мифологическое сознание; эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесняющее ее подлинное знание.
СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
англ. mythology, social; нем. Mythologie, soziale. Мифологическое сознание, эмоционально окрашенное, чувственное представление о соц. деятельности, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней и ее подлинное знание, подменяющее объективное его субъективным восприятием, внешним и вымышленным. См. МИФ, МИФОЛОГИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(от греч. - предание, сказание, легенда и - учение, слово) - сознательная целенаправленная деятельность по манипулированию массовым сознанием и поведением посредством внедрения социальных мифов в немифологическую культурную традицию. Состоит из двух компонентов: социального мифотворчества и адаптации мифов в обыденном сознании. Является преувеличенным, искаженным, утопическим представлением о действительности, подменяющим объективное восприятие субъективным, вымышленным. М.с. характеризуют следующие черты: глобальность, моделирование всей социальной жизни. Синкретизм, слитность, целостность («каждый - винтик государственной машины», «незаменимых людей нет» и т. д.). Универсальность, единство сущего и должного («коммунизм - светлое будущее всего человечества»). Некритичность, глубокая вера в миф. Сакрализация имени носителя мифологического сознания (выделение привилегированного класса, причисление к «лику святых» классиков марксизма, партийных руководителей, переименование городов и т. д.). Интегральный, организующий, ритуальный характер (демонстрации, собрания, массовые действа, реализующие потребность современного индивида в переживании чувства общности, характерного для архаических культур). Исследование М.с. в современном обществе предполагает рассмотрение механизмов формирования социальных иллюзий, стереотипов массового сознания, способов и приемов целенаправленного пропагандистского воздействия.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
специфический феномен идеологической практики 19—20 вв.; особый тип духовной деятельности по созданию и распространению политических мифов. В идеологии нового и новейшего времени в судьбе мифа произошли существенные перемены. Он стал использоваться как обозначение различ. рода иллюзорных представлений, умышленно применяемых господствующими в об-ве силами для воздействия на массы. Особую роль в осмыслении идеологии как М. с. сыграли работы Шопенгауэра, Ницше, Ж. Сореля, Парето, Фрейда, Юнга. Основополагающая мысль Шопенгауэра — утверждение приоритета слепой воли перед разумом. Он анализировал идеологию с позиции субъекта, к-рый пытается определить свои побуждения, придать им осмысленность под углом зрения присущей ему воли. Ницше радикализировал шопенгауэровскую критику идеологии. Изобличению подверглись не только духовные явления как таковые, но и сами логические формы и законы мышления. По мнению Парето, причины предрассудков, получивших широкое распространение, надо искать не в логике, не в разуме, а в эмоциях, тайных вожделениях.
Он предпринял попытку инвентаризировать язык пропаганды. Сорель рассматривал идеологию как средство социальной интеграции, сплачивающее и воодушевляющее людей. Фрейд и Юнг видели в идеологии ложное сознание, потому что в психике человека происходит искаженное «проигрывание» бессознательных мотивов и аффектов, присущих индивиду. В послевоенный период в зап. социологии значит, внимание стало уделяться вопросам природы иллюзий, механизмам их воспроизводства, эффективности тех или иных социальных фикций, могущих оказать воздействие на обществ, сознание. Социальные мифы сегодня освящают «вечные» вопросы власти и подчинения, зависимости и свободы, несправедливости и равенства. П. С. Гуревич
Он предпринял попытку инвентаризировать язык пропаганды. Сорель рассматривал идеологию как средство социальной интеграции, сплачивающее и воодушевляющее людей. Фрейд и Юнг видели в идеологии ложное сознание, потому что в психике человека происходит искаженное «проигрывание» бессознательных мотивов и аффектов, присущих индивиду. В послевоенный период в зап. социологии значит, внимание стало уделяться вопросам природы иллюзий, механизмам их воспроизводства, эффективности тех или иных социальных фикций, могущих оказать воздействие на обществ, сознание. Социальные мифы сегодня освящают «вечные» вопросы власти и подчинения, зависимости и свободы, несправедливости и равенства. П. С. Гуревич
Мифология социальная
