СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИСоциальная работа

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 8 определений термина СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

англ. psychology, social; нем. Sozialpsychologie. Наука о психологических причинах, механизмах и закономерностях поведения людей в группах и общностях, а также о психологических характеристиках людей, групп и общностей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Социальная психология

наука о внутренних психологических причинах, механизмах и закономерностях социального поведения людей в группах и общностях, психологических характеристиках отдельной личности, групп и общностей. Возникла в середине X IX в. на стыке психологии и социологии. К концу X IX в. был сформулирован собственный концептуальный аппарат: психология народов (М. Лацарус, В. Вундт), психология масс (С. Сигеле, Г. Лебон), теория инстинктов социального поведения (У. Мак-Дугалл). Однако официальной датой рождения новой науки считается 1908 г., когда вышли из печати книги У. Мак-Дугалла и Э.О. Росса, в названиях которых фигурируют слова «социальная психология». Центральным системообразующим элементом социальной психологии как науки выступают личность и психологические аспекты ее социального поведения. Наибольшее развитие эта наука получила в США начиная с 20-х гг. XX в. Ориентируясь на решение практических задач в русле социального менеджмента, она достигла значимых результатов при изучении структуры и динамики малых групп, форм взаимодействия людей, межличностных отношений, воздействия групп на индивида, формирования социальных установок личности, способов принятия групповых решений, средств коммуникации и др. 3начимый вклад в ее становление внес, в частности, К. Левин (1890-1947). Основным теоретическим фундаментом социальной психологии являются общая теория менеджмента, социология управления, необихевиоризм, неофрейдизм, интеракционизм и др. [4, 70].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Социальная психология

social psychology), отрасль психологии, занимающаяся изучением взаимопонимания, взаимовлияния и взаимоотношений людей. В сфере особого внимания С.п. — проблемы, имеющие большое полит, и обществ, значение, в т.ч. агрессия, альтруизм, социальная установка, конформизм, коммуникации, межличностное восприятие, убеждения, взаимоотношения, сексуальное поведение и др. С.п. как самостоятельная дисциплина возникла в начале 1920-х гг. Одним из первых авторов, использовавших термин С.п., был У. Мак-Дугал, опубликовавший в 1908 г. кн. Введение в социальную психологию. Бурное развитие С.п. приходится на период после 2-й мировой войны. В числе самых известных социальных психологов были Теодор Адорно (1903—69), исследовавший предрассудки, и Фриц Хайдер (1896—1988), изучавший восприятие личности и конформизм. Идеи Джорджа Герберта Мида (1863- 1931) о личности и самовосприятии получили свое дальнейшее развитие в работе Гоффмана о самопредставлении. С.п. предполагает множество разл. подходов, отчасти отражающих ее междисциплинарный характер. Социальные психологи в США подчеркивали обусловленность поведения индивида скорее влиянием окруж. среды, чем врожденными св-вами. Представители европ. школы отдавали предпочтение анализу генетических факторов, характерных для этологии и социобиологии. Совр. европ. социальные психологи делают упор на коллект., а не на индивидуальных феноменах. Во Франции, напр.. Серж Московичи модифицировал тезис Дюркгейма об определяющей роли культуры на сознание и поведение индивида, убедительно доказав, что коллект. идеи изменяются под влиянием открытий и изобретений, совершаемых отд. индивидами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

social psychology) - подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на "мышление, чувства и поведение" индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология предполагает множество разных подходов, отражающих отчасти ее междисциплинарное положение. Есть и другое осложнение: многие работы в рамках социологии, которые можно обозначить как "социальную психологию" (например, символический интеракционизм), довольно часто называются "микросоциологией". Одним из первых авторов, использовавших данный термин, был У. Мак-Дугалл, написавший труд "Введение в социальную психологию", 1908 г. Поэтому в 20-е гг. она развилась в "полностью оперившуюся" область исследования, широко применявшуюся особенно в областях образования, социальной политики, труда и умственного здоровья. Несмотря на широкий спектр подходов, центральным интересом этой дисциплины является наведение мостов между индивидуальными и социальными теориями человеческого поведения. Следуя Армистиду (1974), можно выявить две главные традиции: (а) психологическую социальную психологию, характеризующуюся связями с общей психологией, включая акцент на экспериментировании; (б) социологическую социальную психологию, на которую повлияли работы символических интеракционистов, делающих упор на социальных процессах, способствующих развитию самоидентичности, и на роли языка, а также использующих качественные методы исследования, типа включенного наблюдения. Представление о темах, входящих в состав предмета, дает популярная книга Роджера Брауна "Социальная психология" (1965), где перечислены социализация, в том числе усвоение языка; роль и стереотипы; мотивация достижений; авторитарная личность; положения и их изменение; групповая динамика; коллективное поведение. Некоторые авторы (Мерфи, Джон и Браун, 1984) утверждали, что в конце 1960-х и в 70-е гг. социальная психология стояла перед кризисом", определяя, должна ли она быть "социально уместным" предметом, нацеленным на решение социальных проблем. Под влиянием более благоприятного социополитического климата 70-х гг. радикальные социальные психологи стали приводить доводы в пользу необходимости объединения "персонального" и "политического" в рамках подраздела. Такие авторы, как Бейкер-Мил-лер (1976), также оспаривали так называемый гендерно-слепой характер наиболее крупного направления социальной психологии. Однако многие считают главной ее целью развитие теории и знания об индивидууме в обществе. См. также Морено; Конформность; Когнитивный диссонанс; Предубеждение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

