Социальная инженерия
СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
совокупность общественных мероприятий, направленных на совершенствование общества, на отлаживание социальных связей.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Социальная инженерия
специально организованная деятельность, направленная на трансформацию социальной реальности (реконструкцию старой или конструирование новой) с помощью социальных технологий.
Источник: Краткий словарь по социологии
СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
англ. engineering, social; нем. Ingenieurwesen, soziales. Совокупность подходов в прикладных соц. науках, ориентированных на изменение поведения и установок людей, разрешение соц. проблем; на адаптацию соц. институтов к изменяющимся условиям и сохранение соц. стабильности.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Социальная инженерия
концепция, сформулированная в середине 1950-х гт. В. С. Немчиновым для институционализации неидеологизированной научно обоснованной программы социально-экономического управления и оптимального планирования. В 1980-е гг. в социологической литературе предпринимались попытки создать «социальную инженерию» как направление социологической работы на производстве.
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Совокупность подходов в прикладных социальных науках, ориентированных на изменение поведения и установок людей, разрешение социальных проблем, адаптацию социальных институтов к изменяющимся условиям, сохранение социальной активности. И. с. соотносится с уровнем практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Социальная инженерия
специфическая отрасль прикладной социологии, представляющая совокупность прикладных социальных методов и практической деятельности, связанной с использованием знаний, полученных в общей социологической теории, прикладных исследованиях, а также в практике производственной и иной деятельности, для решения повседневных и перспективных задач совершенствования управления социальными объектами.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Социальная инженерия
1) область прикладной социологии, которая видит свою задачу в разработке и использовании различных, в том числе и научно обоснованных, средств воздействия на явления и процессы общественной жизни с целью их преобразования в более приемлемые и эффективные социальные формы; 2) спланированные социальные изменения, производимые посредством целенаправленной деятельности по управлению развитием социальных организаций и общностей.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Социальная инженерия
деятельность по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов, а также комплекс прикладных методов социологии и других социальных дисциплин, составляющих инструментарий такой деятельности [19.– С.438]. –область прикладной социологии, ориентированной на применение организационных структур, воздействующих на поведение человека с целью сохранения социальной стабильности [9.– С.579]. –спланированные социальные изменения, производимые посредством целенаправленной деятельности по управлению развитием социальных организаций и общностей [10.– С.373].
Источник: Социология. Словарь.
ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность социологических подходов, ориентированных на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. Основной круг проблем, изучаемых И. с., – повышение безопасности труда и сокращение производственного травматизма, повышение эффективности работы машин, снижение утомляемости работника и обеспечение комфортности в системах «человек – машина». Специалисты в области И. с. занимаются главным образом социальными проблемами на производстве и, как правило, имеют комплексную подготовку по ряду наук – социологии, социальной психологии, экономической психологии и др.
Источник: Экономико-социологический словарь.
ИНЖЕНЕРИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
особый вид социальной деятельности, ориентированный на целенаправленное изменение и регулирование различных организационных структур (социальных институтов, формальных организаций и др.). Поппер определяет И.с. как деятельность по проектированию новых социальных институтов, а также по перестройке и управлению уже существующими социальными институтами путем частичных, постепенных реформ и изменений. В большинстве определений «И.с.» указывается на два существенных признака. Во-первых, организационные структуры, создаваемые в процессе социоинженерной деятельности, призваны регулировать социальное поведение и осуществлять социальный контроль за ним. На этом основании рассматривают И.с. как разновидность управленческой деятельности, осуществляемой социологами, психологами, другими специалистами совместно с руководителями предприятий, организаций, административных структур. Во-вторых, социоинженерная деятельность реализуется при помощи специальных средств, методов, технологий, создаваемых и используемых для решения социальных проблем, адаптации социальных групп и институтов к изменяющимся условиям, внедрения социальных новшеств.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
(англ. social engineering) — совокупность подходов прикладных социальных наук, или прикладной социологии, ориентированной на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. Хотя, по мн. Гоулднера, в кач-ве научно устоявшегося термина С. и. появилась в амер. социологии только в 60-х гг., сама идея и принципы ее практической реализации сложились гораздо раньше, до второй мировой войны — в рамках т. наз. «человеческой инженерии» (human engineering), ставившей своей целью использование научных данных о потребностях, возможностях и недостатках человеческого организма при конструировании и проектировании машин и машинных систем. Осн. круг проблем, изучаемых «человеческой инженерией»,— повышение безопасности труда и сокращение производственного травматизма, повышение эффективности работы машин, снижение утомляемости работника и обеспечение комфортности в системах «человек—машина». Специалисты в области С. и. занимаются гл. обр. социальными проблемами на производстве и, как правило, имеют комплексную подготовку по ряду наук, применяя в своей исследовательской и практической деятельности данные социологии, социальной психологии, физиологии, психологии, экономики и др. Наиболее часто применяются такие методы, как лабораторные и полевые исследования, наблюдения и моделирование (включая использование макетов и тренажеров), исследование критических (экстремальных) ситуаций, эксперимент, теория игр, линейное программирование, теория информации, тестирование и т. д. В послевоенный период мотивы С. и. стали широко применяться в авиационной и оборонной промышленности США, а также в прикладных научных областях: индустриальной социологии, военной социологии, исследованиях пропаганды и коммуникаций, групповой динамики.
