СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТАСОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: ОЧЕРКИ ТЕОРИИ

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Найдено 6 определений термина СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ)

англ. sociology, economic (sociology of economics); нем. Wirtschaftssoziologie. Отрасль социологии, изучающая: соц. аспекты экон. процессов и экон. поведение людей в обществе; формы соц. организации; системы взаимосвязанных ролей; модели норм и ценностей, регулирующих экон. деятельность в конкретном обществе; взаимоотношения между экон. институтами. См. ЭКОНОМИКА.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

economic sociology) – социологическое изучение отношений между экономикой и другими социальными институтами. Являясь более чем специализированной областью исследования внутри дисциплины, социологический анализ экономической жизни представлял особый интерес для многих форм общей социологии, например, занимая важное место в творчестве крупнейших классических социологов, таких как Маркс, Вебер и Дюркгейм. Множество специальных областей социологического анализа с точки зрения экономических вопросов включает теорию организации; индустриальную социологию; социологию труда.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

научн. направление, предмет к-рого - соц. закономерности экономич. развития об-ва и соц. эффективность экономич. решений. С.э. изучает проблемы мотивации экономич. деятельности, экономич. поведение классов и групп, влияние соц. отношений и различн. форм организации трудовой деятельности, соц. норм и соц. ценностей на повышение производительности обществ. труда, улучшение качества производимой продукции. С.э. исследует экономич. явления и процессы как рез-т деятельности людей, занимающих разное положение в об-ве и имеющих разные интересы, и ставит целью анализ развития экономики как соц. процесса, отражающего специфич. поведение и взаимодействие классов, слоев, групп об-ва. Объектом С.э. служат не столько ряды взаимосвязанных экономич. и соц. явлении, сколько механизм связи экономич. и соц. развития, с одной стороны, и соц. механизм развития экономики, с другой. Соц. механизм развития экономики реализуется применительно к разным уровням территориальной структуры об-ва (к республике, региону, области, городу, району), а также к уровням организационной структуры производства (ведомству, объединению, предприятию, цеху). На каждом уровне этих структур функционируют специфич. группы, осуществляются особые виды деятельности и поведения, достигаются рез-ты. Это дает основание говорить о частных соц. механизмов, действующих на разных уровнях территориальной и организационной структур экономики. Изучение механизма развития экономики направлено как на фиксацию его нормального функционирования, так и на выявление дисфункций, противоречий и трудностей в развитии экономики. Анализ причин дисфункций соц. механизма должен осветить специфич. положение отдельных соц. групп, являющихся субъектами механизма, а также условия, от к-рых оно зависит. Должны быть вскрыты специфич. интересы и потребности субъектов, степень их удовлетворения об-вом. Современная С.э. на Западе выходит за рамки единого научн. направления с четкими границами и развивается как более широкое научн. движение, охватывающее наиболее актуальные соц.-экономич. проблемы об-ва в целом. Это движение получило название "Экономика и об-во"; помимо научн. исследований в его рамках разрабатываются практич. проекты, напр. экономич. развития отдельных стран. В России С.э. развивается как перспективное направление исследований, не представляющее пока вполне определившуюся, формально организованную дисциплину. Свой вклад в раз-зитие С.э. вносят экономисты, социологи, занимающиеся проблемами труда, трудовых коллективов, досуга и др. Несмотря на отсутствие четких организационных форм и многообразие источников, С.э. последовательно проводит линию на применение социологич. теории и методов исследования к деятельности, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Главной причиной выделения С.э. в специфич. научн. направление является осознание узости чистого экономизма, его недостаточности для осмысления сложнейших процессов современности, для обеспечения эффективного функционирования производства в интересах человека. И.Б. Орлова.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Социология экономическая

