СоциалемаСОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Найдено 33 определения термина СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Альтернативный социологический словарь

Социализация

продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Социализация

усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Социализация

становление личности в процессе усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Социализация

процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Социализация

это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Социализация

двусторонний процесс взаимодействия общества сутью которого является передача (трансляция) и усвоение старого (предшествующего) социального опыта и выработка нового.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той ли иной общности людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Социализация

процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

Социализация

процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Социализация

процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Социализация

процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге

Социализация

это процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

англ. socialization; нем. Sozialisierung. Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соц. группе. Различают С. первичную (детство, подростковый возраст, юность) и вторичную (зрелый возраст).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения социального статуса (положения) в обществе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Социализация

осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

Социализация (socialization)

Социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Социализация

двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Процесс усвоения индивидом необходимых для его успешного функционирования в обществе: 1) образцов поведения; 2) психологических механизмов; 3) социальных норм и ценностей. Процесс социального научения, продолжающийся практически всю жизнь. Социализация требует одобрения группы. Одним из основных аспектов социализации является язык, выступающий как ее основной инструмент. Социализация невозможна без овладения речью определенной социальной среды, нормами речевого поведения, свойственными ей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Социализация

присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности [21. – С. 463]. – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений… Социализация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений [28. – С. 170–171]. – процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях [9. – С. 588]. – передача социального опыта, охватывающая всю жизнь человека [26. – С. 26]. – процесс, в ходе которого культура общества передается детям [26. – С. 45].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

от лат. socialis) -общественный процесс усвоения человеком, индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Определяется социально - экономической структурой общества. Биосоциальной предпосылкой социализации является превращение биологического индивида в существо социальное. Социализация как бы описывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Человек в ходе своего социального созревания в свернутом виде проходим те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн. лет своей биологической эволюции. СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ, течение в обществоведении 2-йполовины 19 -нач.20вв., которое рассматривает биологические принципыестественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных как определяющие факторы общественной жизни (Г.Спенсер, Ж.В.Лапуже, Л.Вольтман, У.Беджгот, Л.Гумплович и др.). Показывая имеющуюся связь биологических и социальных процессов, вульгарно трактовал эволюционную теорию, рассматривая социальные конфликты как «естественные» и «не-устранимые», вне их связи с антагонистическими социальнымиотношениями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по биосоциологии

Социализация

socialization), сложный процесс усвоения индивидом системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе. Иногда синонимом С. в этом ее значении выступает этнокультуризация. С. продолжается на протяжении всей жизни человека и состоит из трех осн. стадий. Первая проходит гл.об. в семье. Несмотря на то что характер семьи меняется от об-ва к об-ву, она продолжает играть формирующую роль. Психологи выявили характерные способы прохождения ребенком разл. стадий развития и их связь с человеческим об-вом, при этом они опирались на теории социального научения и психосексуального развития. Особое значение матери, к-рая влияет на формирование социальных установок ребенка рассматривается, в частности, в работах Джона Боулби (привязанность), к-рый утверждал, что отсутствие такого влияния может неблагоприятно сказаться на социальном развитии ребенка. Эта т.зр. в нек-рых работах психологов и социологов серьезно оспаривается; акцент сместился на роль любви вообще. В младенчестве ребенок уже настраивается на опред. роль в семье (гендер), и это усиливается на второй стадии С., проходящей гл.об. в школе, где активизируется его общение уже с др. взрослыми. Для детей имеет огромное значение авторитет учителя; иногда разница, к-рую они наблюдают в поведении родителей и учителей, может стать причиной внутр. конфликта. На третьей стадии С. личность все больше подвержена влиянию не только окружающих взрослых, но и во все возрастающем масштабе средств массовой информации.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Социализация

процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. С. также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. С. охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу («очеловечивается») и способность участвовать в социальной жизни. Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т. Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве — с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте — с фигурой лидера и т. д.). В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам. Процесс С. продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы: начальный (С. ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (С. взрослого человека, осваивающего новые роли — супруга, родителя, дедушки и т. п.). Кроме того, выделяют первичную С, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т. д.), и вторичную С, которая осуществляется на более формальном, ин-ституциализированном уровне. На этом уровне агентами С. являются школа, вуз, СМИ и т. д. С. — двусторонний процесс, в которрм активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни.

Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации ( внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.) . В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный ( социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей ( а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д.

