СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
system approach) - см. Политическая система.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Системный подход
методологическое направление, основанное на рассмотрении объекта как целостности, состоящей из множества связанных взаимным отношением элементов.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
англ. Systemanalyse; нем. Systemmethode. Направление методологии научного исследования, в основе к-рого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Системный подход
Современная парадигма, особое направление методологии познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы, выявление в нем многообразия связей и сведение их в единую теоретическую картину.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Системный подход
 методологическая ориентация в научном познании объективной реальности и практике управления сложными системами, это системное видение действительности, особая технология познания, используемая при изучении сложных систем (социальных, управленческих и т.д.).

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Системный подход
совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый элемент системы [18.– С.267]. –важнейшая в исследовательской и практической деятельности форма организации использования во взаимной связи и зависимости принципов и методов исследования, логических форм для познания предметов, явлений, процессов как систем. Краткое определение его содержания гласит – исследование любого объекта как целостной системы и как элемента системы большей общности. Развернутое определение включает шесть аспектов: элементный, структурный, функциональный, интегративный, коммуникативный и исторический [5.– С.138]. –методология научного анализа объекта в разрезе дихотомия «система/среда», позволяющая рассматривать объект исследования в органической взаимосвязи с факторами своего окружения [23.– С.362].

Источник: Социология. Словарь.

Системный подход
проведение социальной работы на основе анализа и активизации микроокружения КЛИЕНТА.
Система представляет собой набор взаимозависимых и взаимосвязанных объектов, функционирующих как одно целое. Понятие «система» часто используется в современной жизни; говорят о компьютерных системах, звуковых системах, что равносильно набору компонентов, создающих нечто в результате своего взаимодействия, нечто, которое не может по отдельности произвести ни один из них. Система обладает рядом особенностей: ее части реципрокны, каждая из них связана со всеми остальными, так что изменение одной влечет за собой изменение системы в целом. Структура системы с течением времени меняется, поскольку системы могут приспосабливаться к изменениям окружающей среды; система справляется с изменениями окружающей среды, получая от нее информацию, обрабатывая эту информацию и производя необходимые изменения. Система имеет границу, отделяющую ее от окружающей среды; граница может быть открытой, что позволяет системе взаимодействовать со средой, или закрытой, что предотвращает внешние влияния, способные изменить функционирование системы. Системы стремятся к равновесию, т. е. некоему балансу во взаимодействиях со средой, чтобы выжить, сохраняя при этом свою внутреннюю природу.
Системный подход также дает основу для понимания семьи как саморегулирующейся системы, которая функционирует в соответствии с правилами, установленными в процессе проб и ошибок. Социальные работники и семейные психотерапевты делают акцент на способности семейных систем к адаптации, в том числе по отношению к окружающей среде. Семьи, являющиеся закрытыми системами, которые противостоят изменениям и не развиваются, закрепляют стереотипы с возложением вины за это на отдельных членов семьи. Использование ЭКОГРАММ – еще одна распространенная техника, вытекающая из системного мышления. Школа СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ развивалась на основе представления о том, что семейные проблемы есть порождение взаимодействий между членами семьи, а изменение семьи в целом требует изменения поведения членов семьи в отношении друг друга, а не возложения вины на одного из членов. (См. также ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Системный подход
такой способ научного познания и практической деятельности, который требует рассмотрения частей в неразрывном единстве с целым. Сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов. Благодаря своей диалектической природе С. п. приобрел статус общенаучного метода познания. В социологии получает применение во второй половине XX в., хотя широкого распространения в эмпирических социологических исследованиях все еще не приобрел. Центральным понятием С. п. является «система», которое обозначает определенный материальный (предприятие, коллектив, общественные отношения, институты) или идеальный (формы общественного сознания, общественное мнение, ценностные ориентации социальных групп и т. п.) объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с разных точек зрения (например, общественное мнение как состояние массового сознания и как объект его формирования), С. п. предполагает выделение определенного системообразующего параметра, который обусловливает поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между ними-ее структуру. Поскольку любая система всегда находится в определенной среде, С. п. должен учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда другое требование С. п.учитывать, что всякая система является подсистемой иной, большей системы, и, наоборот,выделять в ней меньшие подсистемы (элементы), которые в ином исследовательском контексте сами рассматриваются как системы. Обязательным для С. п. является решение проблемы определения свойств целого на основе свойств элементов, а также свойств элементов на основе характеристик целого. Причем надо иметь в виду, что сущностные свойства системы определяются не столько свойствами совокупности элементов, сколько свойствами ее структуры, системообразующими связями объекта. Изучая социальные системы, социологи также не должны упускать из виду их специфику, то, что они обычно являются самоорганизующими и, следовательно, обладают множеством индивидуальных характеристик. С. п. в социологическом исследовании обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов влияния их друг на друга, функциональной координации подсистем и т. п. Например, используя С. п. в изучении эффективности функционирования тех или иных элементов политической системы общества, существенно важно иметь в виду, что все они действуют одновременно и как субъекты, и как объекты управления, составляя единую целостную систему разных, но органически взаимосвязанных общественных отношений. Социологические исследования уже в силу специфики своего объекта предполагают С. п. и как теорию, и как метод. При их программировании и проведении социологи нередко опираются на общую теорию систем, ряд таких теоретических дисциплин, как исследование операций, теория очередей, теория графов, эргономика и др. Общенаучные, конкретно-научные и, в частности, социологические аспекты применения С. п. систематически освещаются на страницах издаваемого с 1969 г. издательством «Наука» ежегодника «Системные исследования. Методологические проблемы».

