Социальная фасилитация

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Фасилитация социальная
повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вмешательства в его действия), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за его действиями.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(англ. facilitate – облегчать) – повышение продуктивности и темпов деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы, которые выполняют роль соперника или наблюдателя; процесс предоставления помощи группе в выполнении заданий, решении проблем или достижение соглашения за взаимной договоренностью участников. Согласно первичного значения дефиниции, фасилитация социальная – это тенденция, которая побуждает людей лучше выполнять простые и хорошо известные задания в присутствии других; согласно современному значению, это повышение быстроты и продуктивности деятельности индивида вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей (без вторжения в его действия), которые выполняют роль соперника или наблюдателя за его действиями. Впервые социальная фасилитация была зафиксирована в конце ХІХ в. в экспериментах французского физиолога Фере, а потом детально описана Ф. Олпортом, В. Меди, В. Бехтеревым. Успешная фасилитация включает прогностический компонент, который состоит в определении перспектив развития социального действия, его подготовки и планировании; конструктивный подход; определенные навыки и тип поведения; набор средств и методов, необходимых для работы. Цель фасилитатора – поддержать группу в решении проблемного вопроса или задания. Это происходит в практической деятельности, когда, например, тренер выполняет роль фасилитатора: помогает участникам в процессе их собственного поиска путей решения проблемы, поддерживает процесс наработки нового социального опыта. Фасилитатор направляет обмен информацией между участниками, помогает процессу получения участниками нового опыта, определению сферы его применения. Среди разнообразных стилей ведения группы выделяют фасилитативный стиль, который очень похож на демократичный и предполагает одинаковую ответственность членов группы за все, что происходит на занятиях (встречах, сессиях). Это происходит таким образом: ведущий группы предлагает тему, сначала задает стиль обсуждения и взаимодействия, но потом постепенно отстраняется от непосредственного ведения группы, оставляя участникам возможность самостоятельно конструировать взаимодействие, выбирать те или иные аспекты исследуемой тематики. Основная функция такого рода деятельности – следить за безопасностью и доверительной атмосферой в группе, а ответственность за то, что происходит во время работы, постепенно делегируется всем участникам. Существует еще одна характеристика фасилитативного стиля, которая состоит в том, что он содействует установке и налаживанию новых связей между группами и социальными институтами, а также помогает укреплению связей, которые существуют для достижения желаемых для участников группы целей. Установлено, что возникновение феномена социальной фасилитации зависит от характера выполняемых заданий. Присутствие наблюдателя (соперника) позитивно влияет на количественные характеристики деятельности и негативно – на качественные, соответственно повышая результативность простых видов деятельности и усложняя выполнение сложных действий и заданий. Определена зависимость социальной фасилитации от других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. Иногда реальное и воображаемое присутствие других, которые не вмешиваются в действия индивида, приводит к ухудшению результатов деятельности; это явление получило название ингибиции социальной (ухудшение результативности деятельности, когда человек начинает ее выполнять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых).

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
963.05 кб

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФАСИЛИТАЦИИ

Владимирова Марина Михайловна, Васина Вероника Викторовна, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна
В статье представлены вопросы изучения феномена социальной фасили-тации. Авторы в рамках онтологического подхода рассматривают механизм социальной фаси-литации.
Читать PDF
1.96 мб

Тренинг в аспекте фасилитации социального взаимодействия работников образования

Васина Вероника Викторовна
В рамках авторской концепции фасилитации (помощи, улучшения) социального взаимодействия мы предлагаем в системе дополнительного профессионального образования проводить тренинговые занятия по повышению эффективности общения.
Читать PDF
5.95 мб

Роль социальной фасилитации в процессе алгоритмизированного проблемного обучения

Фролова Юлия Николаевна
Целью исследования является выяснение роли социальной фасилитации в процессе алгоритмизированного проблемного обучения введению определений понятий. Сопоставлены групповой и индивидуальный варианты обучения.
Читать PDF
142.17 кб

Социальная фасилитация как средство активизации генерирования критических идей студентами

Шоцкая Г. А.
В статье рассматривается возможность активизации процесса генерирования критических идей студентами в ходе преподавания иностранного языка посредством использования такого психологического феномена, как социальная фасилитация.
Читать PDF
324.23 кб

Социализация субъектов через фасилитацию социального взаимодействия в инклюзивной практике

Васина Вероника Викторовна
Включение фасилитатора в инклюзивную практику и понимание механизмов и закономерностей фасилитации социального взаимодействия создают условия для самообразования, саморазвития и социализации субъектов инклюзивной практики.
Читать PDF
369.75 кб

О проблеме социально-педагогической фасилитации развития интеллектуальной одаренности школьников

Пермяков Анатолий Константинович
Статья посвящена рассмотрению целей и содержания социально-педагогической фасилитации, обосновывается необходимость ее использования в работе с интеллектуально одаренными детьми.
Читать PDF
307.39 кб

О проблеме социально-педагогической фасилитации развития интеллектуальной одарённости школьников

Пермяков Анатолий Константинович
Обоснованы цели, содержание и принципы реализации социально-педагогической фасилитации, актуальность формирования и развития фасилитационной компетентности педагога.
Читать PDF
626.29 кб

Ментальные подходы к фасилитации больших социальных групп: проблема безопасности коллективного интел

Рулина Татьяна Константиновна
В статье обсуждаются ментальные подходы к фасилитационным процессам, способствующим согласованию группового интеллекта, обосновывается возможность разработки программ воспроизводства значений и их смыслов, ведущих к росту полисеми