hidden curriculum). Поведение или установки, которые усваиваются в школе помимо официальной программы. Скрытая программа — неофициальная программа обучения, связанная, например, с усвоением гендерных различий.
Скрытая программа
Скрытая программа
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
СКРЫТАЯ ПРОГРАММА
hidden system) - совокупность ценностей, позиций, знаний, реализуемая в организации и процессах обучения и прививаемая ученикам в неявной форме.
Все школы имеют формальную программу, состоящую из элементов академического знания, которое ученики, как ожидается, приобретут. Но именно форма обучения - информация, передаваемая в результате ее организации и практики, - оказывает большее влияние, чем содержание предметов, поддерживая социальный контроль и принятие школьной, а следовательно, и общественной структуры власти.
Социологи утверждают, что базисная функция обучения состоит в воспроизводстве общественных ценностей и норм. И структу-рал-функционалисты, и марксисты совпадают в этом, но по совершенно разным причинам. Первые считают это необходимым для поддержания стабильности социального порядка в интересах всех (см., например, Парсонс, 1959), а вторые видят базисную функцию образования в воспроизводстве социальных отношений капиталистического экономического производства и сохранении классового порядка, который ставит пролетариат в подчиненное положение. Именно последняя функция в основном и достигается через обязательную программу (см. Боулз и Джинтис, 1976).
Все школы имеют формальную программу, состоящую из элементов академического знания, которое ученики, как ожидается, приобретут. Но именно форма обучения - информация, передаваемая в результате ее организации и практики, - оказывает большее влияние, чем содержание предметов, поддерживая социальный контроль и принятие школьной, а следовательно, и общественной структуры власти.
Социологи утверждают, что базисная функция обучения состоит в воспроизводстве общественных ценностей и норм. И структу-рал-функционалисты, и марксисты совпадают в этом, но по совершенно разным причинам. Первые считают это необходимым для поддержания стабильности социального порядка в интересах всех (см., например, Парсонс, 1959), а вторые видят базисную функцию образования в воспроизводстве социальных отношений капиталистического экономического производства и сохранении классового порядка, который ставит пролетариат в подчиненное положение. Именно последняя функция в основном и достигается через обязательную программу (см. Боулз и Джинтис, 1976).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Скрытая программа
Совокупность ценностей, позиций, знаний, методов, реализуемая в организации и процессе обучения и прививаемая обучаемым в неявной форме, т.е. все то, что преподается ученикам и воспринимается ими, но не является частью открытого плана учебных дисциплин и курсов. Скрытая программа, в частности, включает ценности, верования и аттитюды, которые усваиваются наряду со знаниями и навыками официальной открытой программы. Все учебные заведения имеют формальную программу, состоящую из элементов академического знания, которое молодые люди, как ожидается, приобретут. Но именно форма обучения — информация, передаваемая в результате ее организации и практики, — оказывает большее влияние, нежели содержание предметов, поддерживая социальный контроль и принятие административной и общественной структуры власти. Социологи утверждают, что базисная функция обучения состоит в воспроизводстве общественных ценностей и норм [9]. В советское время произошло нарушение неявного характера формирования таких ценностей, что повлекло формализацию процесса. Коммуникация в высшей школе должна основываться на построении такой скрытой программы, чтобы не сводить обучение к передаче и контролю знаний, а формировать признание общественных ценностей через систему примеров и способов личного влияния педагогов, организацию процесса.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.