Социализация – двусторонний процесс, в котором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

SOCIALIZATION) Социологи используют данный термин для обозначения процесса, посредством которого люди обучаются соответствию социальным нормам. Социализация делает возможным продолжение существования общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Этот процесс может концептуализироваться двумя способами. (1) Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязывается посредством внешней регуляции, а налагаются индивидом самим на себя, становясь, таким образом, частью его «Я». Вследствие этого индивид ощущает потребность соответствовать социальным нормам. (2) Социализация может пониматься как существенный элемент социального взаимодействия. Это понимание основывается на предположении о том, что люди стремятся к укреплению своего представления о себе посредством достижения одобрения и определенного статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются по мере приведения своих действий в соответствие с ожиданиями других. Эти варианты понимания социализации могут совмещаться, примером этого являются работы Т. Парсонса. В социализации могут быть выделены три стадии: начальная — социализация ребенка в семье, средняя — социализация в школе и, наконец, третья стадия — социализация во взрослом возрасте, когда деятели начинают исполнять роли, к которым их не могли полностью подготовить первые две стадии (такие, как роли работника, мужа/жены или родителя). В середине ХХ в. социологи, в особенности приверженцы парсоновского функционализма, часто проявляли то, что Д.Ронг (Wrong, 1961) назвал «сверхсоциализированным пониманием человека». Они считали социализацию всемогущей и действенной и не рассматривали ее как опытный процесс, результат которого не предопределен заранее и который, хотя и оказывает влияние на поведение и убеждения деятелей, не может их детерминировать. Сторонники символического интеракционизма также критиковали общепринятую практику использования термина «социализация», подчеркивая, что социализация — это процесс трансакции между индивидом и обществом, при котором обе стороны пользуются одинаковым влиянием друг на друга. В настоящее время признается, что индивиды редко всецело формируются культурой своего общества. См. также: Деятельность и структура; Значимые другие; Идентичность; Мид Джордж; Норма; Предвосхищаемая социализация; Роль. Лит.: Danziger(1971)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

Социализация

1. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе, процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. С. продолжается практически всю жизнь, так как индивид сталкивается с необходимостью выполнения различных социальных ролей.

-первичная С. (социализация ребенка) - стадия социализации, характерная для раннего детства, происходит, как правило, в семье, которая является первым в жизни человека социализующим агентом. Ранняя социализация является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в социальной жизни.

-вторичная С. - стадия социализации, для которой характерна интериоризация установок и норм, формирование саморегуляторных процессов. На этой стадии происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной социализации индивида.

См. также: Социальная группа, Социальная роль, Языковая социализация 2. Языковой аспект С.: язык является компонентом С. и ее основным инструментом. С. невозможна без овладения речью, и не речью вообще, а речью данной социальной среды, нормами речевого поведения, свойственными этой среде.

См. также: Языковая социализация Социальная база идиома (языка) Показатель, характеризующий количественный (демографическая мощность языка) и качественный (возрастные особенности, образ жизни и др.) состав носителей языка, либо какой-л. формы существования языка. Напр., социальную базу мордовского языка составляют лица, владеющие литературным или другими подсистемами данного языка и проживающие как на территории Мордовии, так и за ее пределами. Сдвиги в С.б.и. влекут за собой изменения в языковой области, напр., пополнение социальной базы носителей русского литературного языка за последние десятилетия за счет лиц с низким культурным уровнем и определенными ценностными установками выразилось в таких заметных инновациях, как проникновение даже в письменную форму литературного языка жаргонных слов и выражений, с одной стороны, и в стремлении к чрезмерному использованию новых заимствований, в том числе, заменяющих старые, «обрусевшие» иностранные слова, - с другой (напр., мобайл вм. «мобильный», кофе-хауз вм. «кафе»).

См. также: Демографическая мощность идиома

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

socialization) - 1. (Также называемая эн-культурацией) процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни (см. Аккультурация). В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм. Как подчеркнули Парше и Бейлз (1955), социализация в семье и где-либо еще предполагает интеграцию в общество, с одной стороны, и дифференциацию индивидуума - с другой. 2. Замена частной собственности на средства производства государственной собственностью. 3. (Марксизм) Тенденция капиталистического производства ко все большей зави-имости от коллективной организации (например, взаимосвязь многих различных процессов). Это одна из важных причин, почему Маркс ожидал осуществления в конечном счете перехода к социализму (и общественной собственности на средства производства).