Источник: Социологический справочник

СИСТЕМНЫЙ ПОДХOД

СИСТЕМНЫЙ ПОДХOД к изучению народонас., применение принципов и методологич. средств системного подхода и общей теории систем к исследованию законов и закономерностей развития народонаселения и отд. демографич. процессов, одно из методологич. средств комплексного изучения народонас. (см. Комплексный подход).

Необходимость применения С. п. к исследованиям народонас. вызвана потребностями совершенствования управления обществ. процессами в условиях социализма (в т. ч. управления развитием народонаселения), задачами разработки и проведения эффективной демографич. политики. В сов. демографич. науке широкое применение принципов С. п. к исследованиям народонас. с кон. 60-х - нач. 70-х гг. связано с переходом от простого суммирования знаний об отд. сторонах развития нас. к системе знаний о народонаселении.

Методологич. специфика С. п. заключается в том, что он направлен не только на познание сущности развития народонас., раскрытие целостности народонас. и механизмов ее определяющих, но прежде всего на создание средств, обеспечивающих эффективное управление этим развитием. Последнее предполагает выявление всего многообразия связей народонас. с социально-экон. развитием, а также между отд. демографич. процессами, сведение этих связей в единую теоретич. картину развития народонас. На совр. этапе науч. исследований преим. разрабатываются теоретико-методологич. принципы С. п. к изучению народонас., а также проводятся отд. конкретные исследования, в к-рых делаются попытки применить эти принципы, напр. к анализу рождаемости, репродуктивного поведения и др.

С. п. основан на разработанной К. Марксом методологии исследования сложных социальных систем. В ´Капитале´ К. Маркса воплощены принципы анализа системных объектов (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, исторического и логического, дедукции и индукции и т. д.), явившиеся важнейшим компонентом диалектико-материалистич. методологии науч. познания. С. п. выступает как конкретизация принципов материалистич. диалектики в изучении народонас. как системы.

Осн. смысл С. п. как совокупности познават. принципов состоит в том, что народонас. изучается как целостность, как сложная социальная система. Тем самым предмет науки о народонас. строится в виде системы законов развития народонас. и отд. демографич. процессов. С. п. способствует объединению усилий ученых разных специальностей. Эвристич. возможности С. п. связаны с тем, что он позволяет выделить более широкую познават. реальность по сравнению с той, к-рая фиксируется в традиц. демографии, т. е. перейти от исследования отдельных, не связанных друг с другом демографич. процессов к анализу развития народонас. как целого.

С. п. открывает широкие возможности для моделирования процессов народонас., ориентирует исследователя на разработку стратегии анализа, предполагающей наличие у него исходной модели народонас. как целого. Эта модель позволяет соответств. образом организовать исследование и сохранить единую теоретич. картину развития народонас., опасность распадения к-рой существует в связи с множественностью описания народонас. методами разл. наук.

С. п. выступает эффективным средством познания законов и закономерностей развития народонас., разработки комплексной долгосрочной программы развития народонас. (см. Политика народонаселения). Эвристич. возможности С. п. в полной мере могут реализоваться лишь при ее применении в комплексе с др. общенауч. методами познания.

Маркс К., Введение к Критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. I; Лармин О. В., Методологические проблемы изучения народонаселения, М. 1974; Система знаний о народонаселении, М. 1976; Юдин Э. Г., Системный подход и принцип деятельности, М. 1978; Афанасьев В. Г., Системность и общество, М. 1980; Антонов А. И., Системный подход к исследованию народонаселения и рождаемости, в сб.: Системные исследования. Методологические проблемы, М. 1982; Гвишиани Д. М. Теоретико-методологические основания системных исследований и разработка проблем глобального развития, там же; Вишневский А. Г., Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее, М. 1982.

В. М. Медков.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих эту целостность механизмов; на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Предпосылкой проникновения системного подхода в науку явился переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов; познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специальных исследований в каждом отдельном случае. Аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике; в социальном управлении вместо решения локальных отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных и иных аспектов общественной жизни. Развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем.
Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «Системный подход», который в 1970-х годах прочно вошел в научный обиход. Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и таким образом способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.
Позитивная роль системного подхода может быть сведена к следующим основным моментам. Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании. Во-вторых, системный подход содержит в себе новую, по сравнению с предшествующими, схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями; для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т. е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление. В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта моет служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа (такую, например, как товар в экономическом учении К. Маркса), позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.
Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит его в тесную связь с другими методологическими направлениями современной науки. По своим познавательным установкам системный подход имеет особенно много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его связывает не только оперирование понятиями структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта; вместе с тем, принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием, они не подвергались слишком жесткой концептуализации и абсолютизации, как это имело место с некоторыми линиями в развитии указанных направлений. Непосредственно не решая философских проблем, системный подход сталкивается с необходимостью философского истолкования своих положений. Сама история становления системного подхода убеждает, что он неразрывно связан с фундаментальными идеями материалистической диалектики, и прежде всего с философским принципом системности. Именно диалектический материализм дает наиболее адекватное философское истолкование системного подхода. Методологически оплодотворяя его, он вместе с тем обогащает собственное содержание. При этом, однако, между диалектикой и системным подходом постоянно сохраняются отношения субординации, так как они представляют собой разные уровни методологии. Системный подход выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к исследованию, проектированию и конструированию объектов как сложных систем.
Лит.: Проблемы методологии системного исследования. – М., 1970; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
465.26 кб