наука о закономерностях группового поведения и отношениях между его субъектами: индивидами, группами, об-вом. Ядро предмета П.с. составляют закономерности формирования и функционирования отношений субъекта к другим, к окружающей действительности на различн. уровнях соц. системы. Эти отношения двойственны по своей природе: психологичны по способу существования и регуляции, "живут" в психике и в конечном счете действуют через нее; социальны по генезису и основной функции - координации, интеграции и регуляции жизнедеятельности соц. субъектов. По своей форме они представлены психологич. регуляторами различн. масштаба: соц. установками, ценностными ори-ентациями, групповым сознанием, основу к-рых составляют персонификации обществ. отношений - образы представителей соц. (классовых, этнич., профессиональных и т. п.) групп. Они зарождаются и функционируют в процессе обмена идеями, оценками и представлениями, отражающими как действительные обществ. отношения, так и перспективу их развития. Исторически П.с. представляет собой рез-т процесса дифференциации и интеграции научн. знаний о личности, об-ве и их взаимодействии. Первоначально соц.-психологич. проблематика разрабатывалась в лоне филос. и соц.-филос. концепций. С середины XIX в. выделившиеся из философии социология и психология (каждая в рамках своего предмета) обращались к этой же проблематике. Однако именно из-за своей специализации они не смогли выявить ту специфич. логику специфич. объекта, к-рая должна была конституировать П.с. как самостоятельную науку. Развитие П.с. в XX в. свидетельствует о том, что она не может быть построена на основе одной из этих дисциплин. П.с, выросшая как экспериментальная дисциплина в рамках общей психологии страдает методологич. индивидуализмом, т. е. пытается вывести закономерности соц. взаимодействия из закономерностей функционирования индивидуальной психики. Этот подход в 70-е гг. исчерпал себя. Методологич. индивидуализму в истории П.с. противостоял т. н. холистский подход, имеющий преимущественно со-циологич. происхождение. Согласно этому подходу соц. психология должна изучать язык, культуру и т. п., их преломление в поведении личности и соц. общностей. В отечественной П.с. существуют точки зрения по поводу ее предмета. Согласно одной из них П.с. должна исследовать личность - закономерности ее формирования, взаимосвязь личности и коллектива, общение индивидов, обусловленное их совместной деятельностью и славливающее как рез-ты последней, так и ственно содержание и формы их психич дрТ тельности. Согласно другой - предмет П.с составляют "массовидные явления психики" "коллективное поведение", психология классов наций и др. соц. групп. Делались также попытки объединить две упомянутые позиции. Расхождение имеющихся воззрений на предмет П.с. обусловлено выбором в качестве исходного того или иного соц. отношения, напр., "индивид - группа", "индивид - индивид", "индивид - об-во", что, в свою очередь, детерминирует выбор объектов исследования, систему понятий, в к-рых формулируются теоретич. концепции. Реально такими объектами являются: соц. установки, ценностные ориентации, группы (групповые процессы, психологич. характеристики групп), общение, соц. восприятие, способы воздействия людей друг на друга. Свои методы П.с. заимствует преимущественно у др. наук: лабораторное экспериментирование, тестирование, статистич. методы обработки данных - у общей психологии и психологии личности; опросы, интервью - у социологии; сравнительный и кросскультурный анализ - у этнографии. Относительно самостоятельным методом можно считать социометрию - способ установления межличностных предпочтений в группе. Лит.: Методологические проблемы социальной психологии. М, 1975; Социальная психология. М, 1975, Методы социальной психологии. Л., 1977; Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978; Социальная психология. Л., 1У

