЗП), а также по рекомендации школьного педагогического совета, когда выявлено, что ребенок игнорирует учебный процесс в силу индивидуальных и микросоциальных причин (семья).
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, с каждым годом возрастает, так как увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятие “девиантное” произошло от латинского deviatio — отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами (См. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ). Биологические факторы — это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.). Психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Социально-психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания. В их основе — игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия. Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим необходимо создавать особые условия в обучающем процессе для детей с девиантным поведением.
В современной педагогике выделяют технологии: социально-педагогическую профилактику, психолого-педагогическое сопровождение и социально-психологическую реабилитацию.
Технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы. В нее входят программы культурно-массовых мероприятий, досуговых и дополнительных обучающих программ, спортивные, туристические и патриотические формы воспитания.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психологопедагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
Технология социально-психологической реабилитации проводится на всем этапе обучающего процесса в школе для девиантных детей. В нее входят разработка индивидуально-реабилитационных программ для каждого воспитанника.
Т.А. Митина
Лит.: Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007; Дриль В. Феноменология социальной патологии: преступность, наркомания, алкоголизм и токсикомания. М.: РОБИС, 2001; Клейберг Ю.А., Митина Т.А. Социально-психологические факторы определяющее поведение беспризорных подростков. М.: Спутник+, 2011; Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2008; Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001; Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб.: Питер, 2011.
149.69 кб
Средняя специальная школа России в 1990-1991 гг. : попытки модернизации
В статье рассмотрены проблемы реформирования российской средней специальной школы в условиях нарастания системного кризиса общества.