СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
англ. syncretism, religious; нем. Synkretismus, religioser. Смешение, неорганичное соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий (напр., синтоизм) в их историческом развитии.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
- состояние сознания и поведения последователей какой-либо  религии, характеризующееся соприсутствием и взаимной переплетенностью элементов разнородных учений и практик религиозных. С. р. несет в себе одновременно относительную устойчивость (воспроизведение сложившегося сочетания) и изменчивость (продолжающееся взаимодействие и взаимопроникновение). Понятие С. р. не имеет единого смыслового содержания, поскольку связано с различными историко-культурными контекстами употребления термина «синкретизм». Считается, что этот термин возник еще в политической лексике древнегреческого общества и обозначал объединение двух враждебных друг другу группировок в их борьбе с третьей. На рубеже I-II вв. его использовал античный историк Плутарх (трактат «О братской любви») в отношении гностицизма и ранней герметической литературы, совмещавших идеи из различных духовных систем древности. Из этого толкования позднее возникает распространенное в теологии и философии значение «синкретизма » как соединения нескольких разнородных воззрений в единое учение, что нередко становится синонимом неприемлемой мировоззренческой «всеядности». Строгие религиозные доктрины и философские теории отвергают допустимость такого явления. Известен, например, отрицательно завершившийся «спор о синкретизме» в протестантской среде XVII в., произошедший по поводу возможности совместного вероисповедания для лютеран, кальвинистов-реформатов и католиков в силу общего признания ими Апостольского Символа веры. Идея объединения конфессий, принадлежащих к одной религии, на основе сведения в целостность общеразделяемых ими вероучительных положений до сих пор вызывает неоднозначное, часто негативное отношение (см. Экуменизм). Из установившихся представлений сформировалось обычное объяснение С. р. как результата спонтанного или, в определенных условиях, осознанного смешения компонентов различных культов религиозных, имеющих собственные основания, но оказавшихся по каким-либо социально-историческим причинам в процессе взаимодействия между собой. В науках, изучающих религии, понятие С. р. стало применяться со второй половины XIX в. и относилось, главным образом, к религиозным учениям, включающим в себя некоторые идеи и образы инорелигиозного происхождения. С развитием религиоведческих знаний утвердилось научное представление о том, что рецепции из предшествовавших и сосуществующих религиозных традиций присущи практически любой религии. Поэтому явления С. р. стали рассматриваться в качестве объективно возникающих атрибутов эволюционирующих религиозных систем. Из этого понимания следует два основных значения С. р., встречающихся в научном дискурсе. В первом значении С. р. трактуется как исходная слиянность, взаимопронизанность и взаимообусловленность верований и культовой практики с политико-правовыми, хозяйственными, семейно-брачными, этическими и прочими факторами жизни людей в обществах Древнего мира. Это значение адресует к историческим временам архаики и ранних цивилизаций древности, когда определяющими характеристиками человеческого существования могли быть нерасчлененность или слабая дифференцированность общественного сознания. Нет достоверных свидетельств образа мысли человека первобытности - представления о качественном состоянии его сознания, равно как и о его религиозности либо об отсутствии таковой, остаются предметом научных дискуссий. Однако по отношению к тем периодам древней истории, от которых сохранились какие-то памятники социальной жизни, материальной и духовной культуры, понятие С. р. считается вполне применимым. Во всяком случае, известные науке данные об обществах Древнего мира (синкретический политеизм античности, особенно - культы эпохи эллинизма) в целом соответствуют указанному пониманию С. р. Во втором значении под С. р. понимается соединение в относительно устойчивую целостность основополагающих начал какой-либо религии с верованиями и обрядам, и религиозными, имеющими иные исторические и социокультурные истоки (результат этого процесса иногда именуется «лоскутной религией»). Сложение такого С. р. генерируется, как правило, из взаимодействия культур разного происхождения или уровня развития. Могут возникнуть разные варианты подобного С. р. Чаще всего это сосуществование элементов «встретившихся» религий во взаимно адаптированном виде, когда каждая составляющая ограничивается лишь определенной функцией в рамках единого, но при этом именно в данной своей функциональности оказывается необходимой для возникшего религиозного комплекса в целом. Привнесение инорелигиозных образований, если оно не встречает полного отторжения или успешно преодолевает сопротивление автохтонной религии, оборачивается либо ассимиляцией, либо разграничением сфер присутствия в общей системе религиозной жизни. Если С. р. возникает в ходе исторической эволюции какого-то одного народа, то он представляет собой интеграцию накопленного предшествующего духовного опыта в принятую этим народом новую религию. В результате образуется сплав доктринальных установок и институтов религиозных нового вероисповедания с теми, которые удерживаются из религиозного или мифоритуального наследия прошлого. Прежние верования частично утрачиваются, частично становятся периферийными. Однако новообретенная религия сама подвергается реинтерпретации и трансформируется сообразно жизненным интересам и умонастроениям наследников замещаемого уклада. Так развивалось, например, русское православие, совместившее византийскую христианскую ортодоксию с элементами древнерусского язычества (см. Обрядоверие). Случаи С. р. встречаются также при миссионерском (см. Миссионерство) распространении традиционных религий в современных условиях. Нередко С. р. проявляется в приспособлении религиозных доктрин к уровню потребностей и запросам обмирщенного общества (см. Модернизм религиозный, Секуляризация, Секулярность) или в так называемой «контекстуализации» этих доктрин применительно к «местным религиям» (см. Народная религия). Наряду с этим С. р. возможен и в связи с инициативами создания универсальных эзотерических учений (см. Мистика, Теософия), развитием новых религиозных движений.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
345.76 кб