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

это отрасль психологической науки, которая изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности, в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Знание социальной психогологии необходимы для организации целенаправленного воспитания. Понятие «социальная психология» многозначно. В самом общем виде следует различать, по крайней мере, два основных его смысловых значения. Во-первых, под социальной психологией, прежде всего, принято понимать многообразные проявления социальной психики человека — особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми. Этому соответствуют такие понятия, как социально-психологический климат группы или коллектива, общественное настроение, психическое заражение, подражание, внушение, психология толпы, групповая психология, лидерство и т. д. Во-вторых, термин «социальная психология» применяется и для обозначения той науки, которая призвана изучать закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии его с другими людьми. Наряду с термином «социальная психология» для обозначения тех же явлений (группового, коллективного и массового психического состояния и поведения людей, с одной стороны, и науки, которая это изучает — с другой) нередко употребляется и другое словосочетание — «общественная психология». Его можно встретить преимущественно в работах русских социальных психологов 1960-70-х годов ХХ в. Из вышесказанного следует, что в поле зрения социального психолога может попеременно оказываться то личность, на которую оказывают влияние другие индивиды, то группы или массы людей, которые обладают огромной силой заразительного воздействия на окружающих. Эти различия в позиции, с которой можно смотреть на социальнопсихологические явления, уже давно послужили почвой для многообразия представлений исследователей о том, что же является предметом данной науки. Сложилось два основных направления, а точнее сказать, две как бы взаимоисключающие друг друга точки зрения на предмет социальной психологии. С одной точки зрения, таким предметом является отдельный индивид или личность, но никак не группа, общность или масса людей. Этого мнения придерживался, в частности, французский социальный психолог Габриэль Тард - автор концепции подражания, согласно которой масса людей способна лишь подражать, копировать и тиражировать те или иные эталоны и новации, предлагаемые отдельными выдающимися людьми. С другой — наоборот, не отдельный индивид, а именно большие социальные группы, народы и массы должны быть, и являются действительным предметом социальной психологии. Так считали немецкий психолог Вильгельм Вундт и французский социальный психолог Постав Лебон. Их основные аргументы таковы: а) отдельный индивид смертен. Народ же, его психология мифы, обычаи, язык, традиции — бессмертны. Отдельный индивид, рождаясь, лишь усваивает духовные ценности народа и временно пользуется их богатством; б) даже, если рушатся сложившиеся духовные ценности общества и народа, то на арену истории выходит безличная и необузданная в своей силе масса. Почти на протяжении столетия можно было наблюдать сопоставление и противоборство различных точек зрения на предмет социальной психологии, как в странах постсоветского пространства, так и за рубежом. Таким образом, предметом социальной психологии является социальная психика человека во всем многообразии ее проявлений, а также особенности психического состояния и поведении индивида в группе, массе и коллективе, и специфика совокупной, то есть совместной групповой, коллективной и массовой психической жизнедеятельности людей. Наряду с предметом социальной психологии следует различать область ее практического применения. Само возникновение социальной психологии связано с определенными эмпирическими предпосылками или опытом использования тех или иных социально-психологических знаний людей в их практической жизни. Если первый опыт практического применения социальнопсихологических знаний связан с жизнью первобытной общины, то самое широкое развитие прикладные функции социальной психологии получают в условиях капиталистического общества. Переход к массовому производству требовал, в отличие от мануфактурного, учитывать психологию потребителя. Задачи политической борьбы вызвали к жизни исследования общественного мнения и массовых настроений, рост преступности определил интерес к вопросам криминальной психологии, внешняя политика натолкнулась на необходимость знания психологии народов колониальных и зависимых стран. К 90-м годам XIX века относится первый опыт теоретической разработки вопросов психологии политики и права, психологии религии, быта и др. С 20-30-х годов XX века начинаются эмпирические исследования в этой области, в первую очередь — общественного мнения, пропаганды, промышленности и торговли. В настоящее время получили развитие такие направления прикладной социальной психологии, как политическая психология и психология преступности, психология науки, психология искусства, психология производства и управления, психология торговли и быта, психология религии и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Социальная психология

наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в различные социальные группы, закономерности общественной и групповой психологии. С. п. исследует психологию больших социальных групп (классы, нации, социальнодемографические и профессиональные категории, региональные общности, массовые аудитории и т. д.), малых групп и коллективов, а также особенности психологии личности, формирующиеся и проявляющиеся в общении и совместной деятельности. С. п. развивается на стыке психологии и социологии. Наряду с психологическими методами наблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, тестирования в С. п. широко применяются социологические методы анкетные опросы и интервью, контент-анализ, социальный эксперимент. Разработаны также специализированные социально-психологические методы (социометрия, групповая оценка личности и др.). Потребности и интересы, социальные установки и ценностные ориентации, мнения и настроения людей являются общим для С. п. и социологии предметом исследования. Однако для каждой из этих наук характерен специфический подход к изучению данных явлений. Например, при исследовании общественного мнения социолога интересует в первую очередь закономерность формирования мнений люден в определенных социальных группах, тогда как социально-психологические исследования направлены прежде всего на познание психологических механизмов становления и выражения общественного мнения. Появлению первых социально-психологических концепций предшествовало накопление многочисленных наблюдений в области массовой психики, психологии социальных групп и личности. Первые попытки теоретического обобщения этих наблюдений относятся ко второй половине XIX в.: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт), «психология масс» (Ш. Сигеле, Г. Лебон), теории «подражания» (Г. Тард) и «инстинктов социального поведения» (У. Мак-Дугалл). 1908 г. считается временем основания С. п. как самостоятельной отрасли психологической науки. В этом году появились книги У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология», в названии которых впервые был использован термин С. п. В 1913 г. В. Меде в Германии впервые применил экспериментальный метод в исследовании социально-психологических явлений, связанных с воздействием группы на индивидуальные особенности восприятия и поведения. После первой мировой войны такого рода исследования получили широкое распространение, что способствовало превращению С. п. в экспериментальную науку. Наиболее интенсивно экспериментальная С. п. развивалась в США. Ставшие классическими исследования по конформизму, групповой динамике, коммуникативной структуре малой группы имели немаловажное значение для дальнейшего развития С. п., ее выхода в практику управления, пропаганды, в др. сферы общественной жизни. Основными теоретическими источниками развития западной С. п. являлись бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология. Большое влияние на развитие С. п. оказали и социологические теории интеракционизм и структурно-функциональный анализ. Советская С. п. основывается на принципах марксистской теории социального познания. В 20-е гг. советские психологи активно разрабатывали вопросы методологии социально-психологических исследований, основы теории коллективной и общественной психологии. В 30-е гг. С. п. разделила участь ряда наук, объявленных «вне закона», и ее возрождение фактически началось только в 60-е гг. В настоящее время имеются конкретные результаты развития С. п. в нашей стране. Оригинальные результаты получены в таких областях С. п., как психология коллектива, психология познания людьми друг друга, психология жизненного пути личности. Созданы социально-психологические службы, цель которых-совершенствование нравственно-психологического климата в коллективах, психологическая подготовка руководителей пронзводсгва, семейное консультирование, обучение людей (в специальных тренинговых группах) приемам и навыкам правильного общения и т. д. Перспективы развития С. п. во многом связаны с расширением ее возможностей в решении острых социальных проблем совершенствования психологической атмосферы в различных сферах общественной жизни. В связи с этим необходима активная исследовательская стратегия, которая не только фиксировала бы существующие социально-психологические феномены, но и способствовала повышению психологической культуры общества, его различных социальных групп. В современных условиях общественного развития настоятельно ощущается потребность в новых социально-психологических механизмах регуляции человеческих взаимоотношений. Они должны стать альтернативой широко распространенным в общественной психологии механизмам группового давления и конформизма, восприятия и оценки людей по формальным статусным и демографическим признакам, стереотипного отношения людей к собственной жизни и к другим людям. Новая стратегия С. п. может быть названа конструктивной, поскольку ее основной задачей является разработка теории и методов создания (конструирования) принципиально новых социально-психологических механизмов регуляции человеческих взаимоотношений, значительно в большей мере соответствующих гуманистическим принципам современного общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

наука о взаимовлиянии индивидуального поведения и социального контекста. В подобном духе основной вопрос С.П. был сформулирован О. Контом : каким образом индивид может быть одновременно и причиной, и следствием социальных явлений? Индивидуальное поведение трактуется широко как внешнее, доступное наблюдению, так и внутреннее - чувства, убеждения, аттитюды , интенции, атрибуции и т.д. В отличие от социологии, где поведение за редким исключением анализируется на уровне социальных позиций, т.е. агрегаций индивидов, и структурных свойств социальных систем, объяснения в С.П. включают индивидуальные свойства и тем самым открывают сложность и разнообразие внутри гомогенных социальных позиций.

История С.П.

Условной датой рождения С.П. как самостоятельной области знания иногда считают 1908, когда Э. Россом и У. Макдугалом были изданы первые учебники по С.П. Однако собственная проблематика С.П. начала выделяться из социальных наук во второй половине 19 в. в работах социальных философов, лингвистов и психологов, главным образом, в Германии и Франции. Развитие взглядов на предмет в С.П. можно представить как смещение внимания с больших групп на малые, а от последних - на индивида и внутрииндивидуальные переменные. Первоначально основным объектом исследований были большие, слабо организованные группы (толпа, масса, народ). Исследовательские программы того времени включали изучение языка, верований, мифов, обрядов, механизмов распространения заражения и подражания. В конце столетия были поставлены первые социально-психологические эксперименты. В соответствии с доминировавшей моделью экспериментального метода предполагаемая каузальная связь между независимой и зависимой переменной изолировалась, т.е. другие возможные причины изменений устранялись или контролировались в лабораторных условиях. Изучение влияния социального контекста на поведение индивида требовало постепенного перехода от минимального уровня "социальности" (изолированного индивида) к постепенному обогащению этого контекста (присутствие одного, двух и более наблюдателей или людей, выполняющих совместную деятельность). Центральным предметом С.П. стали фиктивные (лабораторные) малые группы. Наибольшую известность получил эксперимент Н. Триплета (1898), посвященный социальной фасилитации, т.е. улучшению качественных и/или количественных показателей деятельности в присутствии других людей. Эта экспериментальная парадигма оставалась ведущей до 1920-х и постепенно уступила место прикладным исследованиям естественных малых групп на производстве и в организациях.