В данном понятии значение 1 наиболее важно для социологов и антропологов. Кроме того, характеризуя отношения между индивидуумом и обществом, оно соединяет социологию и психологию. Теории социализации сосредоточились на:

(а) когнитивном развитии (например, Пиаже);

(б) приобретении нравственной и персональной идентичности через семейные отношения (например, Фрейд);

(в) выработке понимания "Я" и социальной идентичности (например, Дж. X. Мид);

(г) интериоризации нравственных категорий и ценностей группы (например, Дюркгейм);

(д) развитии социального мастерства, поддерживающего интеракцию во всех назначениях и прежде всего в лингвистической коммуникации, посредством которой социальная и физическая окружающая среда приспосабливается и интерпретируется (например, Бернштейн).

Между двумя формами социализации иногда также вырисовывается различие между процессом становления взрослого социального существа с центром, в значительной степени приходящимся на детство, - первичной социализацией, и более общими процессами, посредством которых передается культура (в частности, взрослые сверстники, средства коммуникации и т.д.), - вторичная социализация.

Согласно Д. Ронгу (1961), различать эти формы термина в значении 1 полезно, однако необходимо, чтобы активные, целеустремленные и рефлексивные величины отношений между "Я" и другими подтверждались для них обеих (см. Сверхсоциализированная концепция человека).

См. также Споры о природе и воспитании; Развитие; Зеркальное "Я".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

Социализация

от лат. socialis - общественный) - становление и развитие личности, состоящее в усвоении индивидом в течение всей жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения. Термин используется с конца X I X в. (Э. Дюркгейм, Г. Тард и др.). Так, теория Э. Дюркгейма строится на положении о двойственной природе человека: биологической (способности, импульсы и др.) и социальной (нормы, ценности, идеалы). Общество контролирует биологическую природу человека; если же контроль ослабляется, возникает состояние аномии. Основная функция социализации, по мнению Дюркгейма, - приобщение индивидов к идее коллективного сознания, установление целостности общества. Социализированной признается личность, умеющая подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Ядром дюркгеймовской концепции стала теория морали, функции которой он связывал с воспитанием, развитием в ребенке качеств, нужных обществу. Воспитание Дюркгейм рассматривал как об- щественный феномен, заключающийся в социализации молодого поколения. У Г. Тарда главным положением является принцип подражания в системе «учитель-ученик», определяющий социализацию в системе социальных взаимодействий, а инновации - это отклонения от строгого повторения, делающие возможной социальную эволюцию. Развернутая теория социализации представлена в работах Т. Парсонса. По его мнению, социализация является главным средством поддержания социального равновесия. При этом важнейшим условием социализации он считает адаптацию индивидов к социальной сфере. Успех социализации, по Н. Смелзеру, обусловлен тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. В отечественной науке проблемой социализации занимались начиная с конца X I X в. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев и др. Однако в советский период понятие «социализация» не использовалось. Речь шла о «формировании личности», «коммунистическом воспитании», «всестороннем и гармоничном развитии». Лишь с 1960-х гг. в проблемное поле Г.М. Андреевой, И.С. Кона и некоторых других социальных психологов вошла проблематика социализации. Так, Г.М. Андреева выделила три этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. В последние годы подход к периодизации изменился. Стали отличать первичную социализацию (от рождения до формирования зрелой личности) и вторичную, или ресоциализа- цию (перестройку личности уже в период ее социальной зрелости). Выделяют также две фазы социализации: социальную адаптацию (приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам) и интерио- ризацию (включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Социализация - это сложный, многосторонний процесс; она далеко не всегда бывает успешной и тогда проявляется в девиан- тном поведении [6].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Социализация

