СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
помощь патронируемым людям при встречах с другими людьми.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
вид социальной деятельности, форма социальной поддержки; оказание конкретному лицу или группе (семье) социальным работником / мультидисциплинарной командой специалистов комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских, информационных услуг на протяжении определенного периода времени (иногда длительного). Цель социального сопровождения – улучшение жизненной ситуации, минимизация негативных последствий или полное решение проблем пользователя услуг/клиента. Основными признаками социального сопровождения являются: комплексность предоставляемых услуг, их длительное время; протяженность во времени; привлечение социальным работником к социальному сопровождению в случае необходимости других специалистов; использование потенциала сообщества; согласие пользователя услуг на социальное сопровождение и его активная позиция в изменении ситуации к лучшему совместными усилиями. С клиентом заключается договор на предоставление услуг. Социальное сопровождение является эффективным, например, в работе с семьями, которые оказались в трудной жизненной ситуации; в работе с юными матерями и женщинами в ситуациях, связанных с риском отказа от новорожденного ребенка; при адаптации к самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, лишенных родительских прав, или с молодыми людьми, которые вернулись из мест исполнения наказаний. Социальное сопровождение базируется на индивидуальном подходе к пользователю услуг (клиенту), на изучении его (их) потребностей и определении совместно с ним (ними) путей преодоления или решения проблем. Социальный работник разрабатывает план осуществления социального сопровождения и контролирует его выполнение, корректируя в случае необходимости. Как правило, проводится оценка и самооценка эффективности социального сопровождения. Причинами завершения социального сопровождения могут быть: решения проблемы; отказ клиента от услуг; изменение места проживания; нарушение или невыполнения клиентом условий договора. В зависимости от особенностей клиента социальное сопровождение имеет свои особенности в контексте содержания, технологий и процедур, документирования. Общим для всех видов сопровождения есть то, что оно влияет на подготовку человека, семьи к самостоятельному решению своих проблем путем мобилизации собственных ресурсов, формирования необходимых жизненных навыков; использование ресурсов сообщества.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”). С.с. осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Мероприятия по С.с. отражаются в индивидуальной программе. Индивидуальная программа С.с. — это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Словарь В. Даля трактует понятие “сопровождение” как определенное действие. Сопровождать — значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Сопровождать, как объясняет словарь С.И. Ожегова, — это следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то. С.с. предполагает активную обратную связь с получателем социальных услуг, учет его интересов, нуждаемости в различных видах помощи; опору на его личностный потенциал в разрешении возникших проблем жизнедеятельности.
С.с. подразделяется на различные виды, в том числе: информационное и научно-методическое; социально-медицинское (оказание медицинской помощи); социально-психологическое (оказание психологической помощи); социально-педагогическое (оказание педагогической помощи); социально-правовое (оказание юридической помощи); социально-бытовое (оказание социальной помощи); консультационное, в том числе посредством сети Интернет; образовательно-просветительское. Социально-педагогическое сопровождение (по Л.В. Мардахаеву) — совместное движение (взаимодействие) специалиста (сопровождающего, субъекта сопровождения) и сопровождаемого (объекта сопровождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления объекта в ситуации развития, направленной на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи, поддержки, стимулирования осмысления существа профессионального самооопределения в процессе возникновения (разрешения возникшей) проблемы (трудности) в общении, успешном продвижении в чем-либо (общении, уходе, развитии и воспитании ребенка), способа ее преодоления, а также побуждение к самостоятельности и активности в этом.
 
С.с. организуется на принципах: комплексности, заключающейся во взаимосвязанном и последовательном осуществлении мероприятий субъектами С.с.; межведомственности; добровольности С.с., предполагающей самостоятельность граждан в принятии решения о заключении договора о С.с.; адресности и равных возможностей, ориентирующих на осуществление С.с. со всеми категориями нуждающихся граждан; вариативности; конфиденциальности; непрерывности, гарантирующей оказание содействия гражданам на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы; рекомендательного характера советов сопровождающего специалиста, предусматривающего самостоятельность принятия решений граждан по актуальным для них проблемах; эффективности, предполагающей учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих ресурсов с ожидаемым полезным результатом.
В процессе С.с. могут осуществляться различные формы работы в рамках оказания гражданам медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи: индивидуальные беседы; тематические встречи; организация клубных сообществ; организация групп социально-психологической поддержки; тренинги; занятия в кружках; индивидуальное и групповое консультирование (юридическое, психологическое, медицинское); содействие в трудоустройстве членов семьи; помощь в документационном обеспечении функционирования семьи с детьми (восстановление документов о рождении, заключении брака, подготовка документов в психолого-медико-педагогической комиссии для обследования детей с ограниченными возможностями здоровья, Бюро медико-социальной экспертизы для установления инвалидности и др.); мониторинг развития ребенка в семье; семейные праздники; выезды “Мобильной бригады” в семью в составе специалистов различных ведомств и учреждений с целью обеспечения доступности услуг специалистов для семей с детьми, проживающих в отдаленных районах области; др.
С.с. осуществляется, как правило, в определенные сроки, но, в отличие от социальной поддержки, предполагает не разовые и эпизодические меры помощи, а системную и непрерывную деятельность по оказанию различных видов помощи.
Следует отметить, что основные признаки и механизмы осуществления С.с. характерны и для таких форм социальной работы, как социальный патронат, постинтернатный патронат, сопровождение замещающих семей, индивидуальная профилактическая работа с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и др.
А.К. Быков