В конце 1930-х единственным центром социально-психологических исследований стали США, куда бежали выдающиеся психологи из захваченных фашистами стран Европы. Особенно существенной была роль К. Левина , основавшего Центр исследований групповой динамики и положившего начало одной из самых влиятельных школ в С.П. Ее ведущей темой были изменения в жизни малых групп как функция состава и структуры групп, влияния отдельных индивидов и социального контекста. С.П. пополнилась новыми фактами и теориями, методологией экспериментальных исследований и исследований действием (action research). Во время Второй мировой войны и после нее психологи приняли участие в выполнении правительственных заказов, разработке крупных социальных проектов, что способствовало высокой репутации науки.

После войны начались исследования, посвященные формированию и изменению аттитюдов, которые понимались как основная причина индивидуального поведения. Социальные психологи установили условия, опосредующие причинную связь между аттитюдами и поведением, и открыли обратную связь ( Аттитюд). С самого начала С.П. была свойственна когнитивистская ориентация. Стимул понимался скорее как субъективный образ физического стимула, и поведенческая реакция часто изучалась в когнитивных терминах. Это помогло С.П. успешно противостоять распространению идей бихевиоризма . Начиная с 1950-х когнитивные теории постепенно вытесняют другие подходы. Основным предметом исследования становятся внутрииндивидуальные процессы, такие как социальное сравнение, когнитивный диссонанс, принятие решений, приписывание причин поведения, динамика эмоциональных переживаний. Тематика, связанная с социальным познанием, сохраняет ведущую роль в настоящее время.

Европейская С.П. после Второй мировой войны фактически создавалась заново и была настроена по отношению к американской традиции скептически. Влияние левой идеологии и критических теорий, чувствительность к социальным проблемам в новой Европе были более сильными, чем в США. Пересмотру подверглись практически все концепции, в которых объяснительная роль принадлежала индивидуальным свойствам и процессам. Были поставлены под сомнение валидность и практическая ценность экспериментально полученных данных, предложены более реалистические концепции социального конфликта и социального влияния, разработаны теории социальных представлений, социальной идентичности, влияния меньшинства, важной темой исследований стали процессы конструирования реальности и языковые практики. В целом европейская С.П. была и остается более озабоченной групповыми явлениями, эффектами коммуникаций и языка.

История российской и советской С.П. ведет отсчет с начала 20 в. с изучения социальной фасилитации и групповой продуктивности. В 1920-1930-х обозначилось две С.П.: одна теоретическая, направленная на обоснование исключительности "классовой психологии", другая прикладная, которая занималась продуктивностью групповой (коллективной) деятельности. В середине 1930-х советская С.П. была разгромлена в ходе борьбы с "педологическими извращениями в системе Наркомпроса" и идеологических чисток. В 1960-х осторожными усилиями психологов и социальных философов наука была восстановлена в правах, появились лаборатории и кафедры, а впоследствии - рабочие места на заводах и фабриках. Основное внимание уделялось изучению групп и коллективов, центральной категорией стало понятие "общение", а тематика социального познания появлялась в основном в критических обзорах западных исследований.

Методология С.П.

