СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯСоциальная поддержка

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 1 определение:

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

наука о закономерностях и механизмах становления и развития личности в процессе образования и воспитания в различных социальных институтах, а также социально ориентированная деятельность образовательных, научных, культурных и других уполномоченных учреждений и организаций, социальных служб, которые осуществляют формирование социальной активности детей, молодежи и взрослых в решении политических, экономических, социальных и других проблем общества. С самого зарождения социально-педагогической теории на рубеже ХIХ-ХХ веков начинается дискуссия о предмете социальной педагогики. Ряд основоположников социальной педагогики, например, Герман Ноль, Гертруда Боймер, считали предметом ее исследования социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних. Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Таким образом, вопрос “что является причиной, а что следствием?” определяет суть дискуссии о социальном воздействии. Социальная педагогика в постсоциалистичнеском пространстве является одной из наук, исследующей человека в социальной среде его пребывания. Объектом социальной педагогики выступает человек в процессе его социализации, самосовершенствования, самореализации в конкретном социуме, а предметом – педагогическая деятельность институтов социального воспитания, направленная на обеспечение позитивного социального воздействия на личность, группу. Основное предназначение социальной педагогики (цель) - обеспечение оптимальных условий для самореализации человека с его индивидуальными особенностями, возможностями в социуме различными средствами институтов социального воспитания. Таким образом, общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь личности, малой группе, в частности, семье, найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Социальная педагогика, как и каждая наука, имеет свой понятийно-категориальный аппарат, базируется на философских учениях, методологических подходах, теориях и концепциях. Социальная педагогика представляет собой сложное полифункциональное явление в жизни и деятельности человеческого сообщества. Таким образом, содержание социальной педагогики определяется ее функциями. К ним относят общепедагогические (воспитание, развитие, обучение, подготовка и др.) и специфические функции, связанные с решением задач, обусловленных: индивидуальными нуждами, особенностями развития, воспитания и потребностями конкретного человека на различных этапах его возрастного развития. Специфические функции социальной педагогики можно объединить в группы социально-исследовательские, социальнопреобразовательные и социально-образовательные (Липский И.). Определяя содержание, они диктуют необходимость рассмотрения социальной педагогике в триединстве таких составляющих: теоретической (социальная педагогика как наука в совокупности теорий, концепций, закономерностей); практической (социальная педагогика как реализация теоретических положений, концепций в практике); образовательной (социальная педагогика как учебная дисциплина). В каждой из этих составляющих конкретизируется объект, предмет, цель, задачи, функции социальной педагогики. Как наука она определяет парадигмы (совокупность общетеоретических, методологических подходов) развития личности в социуме и особенности социального воздействия институтов социального воспитания. Сфера социально-педагогических исследований – научно-практический анализ воспитательного потенциала общества, направления его актуализации, определение различных форм интеграции общественно-воспитательных усилий, направленных на оказание помощи личности в социализации. Практический компонент социальной педагогики отражает преобразовательную деятельность субъектов социального воздействия на личность, группу в социуме. Как учебная дисциплина социальная педагогика раскрывает основы социально-педагогической теории и деятельности как базис подготовки специалистов социальной сферы. Взаимосвязь основных компонентов раскрывает содержание и структуру социальной педагогики в целом. В совокупности своих компонентов она отражает потребности в интеграции знаний о человеке, о механизмах и способах его взаимодействия с социумом. Важным аспектом социальной педагогики выступает руководство обстоятельствами, которые прямо или опосредованно влияют на воспитанников, объединение этих обстоятельств в оптимальную систему, которая обеспечивает обществу необходимый воспитательный эффект. Для практики социально-педагогической работы характерной является доминирующая роль социальной педагогики и социального воспитания. При этом важно отметить, что понятие «социальная педагогика» не является адекватным понятию «школьная социальная работа». Социальная педагогика, и в частности, социально-педагогическая служба (педагогика отношений в социуме) рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи населению, что дает возможность своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно воздействовать на отношения в социуме, развитие разнообразных инициатив, формирование ценностных ориентаций личности, ее отношение к себе, своему физическому и моральному здоровью, к окружающим и социальной среде в целом. Одной из ведущих функций социальной педагогики есть функция интегративная. Она призвана обеспечить интеграцию научных знаний о воспитании человека как социального существа, развить духовные взаимоотношения между личностью и обществом. Реальные возможности воспитательного потенциала общества социальная педагогика рассматривает в связи с системой действующих социальных факторов. Среди них первоочередное значение имеют семья, сообщество, учебный и трудовой коллективы, друзья, неформальные группы, средства массовой информации, искусство, политические события, экономика, экология. Учет перечисленных факторов. А также обеспечение педагогически целесообразной организации отношений во взаимодействии индивида со средой и является главной задачей социального педагога. В этой связи школа должна быть открытой социально-педагогической системой, которая ориентирована на формирование личности. Социальная педагогика как наука о развитии личности имеет четко определенное содержание, предмет, задачи, принципы, категории. Ее научнотеоретическую структуры составляют: агогика – наука, изучающая проблемы предупреждения отклонений в поведении личности; герогика – наука о социально-педагогических проблемах людей пожилого возраста; андрагогика – наука об образовании и воспитании человека на протяжении всей жизни; виктимология – наука, изучающая разные категории людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации (в т.ч. и насилия). В круг вопросов, которые рассматриваются социальной педагогикой, входят вопросы правового обеспечения и защиты ребенка и семьи, развития детских инициатив, воспитание детей с девиантным поведением, групп риска; оказания помощи детям-инвалидам, детям-сиротам, а также детям, лишенным родительской опеки, жертвам обстоятельств и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено схем по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено научныех статей по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено книг по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено презентаций по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено рефератов по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — 0