междисциплинарное научное направление, исследующее социальный механизм функционирования и развития экономики. С. э. рассматривает экономическую жизнь как взаимодействие общественных групп, которые, по определению В. И. Ленина, занимают разное место в исторически определенной системе общественного производства, выполняют специфические производственные и социальные функции, наделены неодинаковыми правами и обязанностями, отличаются уровнем дохода и потребления, и которым присущи особые интересы, потребности, ценностные ориентации, характер поведения, образ жизни в целом. От поступков и решений, совершаемых людьми в соответствии с их личными особенностями, индивидуальными и групповыми интересами в значительной мере зависит экономическая жизнь общества. Отношение к учебе, к труду, сложившийся жизненный уклад, стиль поведения, традиции, привычки повседневной жизни, территориальные перемещения, перемена работы, профессии, производственная и хозяйственная активность, работа с целью дополнительного заработка, динамика и характер потребления, занятия в свободное время оказывают влияние на уровень и структуру национального дохода, на соотношение доходов разных групп населения. Различия в положении общественных групп, характер взаимодействия интересов, сложившаяся структура социальных отношений определяют во многом особенности механизма хозяйствования, методы управления экономическими процессами общества, пути и средства реализации экономических целей, пропорции распределения общественного продукта, характер стимулирования труда, экономическую и социальную активность трудящихся. Основная задача С. э. состоит в изучении социально-экономического положения, интересов, поведения различных социальных слоев и групп в сфере экономики, специфических социальных механизмов развития экономических процессов и выработке на этой основе теоретического представления об экономико-социологической структуре общества и ее влиянии на экономическую жизнь общества, о социальных механизмах экономических процессов, изменении социальных качеств человеческого фактора экономики. Результаты экономико-социологических исследований выполняют и прикладную .функцию служат научным обеспечением процессов принятия решений в области управления экономическим развитием общества, С. э. рассматривает закономерности экономического развития с позиций интересов, деятельности и отношений классов и социальных групп. Поиск факторов, в том числе социальных, совершенствования хозяйственного механизма, эффективное развитие экономики выступают как средство достижения социальных целей общества. Поэтому объектом С. э. являются также экономические предпосылки реализации интересов социальных групп, пути преодоления социально необоснованного неравенства в их положении. Анализ экономических явлений и процессов как результата деятельности социальных групп, занимающих разное положение в системе производства, обмена, распределения и потребления общественного продукта, является характерной особенностью социологии. В нашей стране С. э. как самостоя гельное направление научных исследований делает в своем развитии лишь первые шаги. Актуализация проблем С. э, обусловлена изменением социальных условий управления экономическим поведением людей, ослаблением административного и экономического принуждения к интенсивному труду в общественном производстве, зависимостью экономического развития общества от социальных факторов, а социального положения групп от эффективности экономики. Возрастает значение социальных факторов стимулирования экономического поведения и личностных качеств работников квалификации, ответственности, самоконтроля, инициативы, понимания общественных интересов и т. д. Их влияние на эффективность экономики все более возрастает. Изучение социально-экономического сознания людей, их интересов, потребностей, ценностей, мнений, жизненных планов, представлений о путях совершенствования общественных отношений, в русле их влияния на экономическое развитие является одним из главных исследовательских направлений С. э. на современном этапе. Другими важными направлениями С. э. являются: количественный и качественный состав, содержание выполняемых функций, интересы, статус, уровень и источник доходов, формы экономического поведения в производстве, в сфере распределительных отношений, положение и поведение занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, взаимодействие вертикально соподчиненных групп работников и .его влияние на экономическое развитие; условия экономического поведения групп: формы использования общественных средств производства, участие в управлении хозяйством, уровень доводимых планов, их сбалансированность.по ресурсам, цена и порядок продажи продукции, оплаты труда, содержание служебных инструкций, нормы хозяйственного права, социальные аспекты взаимодействия ведомств, предприятий первичных производственных подразделений и экономическая эффективность такого взаимодействия. Реализация исследовательских направлений-путь к решению многих задач социально-экономической практики и теоретических проблем С. э.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

специальная отрасль социологии, которая исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки. Развитие экономики С.Э. описывает как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев.

Объект С.Э. - взаимодействие двух основных сфер общественной жизни - экономической и социальной и соответственно взаимодействие двоякого рода процессов - экономических и социальных. Особенность этого объекта состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаимосвязи. Природа и специфические способности социальных механизмов регулировать протекание экономических процессов находятся, таким образом, в центре внимания С.Э. и составляют ее предмет.

Структура категорий С.Э. может быть представлена как многоуровневая иерархия. Первый уровень образуют две самые абстрактные категории - экономическая сфера и область социальных отношений. Их содержание отражает характеристики общества, наиболее значимые для понимания процессов, происходящих "на пересечении" экономики и общества. Второй уровень образуют категории социального механизма развития экономики и частных социальных механизмов регулирования экономических отношений и экономических процессов. Далее следуют категории, конкретизирующие содержание социальных механизмов, - экономическое сознание и экономическое мышление , социально-экономические стереотипы , экономические интересы , экономическая деятельность и экономическое поведение , экономическая культура и другие. Сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Из определений следует, что изучаемые явления связаны с принципиально разными уровнями познания: экономическое сознание - с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление - с включенностью в социально-экономическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития экономического мышления. Оно воспринимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально и совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.

Другой важной категорией для обозначения реальных причин и наиболее глубоких стимулов экономической деятельности и экономического поведения людей является категория экономического интереса. Именно экономические интересы способствуют согласованности во взаимодействии разных групп и слоев в ходе непрерывного приспособления к изменениям, формирующим это взаимодействие. Закономерность взаимосвязи экономических интересов и состояния экономических отношений выражается в том, что экономические отношения, проявляясь в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей. Экономические интересы и экономический образ мышления выступают предпосылками экономического поведения, которое можно определить как поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Исходя из баланса рациональности своего мышления, индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т.е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями). В общении между собой, по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это важные предпосылки экономического поведения, позволяющие во многом его предсказать.

Необходимость регулирования экономического поведения положена в основу понимания экономической культуры как совокупности социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих трансляции, отбору и обновлению ценностей и норм, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности. Предполагается, что активность социальных субъектов во многом зависит: от состояния и регулятивных возможностей экономической культуры; от места и роли тех или иных социальных групп в структуре экономических связей; от динамики их перемещения в иерархии этой структуры в зависимости от принципов организации связи и эластичности их собственных социальных стереотипов; от способности специфических социальных механизмов регулировать экономические отношения.