С момента обособления С.П. от социологии и психологии (конец 19 - начало 20 вв.) в качестве ее основного метода исследования выступает эксперимент. За этим стоит устойчивая ориентация на позитивистские, а затем постпозитивистские идеалы науки и озабоченность практическими, а не семиологическими задачами. Целью С.П. является объяснение, предсказание и управление поведением индивида, а поведение, коль скоро оно состоялось, в отличие от текста не может быть деконструировано или произвольно переписано. В соответствии с позитивистскими канонами и для удобства верификации большинство концепций в С.П. сформулированы как теории среднего ранга или микротеории. Основная линия в истории С.П. может быть представлена как история развития экспериментальной методологии: от лабораторного к контролируемому исследованию в естественных условиях, от сбалансированного дизайна до сложных несбалансированных планов с последовательными измерениями и включением ковариатов. Параллельно тому, как контроль и власть (power) завоевывали центральные позиции в системе понятий С.П., статистический контроль и статистическая мощность (power) стали основными показателями качества и достоверности исследования. Для введения социального контекста при одновременном сохранении управления за экспериментальной ситуацией методологи разработали сложные процедуры, гарантирующие наивность испытуемых (с помощью обмана или фиктивных стимулов) и правдоподобно вводящие релевантные независимые переменные. Одновременно совершенствовались измерительные процедуры, незаметные для испытуемых. Знаменитыми и прототипическими стали эксперименты на конформность (С. Аш), повиновение (С. Милгрэм), деиндивидуализацию (Ф. Зимбардо, "тюремный эксперимент"), недостаточное оправдание собственного поведения (Л. Фестингер), групповую идентификацию (Г. Тэджфел), влияние меньшинства (С. Московичи - ). Крупнейшие критики позитивизма и недостаточной социальности С.П. (С. Московичи, К. Джерджен, Г. Тэджфел) также были вынуждены начинать академическую карьеру с конструирования и проведения экспериментов.

Начиная с 1970-х С.П. стала извне и снаружи подвергаться острой критике за наивность позитивистских установок, искусственность экспериментальных процедур, незаинтересованность в решении острых социальных проблем, защиту существующего социального порядка. Часть упреков несправедлива: прикладные исследования в С.П. всегда играли существенную роль, особенно в проектировании и оценке социальных программ, улучшение физического и психического здоровья, борьбе с дискриминацией, СПИДом и терроризмом, распространении норм помогающего поведения, урегулировании внутри- и межгрупповых конфликтов. Ограниченность экспериментального метода общепризнанна, однако равноценной альтернативы предложено не было. Частичным решением проблемы стало совершенствование процедур проведения эксперимента и статистического анализа. Уменьшение доли экспериментальных работ в С.П. вызвано скорее обострившейся чувствительностью психологов к этическим проблемам и фактическим запретом на обман или иное причинение вреда испытуемым. Важным методологическим новшеством стало развитие аппарата оценки эффектов в корреляционных исследованиях с учетом мощности статистической процедуры. Эти изменения были отражены в пятом издании "Руководства по подготовке публикаций Американской психологической ассоциации" (2001). В ведущих журналах в отношении количественной методологии продолжаются споры о ценности традиционных методов проверки статистической значимости. Радикальная точка зрения состоит в том, что дихотомические решения о статистической значимости не дают возможности развивать более творческие идеи, отвлекают от практических задач, захламляют экологию социальной науки частными, негенерализуемыми результатами. В качестве альтернативы обсуждаются оценки эффектов, мета-анализ, воспроизведения уже проведенных исследований в новых условиях.

С.П. всегда была нечувствительной к внешней и внутренней критике, консервативной в отношении новых идей и практически не подверглась влиянию вульгарных форм постмодернизма, настаивавших на ценности фрагментарного и поверхностного знания и пылко обосновывавших ненужность обоснований. Одна из причин неэффективности критики - отсутствие собственной позитивной программы в большинстве критических теорий. Основным результатом знаменитой статьи К. Джерджена "Социальная психология как история" (1972), констатировавшей "смерть" С.П., стало снижение популярности этой дисциплины среди американских аспирантов и уменьшение бюджетных и частных ассигнований на социально-психологические исследования в 1970-е. Лингвистический и дискурсивный поворот, идеи социального конструктивизма, существенно изменившие ландшафт других социальных наук в последней трети 20 в., в С.П. определили исследовательские программы нескольких научных центров Великобритании, Франции и США и привели к модификации некоторых традиционных теорий. Большинство современных социальных психологов пытаются бороться с эклектикой, видя в ней капитуляцию перед серьезными проблемами своей дисциплины. За схемами упорядоченных классификаций парадигм и методологических ориентаций можно усмотреть попытку перераспределить властные отношения в науке, выбрав будто бы нейтральную и неуязвимую внешнюю точку для наблюдения и оценки.

С.П. и другие науки.

