СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Источник: Социология. Словарь.
Система представляет собой набор взаимозависимых и взаимосвязанных объектов, функционирующих как одно целое. Понятие «система» часто используется в современной жизни; говорят о компьютерных системах, звуковых системах, что равносильно набору компонентов, создающих нечто в результате своего взаимодействия, нечто, которое не может по отдельности произвести ни один из них. Система обладает рядом особенностей: ее части реципрокны, каждая из них связана со всеми остальными, так что изменение одной влечет за собой изменение системы в целом. Структура системы с течением времени меняется, поскольку системы могут приспосабливаться к изменениям окружающей среды; система справляется с изменениями окружающей среды, получая от нее информацию, обрабатывая эту информацию и производя необходимые изменения. Система имеет границу, отделяющую ее от окружающей среды; граница может быть открытой, что позволяет системе взаимодействовать со средой, или закрытой, что предотвращает внешние влияния, способные изменить функционирование системы. Системы стремятся к равновесию, т. е. некоему балансу во взаимодействиях со средой, чтобы выжить, сохраняя при этом свою внутреннюю природу.
Системный подход также дает основу для понимания семьи как саморегулирующейся системы, которая функционирует в соответствии с правилами, установленными в процессе проб и ошибок. Социальные работники и семейные психотерапевты делают акцент на способности семейных систем к адаптации, в том числе по отношению к окружающей среде. Семьи, являющиеся закрытыми системами, которые противостоят изменениям и не развиваются, закрепляют стереотипы с возложением вины за это на отдельных членов семьи. Использование ЭКОГРАММ – еще одна распространенная техника, вытекающая из системного мышления. Школа СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ развивалась на основе представления о том, что семейные проблемы есть порождение взаимодействий между членами семьи, а изменение семьи в целом требует изменения поведения членов семьи в отношении друг друга, а не возложения вины на одного из членов. (См. также ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД.)
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Источник: Социологический справочник
СИСТЕМНЫЙ ПОДХOД к изучению народонас., применение принципов и методологич. средств системного подхода и общей теории систем к исследованию законов и закономерностей развития народонаселения и отд. демографич. процессов, одно из методологич. средств комплексного изучения народонас. (см. Комплексный подход).
Необходимость применения С. п. к исследованиям народонас. вызвана потребностями совершенствования управления обществ. процессами в условиях социализма (в т. ч. управления развитием народонаселения), задачами разработки и проведения эффективной демографич. политики. В сов. демографич. науке широкое применение принципов С. п. к исследованиям народонас. с кон. 60-х - нач. 70-х гг. связано с переходом от простого суммирования знаний об отд. сторонах развития нас. к системе знаний о народонаселении.
Методологич. специфика С. п. заключается в том, что он направлен не только на познание сущности развития народонас., раскрытие целостности народонас. и механизмов ее определяющих, но прежде всего на создание средств, обеспечивающих эффективное управление этим развитием. Последнее предполагает выявление всего многообразия связей народонас. с социально-экон. развитием, а также между отд. демографич. процессами, сведение этих связей в единую теоретич. картину развития народонас. На совр. этапе науч. исследований преим. разрабатываются теоретико-методологич. принципы С. п. к изучению народонас., а также проводятся отд. конкретные исследования, в к-рых делаются попытки применить эти принципы, напр. к анализу рождаемости, репродуктивного поведения и др.
С. п. основан на разработанной К. Марксом методологии исследования сложных социальных систем. В ´Капитале´ К. Маркса воплощены принципы анализа системных объектов (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, исторического и логического, дедукции и индукции и т. д.), явившиеся важнейшим компонентом диалектико-материалистич. методологии науч. познания. С. п. выступает как конкретизация принципов материалистич. диалектики в изучении народонас. как системы.
Осн. смысл С. п. как совокупности познават. принципов состоит в том, что народонас. изучается как целостность, как сложная социальная система. Тем самым предмет науки о народонас. строится в виде системы законов развития народонас. и отд. демографич. процессов. С. п. способствует объединению усилий ученых разных специальностей. Эвристич. возможности С. п. связаны с тем, что он позволяет выделить более широкую познават. реальность по сравнению с той, к-рая фиксируется в традиц. демографии, т. е. перейти от исследования отдельных, не связанных друг с другом демографич. процессов к анализу развития народонас. как целого.
С. п. открывает широкие возможности для моделирования процессов народонас., ориентирует исследователя на разработку стратегии анализа, предполагающей наличие у него исходной модели народонас. как целого. Эта модель позволяет соответств. образом организовать исследование и сохранить единую теоретич. картину развития народонас., опасность распадения к-рой существует в связи с множественностью описания народонас. методами разл. наук.
С. п. выступает эффективным средством познания законов и закономерностей развития народонас., разработки комплексной долгосрочной программы развития народонас. (см. Политика народонаселения). Эвристич. возможности С. п. в полной мере могут реализоваться лишь при ее применении в комплексе с др. общенауч. методами познания.
Маркс К., Введение к Критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. I; Лармин О. В., Методологические проблемы изучения народонаселения, М. 1974; Система знаний о народонаселении, М. 1976; Юдин Э. Г., Системный подход и принцип деятельности, М. 1978; Афанасьев В. Г., Системность и общество, М. 1980; Антонов А. И., Системный подход к исследованию народонаселения и рождаемости, в сб.: Системные исследования. Методологические проблемы, М. 1982; Гвишиани Д. М. Теоретико-методологические основания системных исследований и разработка проблем глобального развития, там же; Вишневский А. Г., Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее, М. 1982.
В. М. Медков.
Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «Системный подход», который в 1970-х годах прочно вошел в научный обиход. Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и таким образом способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.
Позитивная роль системного подхода может быть сведена к следующим основным моментам. Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании. Во-вторых, системный подход содержит в себе новую, по сравнению с предшествующими, схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями; для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т. е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление. В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта моет служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа (такую, например, как товар в экономическом учении К. Маркса), позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.
Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит его в тесную связь с другими методологическими направлениями современной науки. По своим познавательным установкам системный подход имеет особенно много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его связывает не только оперирование понятиями структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта; вместе с тем, принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием, они не подвергались слишком жесткой концептуализации и абсолютизации, как это имело место с некоторыми линиями в развитии указанных направлений. Непосредственно не решая философских проблем, системный подход сталкивается с необходимостью философского истолкования своих положений. Сама история становления системного подхода убеждает, что он неразрывно связан с фундаментальными идеями материалистической диалектики, и прежде всего с философским принципом системности. Именно диалектический материализм дает наиболее адекватное философское истолкование системного подхода. Методологически оплодотворяя его, он вместе с тем обогащает собственное содержание. При этом, однако, между диалектикой и системным подходом постоянно сохраняются отношения субординации, так как они представляют собой разные уровни методологии. Системный подход выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к исследованию, проектированию и конструированию объектов как сложных систем.
Лит.: Проблемы методологии системного исследования. – М., 1970; Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.