К вопросу о религиозном синкретизме.

Александр Николаевич Анфертьев
Читать PDF
114.67 кб

Синкретизм религиозных традиций в гностицизме

Слобожанин Алексей Вячеславович
В статье рассматривается гностицизм как результат взаимодействия различных религиозных традиций: эллинистической, иудейской, христианской, зороастрийской и других.
Читать PDF
342.89 кб

Механизмы возникновения религиозного синкретизма

Гаврилова Юлия Викторовна
Процесс генезиса и эволюции религий характеризуется синкретизмом. Действию синкретизма подвержены как отдельные структурные элементы религий, так и религиозные системы в целом.
Читать PDF
465.81 кб

Синкретизм этнического и религиозного в конфликте ценностей

Сугрей Леонид Александрович
Статья посвящена проблеме размытия социокультурных границ, которое приводит к диффузиям традиционных ценностей. Этнические и религиозные ценности перестают находиться в каркасе традиции.
Читать PDF
233.39 кб

Эволюция религиозного синкретизма татар-мишарей Ульяновской области

Идиатуллов Азат Корбангалиевич
Изучены этапы эволюции религиозного синкретизма татар-мишарей. Приведены свежие эмпирические и теоретические данные о роли и месте религиозного синкретизма в мировоззрении татар-мишарей Ульяновской области.
Читать PDF
462.08 кб

Религиозный синкретизм и манифестации духовного в эпоху глобализации

Шкамперле Игор
Рассматриваются отдельные аспекты новых форм религиозного синкретизма и новой социальной парадигмы.
Читать PDF
350.20 кб

Культурный синкретизм: о противоречивом единстве религиозного и светского аспектов

Акаев Вахит Хумидович, Дохаева Асят Балаудиновна
В статье рассматривается духовный характер культуры как «второй природы», представляющей собой результат многогранной креативной деятельности человека.
Читать PDF
76.57 кб

Двоеверие и религиозный синкретизм как составляющие религиозно-исторического процесса

Педро Юлия Валерьевна
В статье определяется значение и роль таких явлений, как двоеверие и религиозный синкретизм, в процессе развития религиозно-мифологических идей и культуры в целом.
Читать PDF
3.70 мб

К МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ РЕЛИГИОЗНОГО СИНКРЕТИЗМА

М. Ю. Дубровская
Статья посвящена методологическим проблемам современного этномузыкознания, связанным с исследованием проявлений религиозного синкретизма в сакральной музыкальной обрядности азиатских культур буддийского пространства.
Читать PDF
97.80 кб

Маргинальность Ананда Марга как специфический вариант синкретизма новых религиозных объединений ХХ в

Романова Елена Геннадьевна
Статья посвящена рассмотрению некоторых важных аспектов нового религиозного синкретизма Международной неоиндуистской организации Ананда Марга на примере деятельности ее лидера религиозно-политического деятеля Индии ХХ в. П. Р.