СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Социальная интеграция
стремление к целостности через гармоничное объединение частей, наблюдаемых на уровне личности, группы, региона, социальных институтов и общества в целом.
Социальная интеграция
процесс и результат объединения людей вокруг доминирующего субъекта (лидера, группы, партии). Самый высокий уровень социальной интеграции солидарная общность на основе базовых ценностей.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Интеграция социальная
процесс формирования социальных систем путем структурирования, упорядочения социальных общностей, институтов, организаций в направлении установления в них оптимальных связей [9.– С.579].
Источник: Социология. Словарь.
интеграция социальная
по Э. Гидденсу – взаимный обмен деятельностью между социальными акторами, осуществляемый через их непрерывные взаимодействия. - Литература: Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003; Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильности. М.: Социум, 1998.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Интеграция социальная
1. Совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему. 2. Формы поддержания социальными группами устойчивости и равновесия общественных отношений. 3. Способность социальной системы к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий.
Интеграция социальная
процесс установления оптимальных экономических, социальных, политических связей между индивидами, группами, классами, социальными институтами, странами, народами, объединение их в целостную систему, отличающуюся взаимозависимостью ее составных частей на основе общих целей и интересов. Как элемент социализации, И.с. означает взаимный процесс усвоения индивидом правил группы и принятие индивида группой.
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. integration, social; нем. Integration, soziale. 1. Процесс превращения относительно самостоятельных малосвязанных между собой объектов (индивидов, групп, классов, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т. д. См. АССИМИЛЯЦИЯ. 2. Соц. сплоченность. 3. Принятие индивида другими членами группы.4.В дефектологии - успешная социализация индивида, преодолевшего негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Социальная интеграция
состояние и процесс объединения социальных явлений в единое целое, сосуществование различных элементов общества вместе, гармонизация отношений между различными социальными группами, их взаимозависимость; духовное, социально-политическое и экономическое единство общества, проявляющее себя в создании единой для всех людей системы ценностей и идеалов; наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями и т.д.; единство разнообразия; характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов.
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
характеристика меры совпадения целей, интересов различн. соц. групп, индивидов. Близкие понятия - соц. сплоченность, включенность индивида в группу. И.с. может быть естественной и принудительной. В первом случае объединение вокруг общих целей возникает на основе совпадения индивидуальных и групповых интересов (единство убеждений, выбор лидера, совместное получение дохода и т. п.). Принудительная И.с строится посредством запрета на различия, подчинения личных интересов заданным извне целям. Крайней формой принудительной интеграции об-ва является тоталитаризм. Естественным вариантом крайней И.с. выступает синкретизм, когда индивид в об-ве ценен не столько сам по себе, сколько в зависимости от того, к какому соц. целому он принадлежит - к какой профессиональной группе, организации и т. п. В принципе же интеграция не обязательно погашает соц. разнообразие. Напротив, самая жизнеспособная разновидность И.с. складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основе совпадения отдельных целей и интересов. См. также Концепции социальной интеграции. Лит.: Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990. А.И. Пригожш
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
лат. integratio - восстановление, восполнение, integer - целый) - процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.; процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, ветвями власти и управления, выработки обществом единой идеологии.
Основой С.И. служит общественная деятельность людей в рамках того или иного общественно-политического строя. При тоталитарном режиме С.И. протекает чаще всего путем насилия, террора, лицемерной проповеди всеобщего согласия и примирения, насаждения в народе патриархальных и монархических иллюзий, ущемления прав и свобод граждан, национальных меньшинств и т.д. В демократическом обществе С.И. осуществляется на основе свободного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества экономических регионов и государств. Она предполагает эффективное разделение труда, обмен научными достижениями и передовыми технологиями, координацию направлений и темпов экономического и социального развития, установление единой системы стандартов в производстве, создание различного рода консультативных и координационных центров и т.д. и имеет целью взаимопомощь, выравнивание показателей экономического и социального развития стран и регионов.
В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич
Основой С.И. служит общественная деятельность людей в рамках того или иного общественно-политического строя. При тоталитарном режиме С.И. протекает чаще всего путем насилия, террора, лицемерной проповеди всеобщего согласия и примирения, насаждения в народе патриархальных и монархических иллюзий, ущемления прав и свобод граждан, национальных меньшинств и т.д. В демократическом обществе С.И. осуществляется на основе свободного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества экономических регионов и государств. Она предполагает эффективное разделение труда, обмен научными достижениями и передовыми технологиями, координацию направлений и темпов экономического и социального развития, установление единой системы стандартов в производстве, создание различного рода консультативных и координационных центров и т.д. и имеет целью взаимопомощь, выравнивание показателей экономического и социального развития стран и регионов.