Если до 1949 г. в стране действовала лишь одна научная группа по «человеческой» и С. и., то к середине 60-х гг. их насчитывалось более 130, и в их составе трудилось более 1,5 тыс. специалистов. Большинству из них финансовую поддержку оказывало правительство. В наст, время значит, часть специалистов по С. и. работает в сфере частного бизнеса. При ун-тах и колледжах США функционируют многочисленные курсы подготовки по С. и. Помимо психологии на становление С. и. опред. влияние оказала прикладная антропология, к-рая имеет дело с описанием изменений в сфере человеческих отношений и разработкой принципов контроля над ними. В 50-е гг. было особенно распространено применение прикладной антропологии в промышленности, к-рая рассматривалась как своего рода социальная технология (Е. Чэппл, Г. Телен, Кребер и др.). По мн. Парсонса, С. и. особенно успешно развивается не в те периоды, когда наблюдается непосредственное приложение теоретических принципов чистой, или академической, науки в сфере клинической практики, а, напротив, когда прикладная область развивается за счет собственных теоретико-методологических инноваций. Сегодня С. и. занимаются в осн. частные фирмы по «управленческому консультированию», исследующие удовлетворенность зарплатой, условиями и организацией труда, а также стиль руководства. Полученные рез-ты оформляются в научном отчете в виде процентных распределений, эмпирических закономерностей и обобщаются в систему практических рекомендаций по улучшению политики в сфере трудовых отношений. Научные выводы консультант обязательно обсуждает с менеджерами и руководством предприятия, формулируя это на языке, доступном для их понимания. В отличие от др. специалиста-прикладника — социального клинициста, социальный инженер имеет дело гл. обр. не с рядовыми рабочими, а с верхним эшелоном власти. Если первый чаще использует глубинное интервью и нестандартные методы анализа, то второй ограничивается статистической информацией и выборочными опросами, полагаясь на здравый смысл и традиционные технологии обследования. Клиентов инженера-социолога, т. е. администрацию, интересует не столько научная истина, сколько практическая выгода.
Если до 1949 г. в стране действовала лишь одна научная группа по «человеческой» и С. и., то к середине 60-х гг. их насчитывалось более 130, и в их составе трудилось более 1,5 тыс. специалистов. Большинству из них финансовую поддержку оказывало правительство. В наст, время значит, часть специалистов по С. и. работает в сфере частного бизнеса. При ун-тах и колледжах США функционируют многочисленные курсы подготовки по С. и. Помимо психологии на становление С. и. опред. влияние оказала прикладная антропология, к-рая имеет дело с описанием изменений в сфере человеческих отношений и разработкой принципов контроля над ними. В 50-е гг. было особенно распространено применение прикладной антропологии в промышленности, к-рая рассматривалась как своего рода социальная технология (Е. Чэппл, Г. Телен, Кребер и др.). По мн. Парсонса, С. и. особенно успешно развивается не в те периоды, когда наблюдается непосредственное приложение теоретических принципов чистой, или академической, науки в сфере клинической практики, а, напротив, когда прикладная область развивается за счет собственных теоретико-методологических инноваций. Сегодня С. и. занимаются в осн. частные фирмы по «управленческому консультированию», исследующие удовлетворенность зарплатой, условиями и организацией труда, а также стиль руководства. Полученные рез-ты оформляются в научном отчете в виде процентных распределений, эмпирических закономерностей и обобщаются в систему практических рекомендаций по улучшению политики в сфере трудовых отношений. Научные выводы консультант обязательно обсуждает с менеджерами и руководством предприятия, формулируя это на языке, доступном для их понимания. В отличие от др. специалиста-прикладника — социального клинициста, социальный инженер имеет дело гл. обр. не с рядовыми рабочими, а с верхним эшелоном власти. Если первый чаще использует глубинное интервью и нестандартные методы анализа, то второй ограничивается статистической информацией и выборочными опросами, полагаясь на здравый смысл и традиционные технологии обследования. Клиентов инженера-социолога, т. е. администрацию, интересует не столько научная истина, сколько практическая выгода.