СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПРЕВЕНТИВНАЯ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПРЕВЕНТИВНАЯ
(от лат. praeventio — опережаю, предупреждаю, англ. prevention — предупреждение, предохранение, предотвращение) — научно обоснованный, своевременно предпринятый комплекс экономических, политических, правовых, медицинских, психолого-педагогических действий, направленных на предупреждение и предотвращение, смягчение еще не возникших, но прогнозируемых негативных социальных проблем, явлений, социальных патологий, жизненных кризисов, а также устранение или ослабление объективных и субъективных факторов, способствующих их появлению.
С.р.п. является важной частью социальной политики государства и регионов.
Объекты С.р.п. (целевые группы) — это население в целом, большие и малые социальные группы, в первую очередь, социально уязвимые категории, семья, отдельный человек.
Субъектами С.р.п. являются государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы, СМИ, социальные службы, отдельные должностные лица и граждане, принимающие участие в деятельности по профилактике негативных явлений в обществе.
Наиболее важные превентивные направления: предупреждение зависимого поведения, межличностных конфликтов, ограничение бедности, сокращение безработицы, помощь семье, работа с молодежью, предупреждение безнадзорности и беспризорности, правонарушений.
Из сферы медицины и классификации профилактики болезней был заимствован как сам термин “превентивная работа”, так и основные подходы к классификации. Согласно классификации ВОЗ существуют три уровня профилактических мероприятий: первичный, вторичный и третичный. Первичная профилактика — профилактика до начала расстройства, снижающая частотность всех типов расстройств. Вторичная профилактика, связанная с ранним выявлением патологии, сокращает продолжительность и облегчает течение уже возникающих расстройств. Третичная профилактика, которую иногда называют реабилитацией, снижает причиненный расстройством ущерб и предотвращает рецидивы. Однако в настоящее время данная модель считается устаревшей.
В С.р.п. различают мероприятия общего и специального характера. Общие мероприятия, направленные на предотвращение проблем в будущем и ориентированные на всех членов общества, реализуются в рамках долгосрочных программ и регулярных мероприятий. Специальные мероприятия направлены на предупреждение и локализацию конкретных негативных явлений в поведении людей.
С.р.п. строится на следующих принципах: непрерывности, целостности, динамичности, системности, многоаспектности, адекватности, солидарности, легитимности, гибкости.
С.р.п. требует меньших затрат, чем другие технологии социальной работы, в целом способствует снижению социальной напряженности в обществе, ведет к снижению социальных рисков.
С.р.п. должна являться частью программы экономического и социального развития региона или отрасли.
На 1-м этапе необходимо диагностировать и спрогнозировать социальные проблемы с помощью социологических и статистических методов исследования, используя данные различных ведомств, структур, органов. На 2-м этапе необходимо определить цели воздействия в рамках С.р.п., в зависимости от чего будут выбраны технологии работы. На 3-м этапе происходит реализация выбранных технологий работы и мер воздействия. На 4-м этапе осуществляется оценка эффективности воздействия с учетом изменений выявленной проблемы и факторов, ее обусловивших, по заранее определенным качественным и количественным показателям, рассмотренными в динамике.
Степень распространения С.р.п. зависит от уровня социального развития общества. В развитом обществе усилия направлены не на борьбу с патологиями различного рода, а на создание условий, предупреждающих их появление. Эффективность воздействия зависит от объективных (уровень развития экономики, всей социальной сферы в целом) и субъективных (профессиональная компетентность специалистов, качество осуществления комплекса мероприятий, межведомственное взаимодействие) факторов. В С.р.п. максимального результата можно достичь, сочетая воздействие на личность с формированием социальной среды. С.р.п. следует осуществлять в рамках целостной стратегии на основании комплексной оценки социально-экономической ситуации, при межведомственном взаимодействии и многовариативности принимаемых мер.
Формы С.р.п. различаются в зависимости от уровня. На макроуровне: программы социальной защиты социально-уязвимых категорий, социальная реклама и различные кампании в СМИ, массовые мероприятия, межведомственная деятельность учреждений и организаций, просветительская работа. На мезоуровне: обучение в рамках конкретных организаций и учреждений, программы по месту жительства, работа в социальных сетях, социальное консультирование, организация конкурсов и соревнований, групповая работа, ролевые игры, моделирование адекватного социального поведения, психотерапевтические тренинги. На личностном уровне: психологическое индивидуальное консультирование, телефон доверия, вовлечение в деятельность.
Модели С.р.п., построенные на запретах определенных действий, формировании страха перед последствиями не помогают устранить причину социальных проблем и оградить от влияния негативных факторов. Модели С.р.п., включающие обучение новым навыкам, помогают устранить субъективные факторы, способствующие появлению социальных проблем, являются наиболее эффективными, пролонгированными по результатам.
Важными в С.р.п. являются мероприятия воспитательного характера, ориентированные на духовно-нравственное развитие. Физически, психически и нравственно здоровая личность, воспитанная в традициях национальной и мировой культуры, более устойчива к разрушающему влиянию социальных проблем. Гармонично развитая личность стремится к созиданию, а не девиации, обладая достаточными внутренними ресурсами для противодействия деструктивным влияниям.
Различные аспекты С.р.п. отражены в федеральных законах: от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”; от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”; от 30.04.1995 г. № 40-ФЗ “О Федеральной службе безопасности”; от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”; от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”; от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”; от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”; от 01.07.2012 г. № 761 в Указе Президента РФ “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы”; Кодексе РФ об административных правонарушениях и других документах.
Учитывая сложность организации С.р.п., большое значение имеет уровень профессиональной компетентности специалистов. Для осуществления С.р.п. необходимы работники с аналитическим складом ума, навыками владения социологическими методами исследования, технологиями прогнозирования и моделирования, а также навыками общения с людьми.
И.В. Соловьева, Т.В. Зальцман
Лит.: Базовые социальные технологии / АУ ТО ДПО “Областной центр “Семья”. URL: http://www.novsu.ru/file/1093721; Парфанович И.И. Социальная профилактика: Курс лекций. Тернополь: ТДПУ, 2009; Москаленко В.Ф. Концептуальные подходы к формированию современной профилактической стратегии в здравоохранении от профилактики медицинской к профилактике социальной. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011; Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Е. Ананьева, В. Борисов, Е. Кабакова и др. СПб.: СПбГИПСР, 2009; Профилактика и разрешение социальных конфликтов / Под ред. Е.В. Змановской. СПб.: СПбГИПСР, 2011.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.51 мб

Целе-мотивационный компонент готовности будующих социальных работников к превентивной деятельности:

Сургова С.Ю.
Освещена методика выявления сформированности целемотивационного компонента готовности к превентивной деятельности будущих социальных работников.