В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич
Источник: Социология: энциклопедия
Социальная интеграция
(от лат. integratio – соединение). Соціальна інтеграція. Social integration. Процесс социальной консолидации, выражающийся в общественном согласии в ценностях, нормах и символах. Согласие в ценностях, нормах и символах может быть результатом естественно-исторического развития общества или целенаправленной политикоидеологической деятельности государства и его специальных органов. Однако государство может культивировать, например, конформизм или инкорпоративную политику. В обоих случаях целью является не удовлетворение всевозможных потребностей граждан, а манипуляция их сознанием для достижения социальной стабильности с целью сохранения существующей социальной структуры. При этом стабильность не означает наличия согласия в ценностях. Она не обязательно достигается за счет преодоления противоречий, имеющихся в социальной структуре и способных привести к социальной дезинтеграции. Стабильность, достигнутая средствами инкорпорации, не решает социальных проблем, но усугубляет отчуждение и порождает так называемое двойственное сознание. С. и. нельзя отождествлять и с социальным порядком, что в социологии делается достаточно часто. В понятии “порядок” скорее отражается уровень организованности общества и возможности контроля за процессами, происходящими в нем, а в понятии “интеграция” – мера единства, степень сплоченности элементов социальной структуры. См. также Двойственное сознание, Идеология, Инкорпорация, Коллективная совесть, Согласие в ценностях и Средства поддержания социального порядка.
ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(от лат. integratio - соединение, восстановление) - совмещение частей социальной системы в единое целое, являющееся фундаментальным условием существования и равновесия структуры данной системы. Характеризует совпадение интересов и целей различных индивидов и социальных групп и обеспечивает социальную сплоченность, образующую внутреннее единство частей целого. И.с. не отрицает возможности разнообразия внутри социального организма. В зависимости от способов соединения элементов общества, обеспечивающихся различным образом, выделяют различные типы социальной интеграции. Тип И.с. обусловлен спецификой социально-экономических, конкретно-исторических общественных отношений, общими социально-культурными ценностями. Типы И.с. могут трактоваться как искусственно создаваемые абстракции на основе целенаправленного отбора, ряда критериев, их комбинаций, соотносимых с эмпирической реальностью (Беккер): как мыслительные конструкции Вебера в контексте теории понимания, рационального действия; как разделение интеграции на социальную и системную (Гидденс); как интегральные модели социальной реальности (Дж. Ритцер) в контексте социально-исторического детерминизма. Традиционно выделяют следующие типы И.с.: естественную, принудительную, нормативную. Естественная И.с. строится на основе объединения вокруг общих приоритетов, на основе совместной деятельности. Принудительная И.с. предполагает подчинение личных, индивидуальных целей внешним, заданным извне. Нормативная И.с. предполагает совмещение частей социальной системы в единое целое посред- ством социальных норм, обеспечивающих упорядоченность, согласованность и регулярность взаимодействия этих частей (напр., интеграция Европейского сообщества).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ИНТЕГРАЦИЯ социальная
(от лат. integratio — восполнение) — понятие, характеризующее: совокупность процессов, благодаря к-рым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами опред. устойчивости и равновесия обществ, отношений; способность социальной системы или ее частей к сопротивлению разрушительным факторам, к самосохранению перед лицом внутр. и внешних напряжений, затруднений, противоречий. И. с. как проблема общей теории социокультурных систем, исследующая условия и показатели сплоченности, минимально необходимой для существования и деятельности любой обществ, группы, заняла важное место в зап, социологии с 50-х гг. 20 в. (особенно после работ Парсонса). Смысл И. с. каждый раз уточняется в контексте др. социол. понятий, обслуживающих сходные задачи, социальная связь, порядок, система, солидарность и т. п. Если общее понятие социальной связи охватывает все существующие обществ, отношения, включая конфликты людей с ролями и нормами обществ, порядка (аномию, отчуждение и т. п.), то И. с. отражает момент согласия, динамическое состояние координации, известной гармонии отношений и процессов в социальной группе любого масштаба.
И. с. рассматривают как процесс, тесно связанный с др. процессами типа социализации, аккультурации, ассимиляции и т. п., и как некий рез-т этих процессов. Всякая И. с. (как и ее противоположность — дезинтеграция) относительна и не полна, но известная степень ее мыслится необходимым условием функционирования обществ, системы. Однако попытки определить главные признаки достижения необходимого уровня И. с. приводят обычно к повторению формулировок необходимых условий существования и функционирования социокультурной системы вообще. Это, разумеется, переносит в исследования И. с. все сложности и противоречия социол. анализа «больших систем». Любые определения И. с. не универсальны, учитывают очень немногие из элементов, функционирующих в социуме. Типологии И. с. зависят от способов расчленения социокультурной системы и от анализа отношений между ее элементами. Следуя принятому амер. социологией делению обществ, системы на культурную и социальную подсистемы, различают, напр., четыре класса И. с: (1) культурную — выражающую согласованность между культурными стандартами, нормами и образцами поведения, внутр. связность отдельных подсистем символов; (2) нормативную — говорящую о координации между культурными стандартами (нормами) и поведением людей, т. е. таком состоянии, в к-ром осн. нормы культурной подсистемы «институциализированы» в элементах, составляющих социальную подсистему, в частности в действиях индивидов; (3) коммуникативную — основанную на обмене культурными смыслами, информацией и показывающую степень охвата ими всего об-ва или группы; (4) функциональную — основанную на вытекающих из обществ, разделения труда взаимозависимости и обмене услугами между людьми. Каждый вид И. с. имеет свои подвиды. Системные подходы к И. с. связаны с давней социол. традицией.
