ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Scottish Enlightenment) - общий расцвет интеллектуальной деятельности в Шотландии в конце 18-го столетия, включая творчество мыслителей, много сделавших для современной социологической мысли. К ним прежде всего принадлежат Адам Смит, Адам Фергюсон и Джон Миллар. Среди многочисленной группы интеллектуалов и ученых, действовавших в Шотландии в то время, был философ Дэвид ЮМ. Важный вклад внесли университеты Глазго и Эдинбурга, которые, в отличие от их английских аналогов — Оксфорда и Кембриджа, являлись центрами новаторства. Прочные связи имелись также с просвещением во Франции. Большинство шотландских мыслителей эпохи Просвещения разделяло следующие взгляды: (а) придание важного значения необходимости эмпирического изучения социальных учреждений; (б) отрицание чисто индивидуалистских оценок природы и происхождения социального порядка; (в) необходимость анализа общества с точки зрения естественного и нравственного порядка; (г) вера в открытие основополагающей модели причинности (общие принципы или законы), объясняющей социальную действительность. Как и во Франции, шотландские мыслители эпохи Просвещения были оптимистами относительно будущего прогресса человеческих обществ.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ШОТЛАНДСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
SCOTTISH ENLIGHTENMENT) В Шотландии период с 1707 по 1830-й гг. был временем значительного экономического роста, сопровождавшегося расцветом шотландской культуры, в частности, моральной и социальной философии и политической экономии. Шотландское Просвещение, во многом предвосхитившее социологию О. Конта и Г. Спенсера, связывается прежде всего с именами Д. Юма (1711-1776), А. Фергюсона (1723-1816), Дж. Миллара (1735-1801) и А. Смита (1723-1790). Общие темы социальной философии Шотландского Просвещения заключались в следующем: (1) скептический эмпиризм, придававший особое значение наблюдению и критической оценке опыта в противовес религиозному откровению и философской спекуляции; (2) признание значения социального изменения и социальной организации в развитии морали, а также затруднений, связанных с релятивизмом; (3) признавая материальные блага, которые несет с собой индустриализация, шотландские просветители не считали, что социальный прогресс обязательно способствует счастью индивидов; (4) признание того, что для понимания изменений, происходящих в шотландском обществе, необходим новый концептуальный аппарат. Шотландское Просвещение возникло на фоне экономического и торгового развития Шотландии, усилившего традиционное различие между католическими феодальными гористыми районами на севере и северо-западе и протестантскими капиталистическими равнинными на юге. Контраст между «гражданским обществом» равнинных земель (для которого были характерны новая система социальных категорий, городские конфликты и изменения в области морали) и «варварским» обществом горцев (с его традиционной социальной иерархией, устойчивой аграрной структурой и неизменной моралью) обусловил своеобразие предложенной шотландскими просветителями теории цивилизации. См. также: Гражданское общество. Лит.: Schneider (1967)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
315.13 кб

Шотландское просвещение и его влияние на современную концепцию гражданского общества

Кудряшов Константин Викторович, Санькова Алена Александровна
Исследуется концепция развития гражданского общества для обеспечения демократического характера современного государства на материале шотландского просвещения.