от лат. socialis общественный) процесс складывания основных параметров человеческой личности (сознания, чувств, способностей и т. д.) на основе обучения и воспитания, усвоения социальных ролей, в результате чего человек превращается в члена современного ему общества. Этот процесс обеспечивает преемственность исторического развития. Через С. происходит наследование и преобразование индивидами социального опыта, превращение его в собственные установки, ориентации, навыки, умения, способности т. д. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведениерезультат упущений в ходе С. Процесс С. осуществляется в результате усвоения индивидами культуры общества. В основе механизма С.активнопреобразовательная деятельность человека, посредством которой происходит включение его в жизнь общества, формирование социальных связей, освоение всеобщих способов практической деятельности, развитие сознания, самосознания,систем социальной ориентации и т. п. С. по своему существу является самореализацией индивида в процессе его активно-трудовой деятельности. Поэтому С. осуществляется тем успешнее, чем активнее участие индивида в творчески-преобразовательной общественной деятельности. Результаты С. определяются: 1) системой форм культуры общества, которую усваивает индивид в процессе деятельности, 2) характером и направленностью деятельности по усвоению культуры, 3) способом общения индивидов в процессе приобщения их к культуре общества. Процесс С. исторически обусловлен. Это находит выражение, во-первых, в том, что в его результате образуются не какие-то абстрактные социальные качества человека, а те конкретно-исторические черты личности, которые необходимы ей для жизнедеятельности в конкретном обществе. Во-вторых, в том, что содержание, стадии, конкретные механизмы С. определяются социально-экономической структурой этого общества и варьируют в различные исторические периоды. В условиях НТР происходит усложнение общественных институтов С., разрушение одних-традиционных, становление другихновых ее форм, изменяется соотношение семейного и внесемейного воспитания, взаимоотношение поколений, изменяются критерии социальной зрелости и т. п. С.это не только становление законченности и зрелости личностных черт (формирование), но также развитие и модификация зрелых форм социальности личности в ходе включения ее в систему новых связей и зависимостей. С. длится всю жизнь человека, проходя ряд этапов: первичная, этап становления социальной зрелости и выбора профессии, этап зрелости и реализации профессионального выбора и т. д. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные, осуществляемые в различных формах. Для современного общества особое значение приобретают различные целенаправленно организованные формы С.: общественные институты воспитания, обучения, образования и др. Сложный и многогранный процесс С. изучается различными науками (психологией, социальной психологией, социологией, историей, этнографией, педагогикой, философией), каждая из которых исследует различные его аспекты. Социология изучает процесс С. в следующих аспектах: 1) социокультурном (С. поколений в конкретно-исторических условиях), 2) биосоциогенетическом (С. индивидов в определенных социально-экономических условиях), 3) генетпко-возрастпом (возрастная С. в условиях конкретного общества).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

Социализация

от лат. socialis – общественный) – социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Это процесс освоения людьми культурных норм общества и собственных РОЛЕЙ. Иными словами, люди узнают, чего ждут от них окружающие в плане поведения и УСТАНОВОК.

Как и во многих других сферах, ведутся споры о степени наследственного и средового влияния на такие качества человека, как половая идентичность. Биологи считают, что многие виды нашего поведения выработаны в процессе эволюции и человек рождается с предопределенностью ряда поведенческих стереотипов. Кросскультурные исследования показывают гораздо более широкое разнообразие, чем можно было бы ожидать исходя из такой точки зрения. Есть мнение, что социализация является продуктом взаимодействия врожденных особенностей ребенка и поведения окружающих его людей.

Источников информации, т. е. влияющих на социализацию факторов, в культуре множество, некоторые них противоречат друг другу. Первыми свое влияние оказывают воспитатели, например члены нуклеарной семьи. Когда ребенка начинают воспитывать другие люди, не родственники, няни или учителя, формируется новая группа влияний, не только взрослых, но и детей. Различают влияние ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ, т. е. лиц, находящихся в сходном положении, например одноклассников, и референтной группы, т. е. людей, с которыми данный человек себя идентифицирует. Если эти группы не совпадают, подчинение давлению со стороны группы сверстников может вызвать конфликт.

Средства массовой информации служат еще одним источником сведений о поведении. В результате возникают опасения, что нормы одной культуры поглотят другую, этот процесс иногда называют культурным империализмом. Реагируя на это, некоторые общества запрещают демонстрацию фильмов и телевизионных программ некоторых других стран, чтобы население через средства массовой информации подвергалось воздействию только норм собственной культуры. Высказываются также опасения, что материалы о насилии и порнографии оказывают особенно пагубное влияние на молодежь. Исследователи расходятся во взглядах на последствия таких влияний, отмечая в одних случаях негативное влияние, а в других не находя убедительных этому подтверждений. Тем не менее теоретики социального научения утверждают, что дети выучивают поведенческие стереотипы, наблюдая за взрослыми.

Социализация не прекращается и во взрослом возрасте. Роли, которые человек играет, формируют его поведение. Например, профессиональная роль формируется под влиянием ряда факторов, а именно: давление исходит и от других представителей данной профессии, и от других членов общества, у которых есть идеи о том о том, что следует и не следует делать при выполнении данной роли, и от исторически сложившихся стереотипных представлений о том, как надо себя вести в данной роли.

