СИСТЕМА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СИСТЕМА
множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Система
(от лат. systema – состоящее из частей целое). Объект и предмет современного исследования в виде конкретной целостности, т.е. особой конструкции или организма, свойства которых не определяются
суммами свойств составляющих их элементов.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Система
это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

СИСТЕМА
от греч. systema - соединение, целое) - англ. system; нем. System. 1. Упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. 2. Порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий, напр., в работе; принятый установившийся порядок ч.-л. 3. Форма, способ устройства, организация ч.-л. (напр., С. государственная, С. избирательная). 4. Общественный строй. 5. Совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Система
множество связанных между собой элементов, которое рассматривается как целое. Системы делятся на простые и сложные. Простые системы имеют небольшое число элементов и взаимосвязей, детерминированы и мало изменяются во времени. Система может иметь огромное число элементов, но оказаться "простой", если все взаимодействия унифицированы и система допускает достаточно простое (лаконичное) формализованное описание. Сложные системы состоят из большого числа элементов, между которыми имеются многочисленные нелинейные взаимосвязи. Подсистемы могут иметь собственные цели, не всегда совпадающие с целями системы в целом.

Источник: Теоретические и эмпирические модели социальных процессов

Система
1. Категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами превышает энергию их связей с другими системами и задающая онтологическое ядро системного подхода. 2. В широком смысле — это область организованного социального обеспечения, например «система образования» или «транспортная система». 3. Упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов и компонентов, в котором изменение одного затрагивает другие или все остальные элементы. 4. Совокупность или группа элементов или частей, организованная для определенной цели и по отношению к внешней окружающей среде. [16, 21].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Система
целостное единство элементов объекта (объектов) и связей между ними [21.– С.462]. - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой [16.– С.694]. –один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи понимал под системой взаимосвязь элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих некоторое единство [9.– С.225]. –множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, составляющих целостное образование. Организованная система характеризуется тем, что ее целостность всегда больше составляющих ее элементов подсистем [18.– С.267].

Источник: Социология. Словарь.

