Социальная терапия
ТЕРАПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
мероприятия, направленные на социальную адаптацию объекта работы и самостоятельное решение им своих проблем, представляющие собой процесс исправления установок и возвращения людей к социально-полезной активности. Включает составление и реализацию плана терапевтических действий.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Социальная терапия
Деятельность социальных работников, направленная на оказание помощи людям, находящимся в стрессовой ситуации, переживающих душевный кризис, адаптирующихся к новым для себя жизненным условиям. В отличие от психотерапии, Сл. заключается в предоставлении определяемого по ситуации набора социальных услуг, организации поддержки клиента его ближайшим окружением и помощи в решении возникших в жизни клиента проблем.
Социальная терапия
1. Термин, часто обозначающий деятельность социальных работников, направленную на стимуляцию социальной активности больного или инвалида, на ликвидацию последствий его изоляции. В качестве методов социотерапии рассматривают терапию средой, т. е. организацию клиенту поддержки окружения, терапию занятостью, трудотерапию, организацию досуга и пр. (см. Терапевтическая среда, Терапия занятостью, Трудотерапия). По сравнению с психотерапией социальная терапия заключается в предоставлении конкретных услуг, организации клиенту поддержки окружения, помощи в решении социальных конфликтов и проблем.
2. Целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Включает комплекс взаимосвязанных мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, способствующих нормализации поведения граждан и взаимоотношения их в обществе.
2. Целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Включает комплекс взаимосвязанных мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, способствующих нормализации поведения граждан и взаимоотношения их в обществе.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ТЕРАПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(далее — С.т.) — комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что С.т. — это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.
Исходя из многоуровневой структуры общества можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:
— макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
— мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;
— микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.
Сущность С.т. как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в ее основе лежит идея “лечения”, т. е. достижения максимально возможного уровня социального здоровья человека, прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане.
С.т. вбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональной деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.
Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне ее организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.
Процесс С.т. направлен на решение разнообразных задач: исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития субъекта; самоутверждение личности субъекта.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды С.т.:
— индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.), к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии;
— групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста — психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении какихлибо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций;
— семейная терапия, предполагающая работу социального работника или другого специалиста с семьей, рассматриваемой как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист пытается раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.
К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие:
— трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через
процесс труда;
— терапия самовоспитания, представляющая собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических “барьеров”, самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа “Я”, использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности;
— дискуссионная терапия, предполагающая решение какойлибо проблемы через ее активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом каждый из участников обсуждения может высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы дает возможность определить степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку ее другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включенных в проблему людей.
А.К. Быков
Лит.: Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2001; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001.
Исходя из многоуровневой структуры общества можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:
— макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
— мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;
— микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.
Сущность С.т. как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в ее основе лежит идея “лечения”, т. е. достижения максимально возможного уровня социального здоровья человека, прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане.
С.т. вбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональной деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.
Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне ее организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.
Процесс С.т. направлен на решение разнообразных задач: исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития субъекта; самоутверждение личности субъекта.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды С.т.:
— индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.), к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии;
— групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста — психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении какихлибо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций;
— семейная терапия, предполагающая работу социального работника или другого специалиста с семьей, рассматриваемой как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист пытается раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.
К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие:
— трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через
процесс труда;
— терапия самовоспитания, представляющая собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических “барьеров”, самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа “Я”, использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности;
— дискуссионная терапия, предполагающая решение какойлибо проблемы через ее активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом каждый из участников обсуждения может высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы дает возможность определить степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку ее другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включенных в проблему людей.
А.К. Быков
Лит.: Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2001; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001.