До недавнего времени социализация рассматривалась как главное средство воспитания в институциализированных образовательных системах. В настоящее время считается, что социализация личности, не уравновешенная индивидуацией, блокирует осуществимость человека как индивидуальности. Кроме того, в последние годы смещается акцент в сферу деятельности, где социализация личности рассматривается как расширение видов последней и как способ оптимизации смысловых отношений субъектов деятельности. Большое значение при этом имеет рассмотрение социализации личности с точки зрения диспозиционной концепции регуляции социального поведения (В. А. Ядов).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь справочник по социальной работе

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

процесс усвоения индивидом образцов поведения, психология, механизмов, соц. норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном об-ве. С. охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью к-рых человек приобретает соц. природу и способность участвовать в соц. жизни. Нек-рые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, напр., средства массовой информации, другие - на отдельных стадиях жизни. Термин С. употребляется гл. обр. в социологии и соц. психологии. Наибольшее внимание исследователей уделяется С. в детстве что подразумевает прежде всего семью, т. к она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя С. является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в соц. жизни. Теория и исследования С. имеют довольно значительную историю. З. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка к к-рым относятся: подтверждение - исключение, запрещение, замещение (подстановка), имитация и идентификация. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями с помощью к-рых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в процессе С. являются стадии психосексуального развития, при к-ром происходит "развертывание" врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями об-ва. Фрейд считал, что С. ограничивается первыми 5-6 годами жизни. что вместе с его отрицанием позитивной роли соц. окружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы. Так, подход Ж. Пиаже, сохраняя идею различн. стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского. Пиаже делает акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и соц. взаимодействия, к-рые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к др. При этом он указывает на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. В качестве механизмов Ж. Пиаже выделяет ассимиляцию и аккомодацию. По Пиаже, поведение управляется образцами когнитивных структур, называемых схемами. Пиаже подчеркивал активную роль субъекта в этих ключевых процессах С. Ребенок усваивает новый опыт, используя существующие схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма "равновесия". Точка зрения Ж. Пиаже о значимости соц. взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символич. интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. По Дж. Миду "Я" (индивид, активное существо) и "меня" представление индивида о себе). Единство "Я" обеспечивает "генерализованный другой" в процессе соц. взаимодействия. Восприятие установок об-ва и ролей, как др. индивидов, так и генерализованного другого - основа процесса С. Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в его С. и значения отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности. Т. Парсонс и Р. Бейлз применили понятия, введенные З. Фрейдом, к теории соц. действия и соц. систем. Они определяют, напр., имитацию как процесс, с помощью к-рого вследствие взаимодействия с соц. объектом усваиваются специфич. элементы культуры, особые знания, умения, символическое поведение. Но имитация не предполагает никакого длительного отношения с моделью или отношений солидарности. Идентификация же для них означает интернализацию ценностей модели и представляет собой процесс соц. научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к "другому" - специфической или диффузной, нейтральной или эмоциональной, основанной на любви или уважении. Очевидно, что привязанности наиболее сильны и эмоционально значимы в семье. Отсюда такое значение, придаваемое С. в семье. М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы С. в об-вах, находящихся на различн. стадиях обществ. развития. Они указывали на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к др. и от одного статуса к др., в частности переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости. Они исследовали способы влияния культуры данного об-ва на характер и рез-ты жизненных изменений (переходов). Мид и Бенедикт подчеркивали, что переходными моментами являются не только отрочество, но и родительство, старость и весь жизненный Цикл. Эти взгляды являются основой многих со-зременных теорий жизненных циклов семьи и индивида. Каждому из таких циклов соответствует свой этап С. Проблемам С. уделяется большое внимание в соц. психологии, где С. определяется как процесс соц. научения, для к-рого необходимо одобрение группы. При этом индивиды развивают качества, нужные для эффективного функционирования в об-ве. С. здесь включает характеристики, приобретаемые индивидом, и психологич. механизмы, с помощью к-рых достигаются желаемые перемены. Многие соц. психологи выделяют две основные стадии С. - первичную, характерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм или стадию формирования саморегуляторных процессов, на к-рой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной С. индивида. Ряд авторов рассматривают С. как двусторонний процесс, в к-ром индивиды играют активную роль в изменении своего окружения. Многие авторы подчеркивают, что С. не кончается в детстве, а продолжается практически всю жизнь, т. к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения различн. соц. ролей. Уже у взрослого человека в условиях быстрых соц. и технологич. изменений образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми умениями и навыками, соответствующими изменившимся обстоятельствам, т. е. происходит ресоциализация. Лит.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Кон И.С. Социология личности. М., 1967; его же. Открытие "Я". М., 1978; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980; Развитие личности ребенка. М., 1987; Bandura A., Walters R.M. Socialization after childhood. N.Y., 1969; Social Psychology. Sociological perspectives. N.Y., 1981. Л.В. Ясная.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(лат. socialis – общественный) – процесс становления личности, путем усвоения индивидом ценостей, норм, установок, образцов поведения, принятых в данном обществе. По своему содержанию социализация – это процесс двусторонний. С одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой – активное воссоздание индивидом системы социальных связей за счет его деятельности. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Выделяют такие подходы к трактовке социализации: 1. социологический – рассматривает социализацию как трансляцию культуры от поколения к поколению, общий механизм наследования, который охватывает как стихийные влияния среды, так и организованные, такие как воспитание и образование; факторно институционный определяет социализацию как совокупность, множественность и некоторую автономность, а не жесткую иерархическую систему действия факторов, институтов и агентов социализации; 3. интеракционистский, в котором социализация в качестве важной детерминанты предусматривает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности; 4. интеризационый – усвоение личностью норм, ценностей, стереотипов, которые выработаны обществом в результате формирования системы внутренних регуляторов и норм поведения; 5. интраиндивидуальний - предусматривает творческую самореализацию личности, самосовершенствование. В психолого-педагогической науке различают три направления в социализационной проблематике. Первый – социально философский. В пределах социально философских концепций социализации смыслообразующее понятие – это сохранение и стабилизация общественных отношений при их усвоении, а также активное коммуникативное влияние, в процессе которого происходит апробация разнообразных социальных ролей, формируется аутентичное социальное „Я”. Второй – социально психологический. Здесь социально психологические аспекты социализации отмечены в плоскости включения индивида в разнообразные общественные отношения, усвоения и воссоздания социального опыта и связей, активного превращения среды. Третий – социально педагогический. Особенность этого подхода – попытка рассматривать социализацию как процесс, который отображает социальное формирование личности в конкретной социокультурной среде как формирование определеного социального типа. В этом случае социализация – это чрезвычайно сложный и многофакторный процесс приобретения индивидом человеческих свойств и качеств, направленность которых определяет конкретная социальная ситуация. С позиций социально педагогического подхода важно учитывать, что в ходе социализации личность активно принимает участие в процессах самопревращения, которые проходят на фоне изменяющейся социокультурной среды. Степень ее участия в этих изменениях определяет темпы социализации, а направленность зависит от их социальной значимости. В сущности, личность только на первых этапах развития ограничена рамками определенного социума, впоследствии идут активные процессы его расширения, поиска своего места в нем, коррекции отношений, самоорганизации индивидуального пространства.

Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация происходит в детстве. Это самая первая социализация, благодаря которой личность становится полноправным членом любого общества, поскольку она идентифицирует себя с другими и с обществом в целом, усваивает культурные ценности и нормы поведения. Ориентировочно первичная социализация длится до совершеннолетия личности. Вторичная социализация – это каждый следующий процесс, который помогает предварительно социализирующему индивиду входить в новые сферы общества, его институции. Понятие вторичной социализации введено для того, чтобы отделять трансформации личности в более поздний период (например, профессиональную) от процесса усвоения ею элементарных социальных навыков в детстве. При этом основное внимание сосредоточено на ситуациях, когда четко оказываются и тяжело переживаются личностью упущения или неадекватность первичной социализации в условиях, которые изменяются. Выделяют такие типы социализации: политическая, этнокультурна (этническая), гендерная (поло ролевая), культурная, профессиональная. Различают несколько видов социализации. Стихийная социализация человека происходит в результате влияния на личность разнообразных специально не создаваемых обстоятельств общественной жизни. Относительно направленная социализация имеет целью организацию в обществе определенных экономических, законодательных и других предпосылок, которые влияют на развитие и жизненный путь личности (например, начало учебы в школе, минимальный образовательный уровень, возрастной ценз начала трудовой жизни и тому подобное). Социально контролируемая социализация (воспитание) – это процесс специально организованной передачи социального опыта личности и развития ее потенциальных возможностей, который происходит в разных государственных и негосударственных организациях (школа, внешкольные учреждения, детские и молодежные организации). Социализация происходит во взаимодействии личности с огромным количеством разных условий и влияний среды, которые называют факторами социализации. Среди них выделяют мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (тип поселения, средства массовой информации, субкультуры); микрофакторы (семья, соседи, группы ровесников, воспитательные организации). К социально психологическим механизмам социализации принадлежат: импринтинг – фиксация человеком на рецепторном и подсознательном уровне особенностей объектов, что на нее влияют; наследование – копирование человеком определенных образцов поведения и деятельности других; идентификация – отождествление человеком себя с другими людьми, группой, сообществом; рефлексия – оценка личностью разных проявлений своего “Я”; интериоризация – процесс превращения внешних, реальных операций социальной деятельности во внутренние, идеальные; экстериоризация – процесс перехода от внутренней, психической деятельности к внешней, практической. Социально педагогические механизмы социализации: традиционный – усвоение человеком норм, образцов поведения, взглядов, стереотипов, которые присущие его ближайшему окружению (семья, соседи, родственники, друзья); институциональный – функционирует в процессе взаимодействия человека с социальными институтами общества и разнообразными организациями, а также средствами массовой информации. В процессе такого взаимодействия личность приобретает знания и опыт социально одобряемого поведения, конфликтного или бесконфликтного соблюдения определенных социальных норм; стилизованный – действует в пределах отдельной субкультуры, как комплекс определенных ценностей и особенностей поведения, присущий для людей определенного возраста, профессии, национальной или социальной группы, которая в целом влияет на стиль жизни и мышления личности; межличностный – функционирует в процессе взаимодействия человека с авторитетными для него личностями. Существует определенная система институтов социализации. Это относительно стойкие типы и формы социальной практики, благодаря которым организуется процесс социализации личности в рамках социальной системы общества. К ним принадлежат образование и воспитание, семья, школа, высшие учебные заведения, неформальные объединения и тому подобное. Институты социализации могут быть специально созданными и такими, которые сложились стихийно. Их функционирование направлено на развитие личности. Агенты социализации – это люди и учреждения, действующие социальные субъекты, с помощью которых человек социализируется благодаря учебе, коммуникации, приобщению к культуре. Суть социализации заключается в том, что она – процесс и результат развития и самоизменения человека во время приобретения им социального опыта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