СИСТЕМА
system) - 1. (В широком смысле) область организованного социального обеспечения (например, "система образования" или "транспортная система"). 2. Совокупность или группа взаимосвязанных элементов, в которой изменение одного затрагивает другие или все остальные элементы (например, солнечная система). 3. Совокупность или группа элементов или частей (например, организм или машина), организованная для определенной цели и по отношению к внешней окружающей среде. Такие системы могут быть естественными или искусственными и включают, можно прижать, социальные системы. Следовательно, общество или социальная организация в этом смысле система.
Такие системы, как солнечная, которые мало изменяются под воздействием внешней окружающей среды, называются закрытыми, а организмы или общества, поддерживающие себя в ответ на вменения в своей окружающей среде, - открытыми (см. также Гомеостаз).
Понятие в значении 3 хотя и спорное, но имело важное значение в социальной теории, часто обращавшейся к социальным отношениям, группам или обществам как к совокупности взаимосвязанных частей, которые функционируют указанным образом для -охранения своих границ.
См. также Функционализм; Парсонс; Функционаяистское объяснение; Органическая аналогия; Телеология; Теория систем; Кибернетика.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СИСТЕМА
греч. systema - составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами С. превышает энергию их связей с элементами других С., и задающая онтологическое ядро системного подхода. Формы объективации этой категории в разных вариантах подхода различны и определяются используемыми теоретико-методологическими представлениями и средствами.
Характеризуя С. как таковую в самом общем плане, традиционно говорят о единстве и целостности взаимосвязанных между собой элементов. Семантическое поле такого понятия С. включает термины "связь", "элемент", "целое", "единство", а также "структура" - схема связей между элементами. Исторически термин С. возникает в античности и включается в контекст философских поисков общих принципов организации мышления и знания. Для понимания генезиса понятия С. принципиален момент включения мифологических представлений о Космосе, Мировом порядке, Едином и т.п. в контекст собственно философско-методологических рассуждений. Например, сформулированный в античности тезис о том, что целое больше суммы его частей, имел уже не только мистический смысл, но и фиксировал проблему организации мышления. Пифагорейцы и элеаты решали проблему не только объяснения и понимания мира, но и онтологического обоснования используемых ими рациональных процедур (сведения одних знаний к другим, использования схематических изображений - чертежей, введения элементов доказательств и др.). Число и Бытие - начала, не столько объясняющие и описывающие мир, сколько выражающие точку зрения становящегося рационального мышления и требование мыслить единство многого. Платон выражает это требование уже в явном виде: "Существующее единое есть одновременно и единое и многое, и целое и части...". Только единство многого, т.е. С., может быть, согласно Платону, предметом познания. Отождествление стоиками С. с мировым порядком можно понять только с учетом всех этих факторов. Таким образом, генезис понятия С. имел главным образом эпистемолого-методологическое значение, задавая принцип организации мышления и систематизации знания. В последующей истории философии, вплоть до начала 19 в., закрепляется чисто эпистемологическая трактовка понятия С. В 16-18 вв. С. называли объекты, подобные "Началам" Евклида. Кант писал: "Под С. я разумею единство многообразных знаний, объединенных одной идеей". Однако начиная с 19 в. распространяются онтологические и натуралистические интерпретации С. Системность начинает трактоваться как свойство объектов познания, а связи между различными слоями знания - как фиксация связей в самих объектах. Речь теперь идет не столько о том, чтобы сформировать С. знания, сколько о том, чтобы воспроизвести в знании объект как С. Этот поворот порождает ряд совершенно новых и специфических проблем. Материальны ли связи? Что можно считать элементом? Может ли С. развиваться? Как связана С. с историческими процессами? и т.д.
Развитие инженерного подхода и технологий в 20 в. открывает эру искусственно-технического освоения С. Теперь С. не только исследуются, но проектируются и конструируются. Одновременно оформляется и организационно-управленческая установка: объекты управления также начинают рассматриваться как С. Это приводит к выделению все новых и новых классов С.: целенаправленных, самоорганизующихся, рефлексивных и др. Сам термин "С." входит в лексикон практически всех профессиональных сфер. Начиная с середины 20 в. широко разворачиваются исследования по общей теории С. и разработки в области системного подхода, складывается межпрофессиональное и междисциплинарное системное движение. Тем не менее категориальный и онтологический статус "С. как таковой" остается во многом неопределенным. Это вызвано, с одной стороны, принципиальными различиями в профессиональных установках сторонников системного подхода, с другой - попытками распространить это понятие на чрезвычайно широкий круг явлений и, наконец, процедурной ограниченностью традиционного понятия С. Вместе с тем во всем многообразии трактовок С. продолжают сохраняться два подхода. С точки зрения первого из них (его можно назвать онтологическим или, более жестко, натуралистическим), системность интерпретируется как фундаментальное свойство объектов познания. Тогда задачей системного исследования становится изучение специфически системных свойств объекта: выделение в нем элементов, связей и структур, зависимостей между связями и пр. Причем элементы, связи, структуры и зависимости трактуются как "натуральные", присущие "природе" самих объектов и в этом смысле объективные. С. в таком подходе полагается как объект, обладающий собственными законами жизни. Другой подход (его можно назвать эпистемолого-методологическим) заключается в том, что С. рассматривается как эпистемологический конструкт, не имеющий естественной природы, и задающий специфический способ организации знаний и мышления. Тогда системность определяется не свойствами самих объектов, но целенаправленностью деятельности и организацией мышления. Различие в целях, средствах и методах деятельности неизбежно производит множественность описаний одного и того же объекта, что порождает в свою очередь установку на их синтез и конфигурирование (системо-мыследеятельностная - СМД-методология).
Традиционная точка зрения заключается в том, что поведение и свойства С., ее целостность и внутреннее единство определяются прежде всего ее структурностью. Функционирование С. и материальная реализация ее элементов в этом случае вторичны по отношению к структуре и определяются ею. Новая постановка проблемы вызвана, в свою очередь, развитием новых областей человеческой деятельности, в первую очередь технического и социального проектирования. Если в классическом естественнонаучном анализе исследовательское движение осуществлялось от материально выделенных объектов к идеально представленным процессам и механизмам, присущим этим объектам, то при проектировании идут противоположным путем: от функции к процессу функционирования и лишь потом к материалу, обеспечивающему функционирование. "Процесс" и "материал" его реализации образуют исходную категориальную оппозицию понятия С. в СМД-методологии. Другие категориальные слои С. возникают на пути "реализации" процесса на материале: "функциональная структура", задающая пространственный модус процесса, его синхронию; "организованность материала", представляющая результат "наложения" или "отпечатывания" структуры на материале; "морфология" - материальное наполнение функциональных мест структуры. Связи и отношения этих категорий между собой задаются с помощью ряда других категорий, в частности, таких, как "механизм", "форма", "конструкция".
Таким образом, понятие "С." оформляется как определенная организация и иерархия категорий. С этой точки зрения рассмотреть какой-либо объект в виде С. - это значит представить его в четырех категориальных слоях: 1) процессов; 2) функциональной структуры; 3) организованностей материала; 4) морфологии. Затем слой морфологии может быть снова разложен по слоям процессов, структур и организованностей, и это разложение будет образовывать уже второй уровень системного описания. И такая операция может повторяться до тех пор, пока не будет получено представление объекта необходимого уровня конкретности. На этой основе в СМД-методологии была отработана достаточно подробная схема полисистемного анализа, получившая целый ряд перспективных приложений. Прежде всего, это возможность соединить любые процессуальные представления о С. со структурными и организационными. Другим преимуществом являлось эффективное решение проблемы взаимодействия структур.
А.Ю. Бабайцев

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
125.54 кб

Гендерный конфликт: система понятий

Луков Валерий Андреевич, Кириллина Валентина Николаевна
Читать PDF
492.43 кб

Пенсионная система служащих в ведомстве министерства юстиции: 1885-1917 гг.

