СМИТ АДАМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Смит Адам
Smith, Adam) (1723—90), шотл. философ и экономист, основатель классической политической экономии. В своей новаторской работе Исследование о природе и причинах богатства народов (1776) уделил особое внимание происх. богатства, подчеркнув в этой связи важность как пром. произ-ва, так и сельского хозяйства. По мнению С., для роста богатства необходимы разделение труда и преобладание производственной деят-ти над непроизводственной.Чем обширнее рынок, тем большие масштабы принимают специализация и разделение труда. С. объяснял стоимость товара трудозатратами, а его цену — соотношением между предложением и спросом. Важное место в его концепции занимает конкуренция. По мысли С., при наличии конкуренции индивиды, преследующие эгоистические эконом, цели, вынуждены словно по мановению незримой руки увеличивать благосостояние всего об-ва. Исходя из этого, С. рекомендовал миним. вмешательство пр-ва (интервенция) в эконом, систему (laissez-faire, принцип неограниченной свободы предпринимательства).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

СМИТ АДАМ
Smith, Adam) (1723-1990) - шотландский моральный философ, наиболее запомнившийся своим "Исследованием причин и природы богатства народов" (1776). После плодотворного изучения разделения труда он предположил, что преследование индивидуумом личного интереса и беспрепятственное функционирование рынка действовали как "невидимая рука", имея своим результатом достижение "всеобщего благосостояния". Будучи ведущим представителем шотландского просвещения и посетив Францию, где он встречался с ведущими французскими социальными и экономическими мыслителями, Смит, помимо экономических проблем писал по многим темам: об этике, о политике, праве, языке. В "Теории нравственных чувств" (1779) он утверждал, что этические суждения зависят от воображения людьми самих себя в положении других и могут также освещаться через призму суждений об истине и заблуждении идеального беспристрастного наблюдателя. Хотя и крепко связанный с защитой доктрины Laissez Faire (прил.), Смит не был слеп к неблагоприятным последствиям разделения труда, отмечая его потенциально подрывающее и обесчеловечивающее воздействие на рабочих, хотя они вполне могли бы пожелать ограничить такое воздействие, но правительства в действительности руководствовались узкими интересами. См. также Классические политэкономисты.

Источник: Большой толковый социологический словарь

СМИТ АДАМ

СМИТ (Smith) Адам (1723-90), шотландский экономист и философ, представитель классич. бурж. политэкономии. Первым в бурж. науке сделал попытку на основе трудовой теории стоимости сформулировать аргументированную экон. теорию народонас. при капитализме, а также определить содержание закона народонас. Не раскрыв специфичность рассматриваемого закона, С. в работе ´Исследование о природе и причинах богатства народов´ (1776, рус. пер., 1935) все же связывает его с товарными отношениями, отмечая, что ´спрос на людей, как и спрос на всякий другой товар, необходимо регулирует производство людей - ускоряет его, когда оно идет слишком медленно, задерживает, когда оно про исходит слишком быстро´ (с. 73). С. был близок к пониманию стоимости товара рабочая сила, указывал, что величина заработной платы определялся стоимостью товаров, необходимых для поддержания жизни рабочего и его семьи. При формулировке закона народонас. С. развивал мысль физиократов о том, что рост богатства вызывает рост заработной платы, к-рый в свою очередь способствует увеличению числ. нас. Превышение темпов роста нас. над темпами роста богатства понижает заработную плату и, следовательно, числ. нас. С. (как впоследствии и Т. Мальтус) считал, что перенас. есть результат чрезмерного размножения рабочих. По С., бедность не является препятствием к заключению браков, хотя и затрудняет этот процесс; вместе с тем она способствует росту уровня рождаемости. Считая, что в улучшении положения низших слоев нас. должно быть заинтересовано все общество, т. к. они представляют собой часть нас. всякого гос-ва, С. не смог указать сколько-нибудь реального пути такого улучшения.

Аникин А. В., Адам Смит, М. 1968.

