СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

Найдено 1 определение
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
концепция представителя северо-американской формальной традиции К. Берка [маргинальная линия по отношению к "новой критике" (А. Ричардс, Дж. Рэнсом, А. Тейт, У. Уимсатт и др.), дополняющая первую антропологическим рассмотрением механизмов образования текста]. К. Берк репрезентирует значение С.Д. в эссе "Язык как символическое действие. Очерки по жизни, литературе и методу" (1966).
С.Д. эксплицируется в цельности и связности анализа следующей цепочки: а) специфика содержательной трактовки понятия "человек", раскрывающаяся посредством С.Д. и касающаяся различий между специфически художественными и общими положениями чисто символической системы; б) анализ связи символического, несимволического или экстрасимволического контекста; в) дефинитивное поле природы текста, связанное с феноменом "травмы".
Тема человека представлена следующими вариациями: 1) как потребляющее, производящее и неправильно использующее символы животное (параллель с анализом субъективности Фромма - ); 2) человек - источник негатива; 3) в качестве практикующего существа; 4) иерархичный человек; 5) человек как неудачное совершенствование, движение "назад".
В определении человека Берк вслед за Э. Кассирером демонстрирует и саму линию "новой критики": от эпистемологии - "научности" к большей онтологии - "драматичности" (анализ на примере слова), база которой просматривается уже в схоластической традиции. Основным отличием человеческого начала от животного служит рефлексивный уровень символизации (выстраивание символической системы). Образец такого уровня существовал уже в метафизике Аристотеля в определении Бога как "мысли о мысли" ("thought of thought"). Еще одним примером служит гегелевская диалектика духа. Благодаря рефлексии человек выстраивает отношения с внешним миром. Парадокс языка заключается в том, что человек подразумевает и оперирует понятиями, которых не существует (идеология слов по отношению к субъекту). Символизм выступает в качестве парадоксального пути "единения" человека и реальности (вещей) на уровне сознания. Процесс символизации протекает в модусе аффектированного поведения (проблемы социализации). Очевидно, что само символическое по преимуществу и является языком. Науку о С.Д. Берк называет логологией ("logology").
Подобное знание концентрируется на анализе четырех оснований С.Д.: поэтики, логики, риторики, этики. Имманентность действия и механизмы образования символов в четырех вышеназванных формах стягиваются в единое смысловое целое, формируя пространство коммуникации между людьми (по преимуществу через языковые формы). "Я поступаю символически, в драматическом смысле, когда говорю эти предложения тебе, и ты тоже действуешь символически, поскольку изучаешь и оцениваешь их "смысл" или "значение". Таким образом, вопрос заключается в интерпретации сказанного (вторичное С.Д.). Соотношение социального и индивидуального Берк анализирует на примере трагедии Шекспира "Кориолан", утверждая жертвенность как главный соблазн в символической системе, согласно которому люди строили свои идеи, мечты и представления о взаимоотношениях с обществом.
Символическая природа понятий подразумевает значение слов не в лексическом контексте (как в словаре), а исходит из некоторой забывчивости контекста реальной ситуации (что является трагическим опытом или негативностью). Вещи репрезентируют смысловую нагрузку слова (материализация духа слова - соединение форм языка и групп мотивов. Основная точка зрения: ниоткуда возникает язык, а как из него возникает субъект и объект в связи с так называемой "работой конструкции" в процессе взаимодействия (анализ "расположенности" А. Ричардса как конструктивного принципа организации индивида и социально-нормативных структур посредством функционирования "символического аппарата"). Необходимо учитывать различия и в теориях Брукса и Берка по поводу интерпретации скрытого смысла или значения. Брукс утверждает в работе "Ересь Парафраза", что невозможно при помощи языка пересоздать контекст и вникнуть в действие структуры. Под структурой понимаются логические, сюжетные и магистральные связи произведения. Оппозиция структуре - текстура - подразумевает включение в анализ мелких деталей, косвенных ассоциаций, из которых складывается смысл текста и качественность его восприятия. В противовес Бруксу, Берк определяет такую возможность, что позволит оценить в целом природу С.Д., хотя многие составляющие могут и не быть представлены в тексте. Формалистичность подхода проявляется в прагматичности какой-либо модели или конструкции (соотношение ассоциативных элементов). Задача формального критика (интерпретатора текста) состоит в выявлении соответствия смысла произведения независимо от того, что делает или намеревается сделать автор.
В результате анализа С.Д. была раскрыта логика перехода от частной проблемы цельности и связности поэтического текста к предельно широкому пониманию феномена художественного текста как: 1) знаковой системы, в которой значимость каждого элемента зависит от его соотнесенности со всеми остальными и действует нелинейная логика ее композиции; 2) принципа индивидуации (телесности, где телом является сам язык), индивидуальной модели порождения высказывания; 3) формы коммуникации; 4) универсального модуса восприятия человеком мира, определяемого включенностью индивида в социальные структуры.
В этом переходе природа текста и связывается с феноменом "травмы", трактуемой как фундаментальный антропологический опыт (Ф. Ницше, К. Берк). Понятие травмы как порождающего принципа текста становится одним из центральных объектов постструктуралистской рефлексии, развиваясь в терминах "нехватки" (Ж. Лакан), травматического "архаического графизма", "письменности на телах" (Ж. Делез, Ф. Гваттари), "опасного дополнения" (Ж. Деррида) и замещая различные варианты структуралистских текстовых грамматик, обозначая теоретический потенциал постструктуралистских течений.
Е.В. Матусевич

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
440.42 кб

Лекарства символического действия в культурном опыте

Кириленко Е. И.
Современные методологии предлагают теоретический инструментарий, который позволяет исследовать культурнозначимые константы во внутреннем опыте личности.
Читать PDF
1.18 мб

Формирование знаково-символических учебных действий на уроках русского языка

Кожевина Светлана Федоровна
В статье приводятся результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение степени сформированности у учащихся 6 класса умения самостоятельно составлять кластер.
Читать PDF
152.91 кб

«Забытая» плацента: символические действия в современной практике домашних родов

Пивоварова Анна Михайловна
Иногда обстоятельства, вызванные возникновением новой культурной практики, требуют воспроизведения ритуала, однако оформляющаяся традиция еще не выработала для этого случая определенной канвы поведения.
Читать PDF
3.92 мб

Мониторинг развития у учащихся средней школы знаково-символических универсальных учебных действий

Андреева Ирина Мечеславовна, Бурлакова Ирина Васильевна, Бурцева Елена Павловна, Волжанина Светлана Евгеньевна, Кирсанова Анна Анатольевна, Нетронина Юлия Алексеевна, Сиденко Алла Степановна
Авторы предлагают программу эксперимента, направленную на формирование и мониторинг развития знаково-символических универсальных учебных действий, овладение которыми переводит детей на более высокий уровень интеллектуального разви
Читать PDF
104.00 кб

Кротц Ф. Теории действия и символический интеракционизм как основа научных исследований коммуникации

Гирко Людмила Владимировна
Читать PDF
981.45 кб

Формирование и развитие познавательных знаково-символических универсальных учебных действий по биоло

Зорков Иван Александрович
В статье рассматриваются особенности формирования, развития и состав познавательных знаково-символических универсальных учебных действий в русле процесса обучения биологии в основной школе.