СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Скрытая учебная программа
(от позднелат. programma – распоряжение, план: от греч. programma – приказ). Прихована навчальна програма. Hidden curriculum. В западной социологии образования – латентная тенденция ориентации учителей и учеников-мальчиков на половые различия учащихся, что обусловливается общими социально-культурными установками на поло-ролевые различия мужчин и женщин. В этих условиях отношение в школе к мальчикам и девочкам сильно отличается. Считается, что девочки должны быть послушными, пассивными и готовится к выполнению роли домохозяйки. Следовательно, им необходимо больше обращать внимание на “женские” предметы и нет необходимости глубоко изучать “неженские”, например, физику, химию, математику и др. Их возможные неуспехи здесь не вызывают тревоги и на них не обращают внимания, поэтому снижается и уровень интереса девочек к данным предметам. Учителя, в свою очередь, девочкам за более низкие чем у мальчиков знания ставят одинаковые оценки. С. у. п. предполагает формирование таких индивидуальных качеств, которые обязательны для рационализированного капиталистического производства. Главными из этих черт являются безукоризненное послушание, предельная пунктуальность, усердие и дисциплина. Все это однако имеет обратную сторону, потому что ученики с более или менее выраженными творческими способностями при таких требованиях, как правило, не успевают, потому что данные способности подавляются.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
HIDDEN CURRICULUM) Большинство учебных заведений имеет официальную учебную программу, охватывающую области академического знания, усвоение которых ожидается от учащихся, например, математику. Однако кроме этой академической и явно преподаваемой учебной программы существует также определенный набор ценностей, установок или принципов, который учителя передают учащимся неявным образом, это и есть скрытая учебная программа. Считается, что она способствует осуществлению социального контроля в школе и обществе в целом, поскольку посредством этой программы люди приучаются к конформизму и подчинению авторитету, она также учит их относиться к социальному неравенству как к естественному положению вещей и обеспечивает культурное воспроизводство. С. Боулз и Г. Гинтис (Bowles and Gintis, 1976) утверждали, что школы играют важную роль в обучении пунктуальности, дисциплине, послушанию и усердию, то есть качествам, необходимым, по их мнению, для рабочей силы в капиталистическом обществе. Согласно этой концепции, успех школы в обучении специальным навыкам и знаниям имеет меньшее значение, нежели успешная передача скрытой учебной программы, соответствующей дисциплинарным требованиям найма. Этот принцип соответствия подвергается критике на том основании, что многие учащиеся не социализируются в школе таким образом, они не становятся дисциплинированными рабочими, о чем свидетельствуют наблюдавшиеся временами распространение индустриального конфликта и сопротивление работников контролю со стороны менеджеров. Сопротивление может быть обнаружено даже в рамках самой школы, поскольку было установлено существование ученических субкультур (в основном среди менее успевающих учеников), отвергающих авторитет и школьные ценности. См. также: Классной комнаты взаимодействие; Образовательные достижения; Школьное знание.

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
883.44 кб

ЭКСПЕРТНЫЕ КУЛЬТУРЫ И СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Дудина Виктория Ивановна
В статье представлена теоретическая модель скрытой учебной программы в высшем образовании и рассмотрены вопросы ее влияния на воспроизводство экспертных культур в современном обществе.