СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
англ. sociology, alternative; нем. Soziologie, alternative. Леворадикальное направление, противопоставляющее себя как академической, так и прикладной социологии и критикующее их за "служебную" роль в системе управления и власти. Исследования, проводимые С. а., направлены на поддержку альтернативных движений и гражданских инициатив.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
общее наименование социологич. концепций, связанных с молодежными движениями конца 60-х - нач. 70-х гг. и отчасти с более поздними формами левого экстремизма. Развивалась крайними представителями радикальной социологии - А. Гоулднером, Ф. Ферраротти и др. С.а., по их замыслам, должна была прийти на смену официальной социологии, стоящей на службе "системы", выполняющей манипулятивные функции. С.а. отвергала все существующие социологич. концепции, в т. ч. и ряд радикалистских, в частности концепции Франкфуртской школы, оказавшие большое влияние на саму С.а. При этом С.а. свойственна антисциентистская ориентация, неопозитивистскому нейтрализму противопоставляется принцип "участия" социологов в обществ. жизни и борьбе, "вовлеченности" в процесс реализации своих проектов. Соц. программа С.а. характеризовалась экстремистскими тенденциями. Проповедовалась анархистская идея отмены гос. власти, всех существующих ин-тов, всех форм организации. На смену этому должна была прийти "прямая демократия". Лит.: Huber J.Wer soil das alles andern? Die Alterna-tiven der Alternativbewegung. В., 1981; Lacroix B. Lutopie communautaire: histoire sociale dune revolte. P., 1981; Jeger D., Hervien B. Les communautcs pour les temps diffi-ciles: neo - ruraux ou nouveaux moines. P., 1983. С.А. Эфиров.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
направление, оформившееся в рамках леворадикальной мысли к концу 60-х гт. XX в. на фоне подъема молодежного и студенческого движения на Западе. С.а., возникшая в США и широко распространившаяся в Западной Европе, относится к разряду критических направлений, занимает промежуточное положение между философией культуры и эмпирической социологией. С.а. подвергает критике буржуазную систему ценностей (утилитаристские, прагматические, потребительские ориентации) с позиций т. н. движения «культурной реформации», а политической революции противопоставляет «революцию в сознании». С.а. исследует конфликт между личностью и ее ролями, считая дистанцирование по отношению к ним необходимым для личностного самоутверждения. С.а. считает дезадаптацию и дезинтеграцию - пограничные состояния личности - наиболее продуктивными с т. зр. сохранения духовной независимости. В этом отношении А. с. находится под влиянием философии экзистенциализма. С.а. значительное внимание уделяет проблемам социализации молодежи. Успешная социализация - это, с т. зр. С.а., не что иное, как растворение молодежи в среде «отцов». Смена парадигмы обществ, развития возможна лишь в той мере, в какой в процессе социализации имеют место сбои, связанные с отказом молодежи следовать сложившимся эталонам поведения. Со второй половины 70-х гг. влияние С.а. ослабело, начался ее кризис. Из культуроцентричной, ориентированной на исследование общих ценностных сдвигов в массовом сознании она становится «социоцентричной», исследующей возможности альтернативных форм социального действия и обществ, организации. В последние годы С.а. вырабатывает инструментарий, необходимый для оказания экспертных услуг различным альтернативным движениям и гражданским инициативам. Открывается перспектива институтизации С.а. в рамках общедемократического движения на Западе и на этой основе - преодоления рецидивов контркультурного нигилизма и утопизма.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
направление, оформившееся в рамках леворад. мысли к концу 60-х гг. на фоне подъема молодежного и студенческого движения на Западе. А. с, возникшая в США (Гоулднер, Ч. Рейч, Т. Роззак) и широко распространившаяся в Зап. Европе, относится к разряду критических направлений, занимает промежуточное положение между философией культуры и эмпирической социологией. А. с. подвергает критике бурж. систему ценностей (утилитаристские, прагматические, потребительские ориентации) с позиций т. наз. движения «культурной реформации».
Политической революции противопоставляет «революцию в сознании». Явл. альтернативой как академической социологии, так и прикладной социологии, к-рые играют служебную роль в системе структур управления и власти. Ортодоксальная социология изучает способы наиболее эффективного подключения личности к заданным социальным ролям, А. с, напротив, исследует конфликт между личностью и ее ролями, считая дистанцирование по отношению к ним необходимым для личностного самоутверждения. Ортодоксальная социология (имеется в виду в первую очередь структурно-функциональное направление) исследует процессы психологической адаптации и ценностной интеграции личности в рамках господствующих ин-тов и норм, А. с, напротив, считает дезадаптацию и дезинтеграцию — пограничные состояния личности — наиболее продуктивными с т. зр. сохранения духовной независимости. В этом отношении А. с. находится под влиянием философии экзистенциализма. А. с. значит, внимание уделяет проблемам социализации молодежи.
Успешная социализация — это, с т. зр. А. с, не что иное, как растворение молодежи в среде «отцов». Смена парадигмы обществ, развития возможна лишь в той мере, в какой в процессе социализации имеют место сбои, связанные с отказом молодежи следовать сложившимся эталонам поведения. Апологетика «маргинальных групп» и состояний (дезадаптации, дезинтеграции, десоциализации) показывает близость А. с. контркультуре. Со второй половины 70-х гг. влияние А. с. ослабело, начался ее кризис. Из культуроцентричной, ориентированной на исследование общих ценностных сдвигов в массовом сознании она становится «социоцентричной», исследующей возможности альтернативных форм социального действия и обществ, организации. В политической области занимается анализом возможностей «прямой демократии», в организационно-управленческой сфере — противопоставлением прямых горизонтальных коммуникаций иерархическим вертикальным, неофициальных — официальным, малых форм — большим «аппаратам». В последние годы А. с. вырабатывает инструментарий, необходимый для оказания экспертных услуг различ. альтернативным движениям и гражданским инициативам.
Открывается перспектива институтизации А. с. в рамках общедемократического движения на Западе и на этой основе — преодоления рецидивов контркультурного нигилизма и утопизма. А. С. Панарин

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
332.55 кб

Альтернативная социология Б. Латура: к характеристике методологии

Полонская Ирина Нисоновна
В статье рассматриваются основные характеристики социологической методологии Б. Латура (акторно-сетевой теории). Кратко раскрывается содержание базовых понятий его концепции.
Читать PDF
341.08 кб

Социологический опрос как альтернативный метод оценки здоровья населения

Подсвирова Т. Е., Белоносов С. С., Швырев С. Л., Зарубина Т. В.
Читать PDF
69.07 кб

Типология уровней измерения в социологии: традиционные и альтернативные подходы

Бабич Николай Сергеевич, Хоменко Всеволод Игоревич
В статье рассматривается типология уровней измерения, предложенная С.С. Стивенсом, и аргументы, направленные против нее.