Кульчитцкий Алексей Владимирович
Автором впервые освещается пенсионная система, используемая ведомством Министерства юстиции, с середины XIX столетия до Октября 1917 г.
Читать PDF
263.53 кб

Система ценностей в социальной работе в США

Целых М. П.
Читать PDF
894.49 кб

Система целевых установок в решении биосоциальных проблем человека

Карякина Т. Н., Голубь О. В., Богуславская В. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Система ценностей как источник и результат институциональных изменений

Филатова Юлия Викторовна
Читать PDF
281.17 кб

Идеология как система: теоретический и инструментальный компоненты

Смирнов Василий Андреевич
Читать PDF
269.43 кб

Система образования в социологии М. Вебера

Епихина Юлия Борисовна
В статье анализируется роль и место системы образования в контексте общей социологической теории, разработанной М. Вебером.
Читать PDF
0.00 байт

Система ценностей и образ жизни: региональный аспект

Байдалова О. В., Мехтиев Т. С.
Читать PDF
96.21 кб

Социальная система и проблема интеграции в социологии

Анипкин Михаил Александрович
Со времени возникновения социологии как науки проблема социальной интеграции стала одной из важнейших и получила свое развитие в контексте теории эквилибриума (равновесия). Автор особо выделяет влияние Л. Хендерсона и П.
Читать PDF
0.00 байт

Система внутрифирменного образования как фактор профессиональной социализации: обоснование социальны

Багирян Юлианна Эдуардовна
Основными составляющими профессиональной социализации индивида на рабочем месте являются: социально-психологическая адаптация индивида на рабочем месте; взаимодействия и отношения внутри социальной группы (коллектива); особенности
Читать PDF
397.72 кб

Система социальной работы: структура, принципы функционирования

Саралиева З. Х.
Читать PDF
274.76 кб

Система языковых конструктов анализа социологических данных

Татарова Гульсинэ Галеевна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

    АСУ) - англ. system of management, automated; нем. Автономия Leitungssystem, automatisiertes. Совокупность экон.-автоматических методов, техн. средств (ЭВМ, средства связи, устройства отображения информации и т. д.) и организацион
  • СИСТЕМА АВТОНОМНАЯ

    англ. system, autonomous; нем. System, autonomes. В соц. процессах - система, функции к-рой внутренне обусловлены, а не заданы извне.
  • Брайля система

    система чтения с помощью осязания рельефного шрифта. Изобретение рельефного шрифта для слепых принадлежит французскому тифлопедагогу Луи Брайлю.
  • ЦЕННОСТЕЙ СИСТЕМА

    англ. values system of; нем. Wertsystem. Модель ценностей общества или группы, в к-рой индивидуальные ценности взаимосвязаны т. обр., чтобы каждая из них усиливала другую и тем самым образовывалось бы согласован
  • Ценовая система

    механизм цен) (в экономике) (price system, price mechanism), механизм распределения ресурсов на рынках путем уравнивания спроса и предложения через движение цен. Если спрос на к.-л. товар превышает его предложени
  • Система языка

    совокупность языковых элементов, организованных через структуру своих связей и отношений в целостное единство.
  • Кастовая система

    социальная стратификация, основанная на социальном происхождении или рождении.
  • ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

    party system) - см. Политическая партия.
  • СИСТЕМА КООРДИНАТ ДЕЙСТВИЯ

    ACTION FRAME OF REFERENCE) См.: Действия теория.
  • СИСТЕМА или ЭТАЛОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    см. Парсонс.
  • Система деятельности

    структурное целое множества однородных (однотипных) и разнородных (разнотипных) деятельностей, полученное в ходе системообразовательного процесса на основе последовательного устранения "разрыв
  • Диспозиционная система

    обусловленный социо-культурными условиями и потребностями индивида комплекс интенционных готовностей, предрасполагающих к определенному восприятию поведения. Диспозиционная структура, по В. А.
  • ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    binary tern of higher education) — система высшего образования, функционировавшая в Великобритании в 1965—1991 гг., когда образована обеспечивалось университетами и политехникумами. Первые присваивали степени са
  • Система питания

    годовой рацион пищи, характерный для данной группы.
  • СИСТЕМА ПОДАРКОВ

    см. Модификация поведения.
  • ПОДРЯДНАЯ СИСТЕМА

    putting-out system) - см. Фабричная система.
  • Знаковая система

    Внешне обнаруживаемое, отмеченное чем-либо или кем-либо средство коммуникации.
  • ДВОЙНАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА

    binary conceptual system) — см. Деконструкция; Леви-Стросс.
  • ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

    two-party system) — политическая система (существующая, например, в Великобритании или США), при которой в избирательном соперничестве господствуют две основные партии. Как правило, одна партия представл
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

    - относительно закрытая, функционально единая совокупность организмов (растений, животных и микроорганизмов), населяющих общую территорию и способных к длительному существованию при полностью з