от лат. socialis - общественный) - совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.

С. предполагает одновременное: усвоение социальных ролей и образцов поведения , позволяющих индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего(их) социального(ых) статуса(ов); овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями, языками, смыслами и т.д. культуры; приобретение собственного социокультурного опыта и личностной (социальной, этнической, конфессиональной и т.д.) идентичности ; достижение статуса "взрослого" - самостоятельного и автономного деятеля (субъекта, актора), способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с институционально и межличностно транслируемыми предписаниями, запретами и ожиданиями общества, а также социальных общностей и групп, к которым принадлежит индивид. С. - двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля , призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур. Через процессы С. обеспечивается воспроизводство людских ресурсов общества и задаются их качественные параметры, обеспечивается его нормальное функционирование и преемственность поколений, закладывается потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития. С. обеспечивается принятыми в культуре и институциализированными в социуме и его соответствующих подсистемах технологиями и стратегиями обучения, профессиональной подготовки, образования, воспитания, поддержанием необходимого уровня функциональной грамотности социальных деятелей.

Успешность социализационных процессов в любом обществе во многом определяется: привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения "правил общественной жизни" в широком смысле слова; успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся); умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни. А в конечном итоге - поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, воспроизводством структур, обеспечивающих социальный порядок. Таким образом, С. следует рассматривать как один из основных социообразующих, наряду со стратификацией и институционализацией, процессов, проявляющийся на всех уровнях и охватывающий все сферы общественной жизни. Характер и поддерживаемые параметры социализационных процессов позволяют во многом как типологизировать социумы, относящиеся к разным цивилизациям и эпохам, так и понимать специфичные только для этих социумов и их культур конкретные социокультурные и личностные феномены. Существенны и показательны в социологическом контексте, в частности, те сломы социализационных стратегий и технологий, которые фиксируются при переходах от традиционных к индустриальным (модернистским/модерновым) и от последних к постиндустриальным (постмодернистским/пост-модерновым) типам социальности .

В большинстве социологических дискурсов различают первичную и вторичную С., что вводит представление о периодичности и стадиальности протекания социализационных процессов. Первичная С. трактуется при этом как финитный процесс, завершающийся со становлением личностных структур индивида и приобретением им прав "взрослого" в данном типе общества (т.е. началом социальной зрелости). Последнее, как правило, связано: с овладением определенной профессией и началом трудовой деятельности; получением образования, соответствующего тому или иному стандарту; началом самостоятельной семейной жизни и приобретением статуса "родителя"; обретением всей полноты политических, юридических и т.д. прав и обязанностей; закреплением личностной (само)идентификации. В обществах традиционного и особенно архаического типов границы завершения первичной С. фиксируются достаточно четко, например, через прохождение обрядов инициации, и характеризуются, как правило, совпадением (как минимум корреляцией) во времени всех составляющих социализационного процесса. В обществах индустриального типа составляющие С. в той или иной мере автономизируются друг от друга, что ведет к нарастанию их несинхронности во времени. В обществах "позднего модерна" и/или постмодерновых обществах десинхронизация и автономизация этих составляющих многократно усиливается, а сама С. предельно растягивается во времени, вторгаясь отдельными своими компонентами в фазу "социальной зрелости", принципиально определявшуюся как лежащую за пределами первичной С.