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
287.77 кб

Социальное сопровождение инвалидов в Забайкальском крае

Бейгуленко Ольга Владимировна, Ардашова Юлия Ивановна
В статье отражена проблема социального сопровождения инвалидов в Забайкальском крае. Изучены понятия «инвалидность», «детская инвалидность», которые позволили раскрыть основные проблемы инвалидов и семей, в которых они находятся.
Читать PDF
448.15 кб

Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога

Голиков Николай Алексеевич
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - организации социально-психологического сопровождения деятельности педагогов, предупреждению и профилактике возникновения профессиональных деформаций, деструкции их ли
Читать PDF
1.06 мб

Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в школе

Суровцова Елена Ивановна
Рассматривается проблема социально-педагогического сопровождения детей мигрантов в школе, представлен опыт работы по психолого-педагогической, языковой, культурной и учебной адаптации.
Читать PDF
299.75 кб

Социально-психологическое сопровождение онкологических больных

Козлова Наталья Викторовна, Андросова Татьяна Владимировна
Приведены современные подходы психологической поддержки онкологических больных и предложен проект социально-психологического сопровождения онкобольных.
Читать PDF
134.09 кб

Социально-педагогическое сопровождение беременных женщин в вузе

Плаксий Алёна Николаевна
Обосновывается актуальность и необходимость осуществления социально-педагогического сопровождения беременных женщин в вузе.
Читать PDF
1.81 мб

Социально-психологическое сопровождение детей из семей мигрантов

Ковалева Наталья Ивановна, Колодина Людмила Викторовна
В статье говорится о том, что в обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость.
Читать PDF
191.61 кб

Этапы медико-социального сопровождения офицеров запаса (в отставке)

Попов А.В.
Полученные в ходе обследования 574 офицеров запаса (в отставке) данные свидетельствуют о том, что в проведении реабилитационных мероприятий нуждается около половины из них.
Читать PDF
111.07 кб

Особенности социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов

Данг Тхи Ким Лиен
В статье рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов. Обращается внимание на особенности социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов на примере мигрантов из Вьетнама.
Читать PDF
943.89 кб

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Токарев Олег Александрович
В статье обоснованы необходимость организации целенаправленного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях образовательной организации.
Читать PDF
595.24 кб

Тьюторское сопровождение развития социальной одаренности обучающихся

Гущина Татьяна Николаевна
В представленной статье обоснована актуальность тьюторского сопровождения развития социальной одаренности обучающихся, которое рассматривается как разновидность комплексной поддерживающей педагогической деятельности.
Читать PDF
1.12 мб

Социально-педагогическое сопровождение неполной семьи в условиях ДОУ

Лебедева Ирина Владимировна, Сказкина Евгения Сергеевна
В статье анализируются возможности социально-педагогической помощи неполным семьям в условиях ДОУ.
Читать PDF
309.98 кб

Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов

Дёмина Татьяна Борисовна
В статье рассмотрен процесс психолого-педагогического сопровождения как условие адаптации студента-первокурсника к новой среде.
Читать PDF
664.46 кб

Психолого-социальное сопровождение личностного развития как технология

Васильева Нина Леонидовна, Иванова Валентина Юрьевна, Скочилов Роман Владимирович, Полякова Мария Анатольевна
Рассмотрена проблема поддержки личностного развития. Способом этой поддержки выбрано психолого-социальное сопровождение личностного развития.
Читать PDF
123.26 кб

Тьюторское сопровождение социально - педагогической адаптации студентов

Пилипчевская Наталья Викторовна, Адольф Владимир Александрович
В данной статье раскрываются особенности юношеского возраста как важного периода профессионально-личностного становления студентов.
Читать PDF
217.63 кб

Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей

Рожков Михаил Иосифович
В статье раскрывается сущность экзистенциального подхода к социально-педагогическому сопровождению детей, определяются его цели и средства реализации этих целей, раскрывается методика обеспечения включенности детей в жизнедеятельн

Похожие термины:

  • Социально-медицинское сопровождение

    представляет собой систему медицинских мероприятий, обеспечивающих своевременную диагностику, разработку рекомендаций для социального работника об индивидуальных особенностях инвалида, консу
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

    целенаправленный процесс и система профессиональной деятельности (в том числе социально-педагогические услуги и поддержка), направленной: — на формирование и развитие навыков, необходимых для н