Системный подход и философия

Шагиахметов Марат Равгатович
В данной статье сделана попытка применения системного подхода к философии.
Читать PDF
484.11 кб

Системный подход в педагогике

Камалеева Алсу Рауфовна
Рассматривается развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике применительно к понятию «педагогическая система» на основе основных принципов системного подхода: конечной цели, единства, связности, модульного по
Читать PDF
134.24 кб

Системный подход в психологии

Беломестнова Н. В.
В статье рассматриваются теоретические, методологические и эмпирические основания для авторской модели психики. Автор стремится рассматривать изучение психики в широком научном контексте.
Читать PDF
1.56 мб

Системный подход к менеджменту

Кверевкина Дарья Геннадьевна
В статье всесторонне рассматривается системный подход к менеджменту в рамках научноисследовательской работы магистранта, приводится сопоставление с другими подходами.
Читать PDF
370.26 кб

Системный подход в теории обучения

Белова Наталья Викторовна, Попович Елена Викторовна
В статье рассматриваются методологические основания системного подхода и возможности его реализации в системе обучения.
Читать PDF
599.96 кб

Принятие решения: системный подход

Казарян Валентина Павловна
Принятие решения, представленное как система, являет собой рациональный подход к организации процесса принятия решения. В системном представлении процесс принятия решения коррелирует с концепцией действия.
Читать PDF
827.61 кб

Научное познание и системный подход

Дехканова Гулчехра Набиджановна
Считается, что в теоретическом познании ключевую роль играет факт, и разные исследователи предлагают разное видение факта. Однако главной задачей в исследовании факта является выяснение соотношения факта и теории.
Читать PDF
176.72 кб

Системный подход в коммуникативистике

Михайлова Т. Л.
Представлена попытка дифференциации онтологического и антропологического измерений социальной коммуникации. Их взаимосвязь рассматривается в контексте системного подхода. Определены главные черты социальной коммуникации.
Читать PDF
147.48 кб

Процесс взаимодействия: системный подход

Суменкова Ольга Сергеевна
Для того чтобы познать внутренние механизмы мирового процесса, надо познать способы реализации взаимодействия, его содержание и структуру.
Читать PDF
313.40 кб

Системному заболеванию - системный подход

Пальцев А.И.
Начиная разговор об описторхозе, следует всегда иметь в виду, что это проблема имеет в первую очередь отношение к сибирякам. Неслучайно и открыл возбудителя этой болезни томич, профессор К.Н. Виноградов в 1891 г.
Читать PDF
814.88 кб

Системный подход к обеспечению качества до

Ахметова Д. , Гайнутдинов Х.
Читать PDF
290.99 кб

Менеджмент в образовании: системный подход

Искрин Никита Сергеевич, Чичканова Татьяна Анатольевна
Цель работы исследование возможностей системного подхода в управлении отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом. Методика и методология.
Читать PDF
236.61 кб

Системный подход к организации государства

Петров В. К.
Читать PDF
262.10 кб

Системный подход к подготовке психологов МЧС

Иванова Светлана Петровна
В статье рассматриваются системный подход к психологическому анализу профессиональной деятельности, теория деятельности как основание теоретических и научно-практических работ, реализующих системный подход в исследованиях професси
Читать PDF
304.06 кб

Системный подход к управлению охраной здоровья

Латфуллин Геннадий Рашидович, Голухов Георгий Натанович, Шиленко Юрий Валентинович
В статье рассматриваются вопросы системного подхода в управлении охраной здоровья.

Похожие термины:

  • Системный подход к управлению

    рассмотрение управления как целостной, динамично развивающейся открытой системы. Она имеет собственную структуру в виде совокупности взаимосвязанных элементов, присущих любой деятельности, объ
  • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИОЛОГИИ

    один из методологических подходов классической социологии, основу к-рого составляет общая теория систем (1). В этой теории основное внимание уделяется проблемам целостности, организации и направл
  • Системный подход к исследованию

    под системным подходом понимается методологическое направление в науке, задачей которого является разработка методов исследования сложноорганизованных объектов (систем). Одним из способов прим
  • СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

    socio-technical systems approach) — подход к организационному проекту с применением теории систем, подчеркивающий потребность рассматривать взаимосвязь между социальными и техническими системами. Подход был