С.П. возникла на пересечении психологии и социологии, и это частично объясняет особенности методов, теорий и языка науки. До сих пор за рубежом и частично в постсоветских странах сохраняется разделение сфер влияния, периодических публикаций, школ, профессиональных ассоциаций, фондов. Наследие психологии более сильно и устойчиво. Более 90% всех англоязычных публикаций можно отнести к психологически ориентированной С.П. Второй за всю историю Нобелевских премий психолог, получивший эту награду в области экономики, когнитивист Д. Канеман, цитируется в журналах психологической С.П. чаще, чем кто-либо из социологов. В этой традиции написаны практически все учебники последних десятилетий. Интересы, методология и методы С.П. пересекаются со многими отраслями психологической науки - когнитивной, политической, экономической, этнической, кросскультурной, эволюционной. Еще одна отрасль - персонология - сейчас находится под таким сильным влиянием С.П. личности, что можно говорить об их слиянии или поглощении персонологии социальной психологией. Эти претензии отражены в названии центрального мирового журнала в этой области ("Journal of Personology and Social Psychology"), в содержании учебников по персонологии, программах конференций, преференциях научных фондов. В области персонологии С.П. показала существенную или даже решающую роль ситуации как причины индивидуального поведения, продемонстрировала недостаточность черт личности как объяснительных средств поведения, обосновала ряд когнитивных и мотивационно-когнитивных единиц анализа личности, исследовала содержание и механизмы конструирования центральной личностной инстанции - самости.

Социальные психологи, принадлежащие к другой традиции, работают на кафедрах и в институтах социологии и продолжают развивать идеи символического интеракционизма (коммуникации, диадическое взаимодействие, ролевое поведение), диспозиционизма (аттитюды и ценностные ориентации), групповой динамики (лидерство - , референтные группы - ), социобиологии (альтруистическое поведение), "структурной С.П." (социальная диффузия, социометрия - ). Идеи этнометодологии и анализа разговора также созвучны С.П., поскольку специфическим предметом последней является повседневное поведение и обыденные объяснения. Социологическими по духу являются теории социального обмена и социальных представлений.

Основные разделы современной С.П.

Выделяют три основных раздела С.П. с весьма условными границами между ними: социальное познание, социальное влияние и социальные отношения. Формат словарной статьи позволяет осветить лишь по одной важной теме исследований в каждом из указанных разделов. В широком смысле социальное познание - это организация знаний в социальном контексте, который включает влияние культуры, отношения власти, структуры языка, наивные теории, социальные представления, предрассудки; другими словами, это функционирование познавательных процессов человека в естественных ситуациях. Наибольшую популярность получили теории каузальной атрибуции, посвященные механизмам наивного объяснения поведения. Приписывание причин взрослыми людьми происходит почти автоматически, и в этом процессе особенно велика роль информации о намеренности, социальной желательности и последовательности поведения. Современные теории в большей степени делают акцент на когнитивных схемах наивной эпистемологии, на процессах коммуникации и дискурсивных стратегиях. Например, испытуемые, от которых ожидается отчет о том, как они объясняют поведение, рисуют совершенно иную картину, чем те, кто дает спонтанные объяснения. Рассказчик учитывает интересы слушателя. Внутреннее устройство языка, использование некоторых глаголов, прилагательных и местоимений способствуют формированию определенного представления о причинах. Б. Малле различает поверхностные языковые и глубинные концептуальные структуры каузального объяснения, такие как каузальную историю мотивов (reasons), сами мотивы и факторы возможности. С теориями атрибуции связано представление о предвзятой обработке социальной информации. Показано, что эти ошибки культурно обусловлены: свойственны западной культуре и прививаемы воспитанием. Восьмидесятые годы прошлого века были отмечены воодушевленной охотой за подобными предвзятостями: "обработка информации с выгодой для себя", нечувствительность к объему выборки, игнорирование базовой частоты, игнорирование смещения к среднему, нечувствительность к случайности, чрезмерная уверенность в правильности своих суждений, иллюзорная корреляция, ретроспективная предвзятость и др. Похожая картина наблюдалась в исследованиях эвристик - нерациональных, интуитивных правил формирования суждений, которые люди используют особенно в ситуации отсутствия времени и мотивации мыслить "правильно". Новая область исследований получила название теории социального суждения (inference). Несмотря на востребованность полученных результатов в политической науке, бизнес-консультировании в судебной практике, бурный поиск отклонений от рациональности мышления и поведения и гипотетических механизмов искажения информации привел к "избытку аномалий" (У. Голдстейн и Р. Хогарт). Другими темами исследований социального познания являются когнитивные схемы (в том числе скрипты, предрассудки и схематическая организация представлений человека о самом себе), когнитивные причины и следствия эмоциональных процессов. Многие социальные психологи пытаются ввести в свою дисциплину элементы постмодернистских эпистемологий и создать дискурсивные модели предрассудков, нарративные модели самости и т.д.