(от греч. mythos – предание, сказание, легенда и logos – учение, слово). Міфологія соціальна. Social mythology. Совокупность научно не обоснованных образов, представлений и идей о состоянии общества в прошлом, настоящем и будущем, общественных явлениях, социальном развитии и изменениях, которые возникают и распространяются как спонтанно, так и через СМК, межличностные связи с целью трансформации или полного замещения массовых социальных установок. Ученые давно обратили внимание на механизмы и причины социального мифотворчества, распространения М. с. в обществе и роль в этом собственно социологии. Часто, не употребляя понятия “миф” и смягчая чрезвычайную актуальность проблемы М. с., они говорили просто о неизбежном утопизме социальных теорий и идей, об их идеологичности, которая отождествлялась с ложностью и заблуждениями. Так, В. Парето (Vilfredo Pareto) считал все социальные теории идеологиями, а значит ошибочными, заблуждениями вследствие того, что они задним числом нелогичным действиям людей (основанным на эмоциях, а не на разуме) придают логическую форму, т. е. форму теории. Однако последние, по его мнению, выполняют интегративную функцию в обществе и потому полезны. Ю. Хабермас (Jurgen Habermas) тоже считает все социальные теории в определенном смысле идеологичными и мифологичными, и как таковые они используются лишь в качестве средства идентификации господствующей социальной группы и являются выражением ее ценностных ориентаций. Это обусловливает и характер прикладных социологических исследований, которые всегда производятся на основе определенной идеологии с соответствующей интерпретацией результатов исследования. Он вообще считал, что позитивизм, в частности, как методология познания, появился вследствие желания демифологизировать социальную действительность, что, однако, обречено на неудачу. Как бы подтверждая это, К. Мангейм (Karl Mannheim) в своей работе “Идеология и утопия” обращает внимание на то, что, в частности, американская социология, “игнорируя историческое время” и ставя чисто прагматические социально-технологические проблемы, порождала социально утопические модели общества, которые фактически обретали значение М. с. М. с. используются политическими силами с целью зондажа содержания и состояния общественного мнения по определенным вопросам с тем, чтобы можно было манипулировать массовым сознанием для облегчения практической реализации собственных интересов и интересов тех социальных слоев, которые они представляют. М. с. часто создаются и распространяются при помощи СМК с целью корректировки характера восприятия социальных процессов различными категориями населения. Подмена объективного анализа социальных процессов мифологиями “освобождает” массовое сознание от необходимости осознания объективного содержания законов общественного развития и культивирует чисто эмоциональное отношение к ним. М. с. могут подаваться в форме готовых рецептов, “способных” разрешить существующие проблемы, необходимо только поверить в возможность их практической реализации и создания с их помощью благоприятного будущего. Для распространения М. с. часто используются популярные люди (актеры, журналисты, политические деятели и даже ученые различных областей науки). Определенную роль в современном социальном мифотворчестве играют заангажированные социологические исследования, результаты которых подаются в соответствующей интерпретации. В основе М. с. находятся содержательные единицы сообщений – мифологемы, образы, “авторитетные” мнения, “очевидные” истины и т. д., т. е. все то, что, будучи элементом социального мифотворчества, является суррогатом социально-культурных ценностей, вокруг которых и образуется совокупность модификаций мифологизированной идеи, исторических событий, несправедливо дезавуированных “выдающихся” деятелей и т. д. Иными словами, такие мифологемы используются для создания необходимых коммуникаторам-мифологизаторам образов социальной реальности, способных на определенное время интегрировать индивидов в существующую социальную систему, обеспечить лояльность существующему политическому режиму и т. д., но они значительно затрудняют осознание возможной вариативности социального развития и по своему функциональному предназначению исключительно манипулятивны. Социологические исследования, к сожалению, ограничиваются, как правило, лишь изучением эффективности сообщений, распространяемых СМК, а сама такая эффективность рассматривается лишь с точки зрения коммуникатора (т. е. того, кто дает сообщение). Иными словами, эффективность действия сообщения измеряется через изменения в количестве сторонников или оппонентов той или иной идеи. Социальная цена действия таких сообщений, их социальные последствия, влияние на общую духовную культуру и т. д. пока что не стали специальным предметом анализа. См. также Виртуальная реальность, Миф, Мифологема и Мифологизация.