Это связано с изменением характера и параметров протекания других социокультурных процессов. Из наиболее существенных факторов в этом отношении следовало бы назвать: принципиальное изменение демографического поведения, акселерацию, иные стратегии построения брачно-семейных отношений; увеличение требований к получаемому стандарту образования, длительность и сложность овладения современными профессиями, возрастание квалификационных требований; рост территориальной и социальной мобильности, максимальную динамизацию социокультурной жизни, необходимость постоянной корректировки и смены приобретаемых идентичностей; предельную урбанизированность образа жизни, его жесткое подчинение временным ритмам, анонимизацию социальных отношений; изменение моделей экологического, экономического, политического, культурного и индивидуального поведения; влияние массовой культуры, рекламы, средств массовой информации, новых компьютерных и информационных технологий; факторы психологического характера (одиночество, стрессы, культурные шоки, психические заболевания и т.д.). В результате не только размываются этапные границы С., возрастает сложность и насыщенность социализационных процессов, но и массовизируются феномены так называемых "опережающей" и "запаздывающей" С., во многом ставится под вопрос сам финитный характер первичной С. и возникает необходимость переопределения сути С. вторичной.

Под последней в социологии традиционно понимали совокупность процессов социально-адаптационного характера, характеризующих изменения в жизни "социально-зрелого" ("взрослого") человека - носителя сформированных личностных структур, автономного и ответственного за самостоятельно принимаемые решения. При таком подходе к трактовке С. некоторые социологи вообще отрицали необходимость понятийного оформления этих процессов как социализационных, считая возможным рассматривать их в терминах социальной адаптации - приспособления на разных уровнях "включенности" к изменениям социокультурных, жизненных и возрастных ситуаций. Особые, но слабо прописанные проблемы в данном случае представляли собой тематизмы: завершения активного жизненного цикла, в связи с чем предлагалось обсуждение разных версий "десоциализации" пожилых людей, сужающих сферу своей социокультурной активности; маргинализации и пауперизации тех или иных социальных групп и индивидов; ресоциализации отдельных людей, потребность в которой возникала в результате перенесенной болезни или полученной травмы (на чем предметно фиксировались прежде всего психологи); кардинальной смены языковой и/или культурной среды (чем занимались прежде всего культурологи и антропологи). Для описания процессов последнего рода в американской культурной антропологии были предложены термины "культурализация" (К. Клакхон) и "инкультурация" (М. Херсковиц), которые были к тому же полемически противопоставлены термину "С." как делающему акцент на усвоении социальных ролей, в контексте анализа которых в 1930-е/1950-е и была, собственно, конституирована в (прежде всего в американской) социологии проблематика и тематика С. личности; другой канал их концептуализации - европейская психология - прежде всего в лице Л.С. Выготского , Ж. Пиаже, З. Фрейда , Э. Эриксона , а затем и представителей гуманистической психологии, - сосредоточившая внимание на формировании личностных структур и когнитивных и иных способностей ребенка в процессах его все более полного включения в социокультурную жизнь.

Таким образом, в отличие от более или менее соблюдаемого единства (при всем многообразии дисциплинарных и парадигмальных версий), в понимании сути первичной С., наиболее спорным и уязвимым для критики оказался концепт вторичной С., что было усилено критической рефлексией процессов, стимулированных обществами. Находящимися в состоянии "пост-", а также осмыслением материалов, накопленных при исследовании архаических и традиционных обществ, позволившим конституировать новую предметность научного изучения - этнологию (этнографию детства). Тем самым в современных дискурсах понятийно-терминологический ряд, связанный с тематикой и проблематикой С., все больше стал связываться с эвристическими возможностями социологических и психологических парадигм, оформленных в неклассическо-неоклассический период развития социогуманитарного знания, а сама тематика и проблематика, ранее трактовавшаяся как сугубо "социализационная", стала во многом осмысливаться с применением иных методологических и концептуальных средств.

В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме СОЦИАЛИЗАЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме СОЦИАЛИЗАЦИЯ — 0

Найдено книг по теме СОЦИАЛИЗАЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме СОЦИАЛИЗАЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме СОЦИАЛИЗАЦИЯ — 0