Классическими темами в исследованиях социального влияния в 20 в. были фасилитация, процессы убеждения, взаимный обмен, конформность и социальное давление, влияние меньшинства. По разнородности определений, гипотетических механизмов и моделей социальное влияние подобно аморфному понятию социального контроля в социологии. Существенное отличие в том, что представления о социальном влиянии были сформированы для объяснения индивидуального поведения. Исследователи неоднократно и безуспешно пытались создать единую теорию социального влияния, расположив указанные разнородные феномены на единой оси социально-психологической взаимозависимости. Объединяющего понятия найти не удается. Эффективность процесса убеждения зависит не только от ряда характеристик источника, получателя и способа передачи информации, от использованных риторических стратегий и ситуации. Важной переменной, опосредующей изменение аттитюдов адресата, является его или ее вовлеченность в предмет обсуждения и наличие когнитивных ресурсов. Существенную роль играют социальные соглашения о доверии публичным источникам и стремление адресата быть понятым и предсказуемым для других, высказывая мнения и поступая в соответствии с принятыми на себя обязательствами (ранее декларированной позицией). Задача предсказания эффекта убеждающего воздействия еще более усложняется, как только исследователь принимает во внимание существующее поле мнений и процессы группового обсуждения, которые, как правило, приводят к поляризации, т.е. усилению первоначально доминировавших мнений. В зависимости от типа решаемой задачи группа может выбрать разные схемы принятия решений (побеждают "факты", побеждает большинство и т.д.). В другой экспериментальной парадигме, связанной с изучением конформности (С. Аш), была показана зависимость эффективности влияния от количества воздействующих индивидов, единства мнений в лагере большинства и отсутствия единомышленников в лагере меньшинства. Влияние большинства оказалось непрочным и относительно поверхностным. В свете недавних работ по каузальной атрибуции показатель конформности в экспериментах Аша, равный 37% и трактовавшийся ранее как нижний возможный уровень, теперь интерпретируется как сильно завышенный. В остроумных экспериментах С. Московичи и его школы исследовался другой уровень социального воздействия - влияние меньшинства. В отличие от большинства меньшинство инициирует не социальный, а содержательный конфликт по поводу обсуждаемого вопроса; его влияние менее значительно, но более продолжительно и креативно; успех воздействия зависит от того, насколько осмысленно и гибко ведет себя меньшинство. Исследования С. Московичи частично объясняли масштабные социальные реформы, инициированные небольшой группой единомышленников. Делались попытки объединить конформность и влияние меньшинства в единую модель (напр., теория социального воздействия Б. Латане), однако они столкнулись с невозможностью учесть большое количество релевантных переменных в одноуровневых теориях среднего ранга. В последние годы растущую роль в исследованиях социального влияния играют когнитивные понятия, переосмысливаются идеи групповой динамики, используются более поздние модели групповой продуктивности. В информационном обществе социальное влияние становится все более невидимым и аппелирует к нетрадиционным формам власти (экспертной и информационной), к дискурсивному конструированию реальности, системам классификаций. Основным уроком исследований социального влияния является признание необходимости упорядочения микротеорий в иерархические или гетерархические концепции.

Сложные формы социальных отношений изучаются как в академическом, так и в прикладном аспекте. Основными темами являются агрессивное поведение, внутри- и межгрупповые конфликты и достижение примирения, предрассудки, дружба, любовь и ревность, помогающее (просоциальное) поведение. Это самая динамичная и разнородная область современной социальной психологии. Диапазон используемых теорий широк - от социобиологических и эволюционистских до социально-конструктивистских. В силу того обстоятельства, что негативные формы поведения легче определяются и запоминаются, воспринимаются как более информативные и когерентные, одним из первых предметов исследования С.П. стало агрессивное поведение. Поскольку основной мотивацией исследований нежелательного поведения является стремление его предотвратить, основные усилия направляются на поиск причин агрессии, а не на построение простых объяснительных моделей. Исследователи столкнулись с проблемой множественности причин, их зависимостью от социального контекста и неадекватным отражением сложных каузальных связей в редукционистских теориях. Установлено бесспорное влияние относительной депривации (оценки бедственности своего положения на основе социального сравнения). Неприятные события выступают скорее как запускающие стимулы, биологические факторы - как фасилитирующие механизмы, лишенные собственной причинной силы. Социобиологическое направление в С.П. развивает представление об инструментальности агрессии в установлении и поддержании социальных иерархий. Нетривиальность идеи инструментального обусловливания состоит в том, что причиной поведения является не его предыстория, а его последствия. Такой взгляд требует переосмысления превентивных программ. Агрессивное поведение формируется процессами социального научения, когда окружающие или герои СМИ выступают в качестве примеров для подражания. В последние десятилетия активно развиваются представления о социальном конструировании агрессии, в частности, роль атрибуции намерений и ответственности за поведение, приносящее ущерб, а также процессы социальной категоризации, выступающие как основа для возникновения предрассудков. В силу практической ориентированности исследований социального поведения в этой области доминируют эмпирические работы, часто направленные на воспроизведение известных моделей в новых контекстах и ситуациях.

С.В. Сивуха

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено книг по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено презентаций по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0

Найдено рефератов по теме СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 0