С. Д. Валентей.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

СМИТ Адам
(05.06.1723, Керколди, графство Файфшир,— 17.07. 1790, Эдинбург) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической бурж. политической экономии. С. оказал значит, влияние на развитие социологии. Ему принадлежит одно из первых углубленных исследований психологии человека, живущего в общине (The theory of moral sentiments). Он предпринял попытку раскрыть природу человеческих страстей, объяснить социальными факторами стремление человека оценивать себя и других. Сама способность человека к нравственному переживанию, утверждал он, ниспослана человеку свыше, однако формы и интенсивность ее проявления целиком и полностью определяются социальным окружением индивида. Человеку присущи два желания: (1) оценивать поступки окружающих людей и (2) завоевывать их одобрение. Весь комплекс чувств взаимодействующих между собой индивидов С. называет «сочувствованием». Оно становится возможным в силу того, что каждый человек явл. одновременно «внешним» и «внутр.» наблюдателем. С одной стороны, он наблюдает и оценивает поступки др. людей, с др.— глядит на себя глазами окружающих и с этой позиции судит себя и свое поведение.
Согласно С. ключевую роль среди всех человеческих эмоций играет чувство справедливости, понимаемое как воздержание от причинения зла другому. Именно справедливость, с т. зр. С, позволяет сдерживать порывы пагубных страстей, использовать свою энергию во благо других. Огромный импульс развитию социологии, как и др. обществ, наук, дал осуществленный С. всеобъемлющий анализ капитализма как экономической системы. С. близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как «капитал», «труд», «стоимость», «прибыль» и др. Осн. источником обществ, богатства, по С. явл. индивидуальное стремление к благополучию, а также присущее каждому индивиду желание добиться более высокого положения в об-ве. Главным условием процветания гос-ва С. считал: (1) господство частной собственности; (2) невмешательство гос-ва в экономику; (3) отсутствие препятствий для развития личной инициативы. Согласно С, важным фактором, способствующим экономическому росту, явл. разделение труда, позволяющее расширить применение машин.
Признавая, что разделение труда обедняет его, С. предлагал компенсировать эти негативные последствия путем введения всеобщего образования. С. делил об-во на три класса: (1) наемных рабочих; (2) капиталистов и (3) крупных землевладельцев; отмечал, что в условиях капитализма интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, однако считал такое положение неизбежным и естеств. Работы С. стали одним из теоретических источников политической экономии марксизма.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
127.30 кб

Понятие «Надлежащее» в «Теории нравственных чувств» Адама Смита

Апресян Рубен Грантович
Читать PDF
1.51 мб

О «Невидимой руке» Адама Смита и формировании научной картины социального мира

Антипов Г.А.
Выражение «невидимая рука рынка» из «Богатства Народов» Адама Смита в современной экономической и повседневной публицистике приобретает, порой, самые неожиданные обертона, в роде такого: «почему «невидимая рука рынка» писателя в у
Читать PDF
17.24 мб

Концепция беспристрастного наблюдателя и проблема души-тела в философии Адама Смита

Гечмен Доган
В статье анализируется рассмотрение Адамом Смитом проблемы души-тела в качестве социальной проблемы в то время, как традиционно ее исследуют в эпистемологическом контексте.
Читать PDF
591.86 кб

Здравый смысл онтоэпистемологии Адама Смита в контексте картезианского скептицизма и агностицизма Юм

Доган Гёкмен
Рассматривая традиционные для его времени проблемы познания, соотношения теоретического и эмпирического уровней, первичных и вторичных качеств, Смит искал свой путь решения, не принимая ни позицию Декарта, ни позицию Юма.
Читать PDF
623.87 кб

96. 01. 006. Фольрат Э. Понятие "имущественный индивидуализм" в свете учения Адама Смита. Vollrath E

Гирко Л. В.
Читать PDF
96.70 кб

2001. 03. 018. Грисволд-мл. Ч. Л. Риторика и этика: Адам смит размышляя о чувствах морали. Griswold-

Панченко А. И., Прямиков А. Д., Яковлев В. А.