Так, «механическая» и «органическая» солидарность Дюркгейма — это, по сути, два полярных типа И. с. Описание органической солидарности, соединяющей культурно неоднородных и взаимозависимых индивидов и такие же группы, почти полностью перешло в совр. трактовку функциональной интеграции. Механическая солидарность (предполагающая адекватное отображение культурных образцов «коллективного сознания» отдельными членами об-ва, подобно тому как молекулы твердого тела сохраняют его осн. свойства) представляет собой, по данной выше типологии, сочетание культурной и нормативной И. с. Системные подходы синтезируют обе ведущие в истории социологии линии понимания природы социальной связи вообще и И. с. в частности: социально-психологическую, подчеркивающую значение чувства солидарности, связи с др., идентификации с «Мы-группой», противопоставляемой «Они-группе» и т. п., и объективистскую, выдвигающую на первый план материально-функциональные стороны человеческого общения, стихийно складывающуюся в процессе коллективной трудовой деятельности совокупность обществ, отношений, независимых от внутр. психических состояний соединенных индивидов. Общепринятой и цельной концепции И. с. в зап. социологии до сих пор не создано. А. Д. Ковалев
И. с. рассматривают как процесс, тесно связанный с др. процессами типа социализации, аккультурации, ассимиляции и т. п., и как некий рез-т этих процессов. Всякая И. с. (как и ее противоположность — дезинтеграция) относительна и не полна, но известная степень ее мыслится необходимым условием функционирования обществ, системы. Однако попытки определить главные признаки достижения необходимого уровня И. с. приводят обычно к повторению формулировок необходимых условий существования и функционирования социокультурной системы вообще. Это, разумеется, переносит в исследования И. с. все сложности и противоречия социол. анализа «больших систем». Любые определения И. с. не универсальны, учитывают очень немногие из элементов, функционирующих в социуме. Типологии И. с. зависят от способов расчленения социокультурной системы и от анализа отношений между ее элементами. Следуя принятому амер. социологией делению обществ, системы на культурную и социальную подсистемы, различают, напр., четыре класса И. с: (1) культурную — выражающую согласованность между культурными стандартами, нормами и образцами поведения, внутр. связность отдельных подсистем символов; (2) нормативную — говорящую о координации между культурными стандартами (нормами) и поведением людей, т. е. таком состоянии, в к-ром осн. нормы культурной подсистемы «институциализированы» в элементах, составляющих социальную подсистему, в частности в действиях индивидов; (3) коммуникативную — основанную на обмене культурными смыслами, информацией и показывающую степень охвата ими всего об-ва или группы; (4) функциональную — основанную на вытекающих из обществ, разделения труда взаимозависимости и обмене услугами между людьми. Каждый вид И. с. имеет свои подвиды. Системные подходы к И. с. связаны с давней социол. традицией.
Так, «механическая» и «органическая» солидарность Дюркгейма — это, по сути, два полярных типа И. с. Описание органической солидарности, соединяющей культурно неоднородных и взаимозависимых индивидов и такие же группы, почти полностью перешло в совр. трактовку функциональной интеграции. Механическая солидарность (предполагающая адекватное отображение культурных образцов «коллективного сознания» отдельными членами об-ва, подобно тому как молекулы твердого тела сохраняют его осн. свойства) представляет собой, по данной выше типологии, сочетание культурной и нормативной И. с. Системные подходы синтезируют обе ведущие в истории социологии линии понимания природы социальной связи вообще и И. с. в частности: социально-психологическую, подчеркивающую значение чувства солидарности, связи с др., идентификации с «Мы-группой», противопоставляемой «Они-группе» и т. п., и объективистскую, выдвигающую на первый план материально-функциональные стороны человеческого общения, стихийно складывающуюся в процессе коллективной трудовой деятельности совокупность обществ, отношений, независимых от внутр. психических состояний соединенных индивидов. Общепринятой и цельной концепции И. с. в зап. социологии до сих пор не создано. А. Д. Ковалев