Использование основных методологических принципов теории С.Э. в изучении регулятивных возможностей социальных механизмов рынка рабочей силы показывает ее способность отражать логику взаимодействия разных социальных механизмов в условиях формирующихся рыночных отношений. Раскрывая взаимозависимость различных решений в контексте проводимой социальной политики, С.Э. привлекает внимание к еще не изученным социальным последствиям проводимых экономических реформ и предлагает необходимый методологический и методический инструментарий.

Г.Н. Соколова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Экономическая социология

комплекс учебных изданий: Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. (Москва - Минск, 2000); Соколова Г.Н., Кобяк О.В., Александрова А.Б. Экономическая социология: Практикум / Под ред. Г.Н. Соколовой. (Минск, 2000, 2001); Экономическая социология: Хрестоматия / Авт.-сост.: Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк. (Минск, 2000, 2001).

Цель создания комплекса учебных изданий по экономической социологии - обеспечить, на основе многолетнего научно-исследовательского и преподавательского опыта авторов, потребность высших учебных заведений в универсальном цикле пособий, способном качественно повысить эффективность подготовки студентов - будущих экономистов, социологов, менеджеров, финансистов - в области экономической социологии. Поставленная цель достигается за счет реализации авторами учебного комплекса ряда взаимосвязанных задач. Учебник раскрывает логику построения и развития экономической социологии как специальной социологической теории. Практикум формирует у студентов навыки анализа явлений и процессов экономической жизни с выходом на поиск социальных механизмов управления этими феноменами. Хрестоматия приобщает будущих специалистов к богатому творческому наследию теоретиков и практиков мировой и отечественной социально-экономической мысли, передавая студентам тщательно отобранный опыт хозяйственного развития различных социально-экономических систем в удобном для усвоения виде. Использование учебника, практикума и хрестоматии в учебном процессе позволяет сформировать и закрепить в сознании выпускников вузов глубокое и всестороннее представление о теории и практике экономической социологии, которое выступает одним из непременных условий успешности их будущей профессиональной деятельности.

Комплекс учебных изданий является целостным как по своему содержанию, так и по оформлению. Все компоненты комплекса имеют гриф Министерства образования Республики Беларусь, позволяющий использовать их в качестве учебника и двух учебных пособий для студентов социологических и экономических специальностей высших учебных заведений. Прототипом комплекса выступает первый в Содружестве Независимых Государств учебник для вузов Г.Н. Соколовой "Экономическая социология" (Минск, 1998), который получил высокую оценку преподавателей и студентов и оказался востребованным как в Беларуси, так и в России.

Первый компонент настоящего учебного комплекса остается единственным учебником по курсу экономической социологии в СНГ. Он состоит из двух разделов: исторического и теоретико-методологического. В историческом разделе рассматриваются классический этап становления экономической социологии, основные социологические концепции западных экономических школ в 1950-е, 1970-е и 1990-е, основные этапы становления отечественной экономической социологии. В теоретико-методологическом разделе обоснована логика развития экономической социологии как специальной социологической теории. Раскрыта система основных понятий: экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы и социальные стереотипы, экономическое поведение, экономическая культура, социальные механизмы регулирования экономических процессов. Рассмотрены социально-экономические законы разделения труда, перемены труда, конкуренции и др. Учебник насыщен богатым фактологическим материалом исследований, проводимых под руководством автора в режиме социологического мониторинга. В него включен словарь важнейших терминов, составленный на базе Оксфордского словаря социологии.

Практикум по экономической социологии представляет собой первый отечественный опыт сопровождения учебника по экономической социологии сборником практических упражнений. Он содержит 12 основных тем, связанных с соответствующими темами учебника. Основные понятия рассматриваются в виде социологических моделей, содержащих социальные механизмы регулирования описываемых этими моделями явлений и процессов. Данный подход позволил предмет науки экономической социологии - социальные механизмы регулирования экономических отношений - сделать предметом рассмотрения в каждом разделе практикума. Принципы системного подхода при анализе явлений и процессов, описываемых основными понятиями экономической социологии, дают возможность научить студентов работать с понятийным аппаратом теории и применять его в конкретных социологических исследованиях с целью решения прикладных социально-экономических задач. Активное привлечение материалов мониторинговых исследований, проводимых в течение многих лет под научным руководством Г.Н. Соколовой, делает содержание практикума внутренне цельным и информационно насыщенным.

Хрестоматия по экономической социологии содержит оригинальные тексты выдающихся мыслителей-социологов, организованные в соответствии с авторским введением-лоцией в следующую структуру: классический этап становления экономической социологии (А. Смит, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Веблен); основные социологические концепции западных экономических школ (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Эрхард, Ф. Хайек, Н. Смелсер, Р. Сведберг, М. Грановеттер, П. Хейне, Р. Кравчик); основные этапы становления отечественной экономической социологии (Н.И. Бухарин, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.В. Радаев, В.И. Верховин). Специальный раздел посвящен социально-экономическим концепциям социалистов-утопистов как альтернативе капиталистического способа производства (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Каждому тексту предпослан краткий биографический очерк, раскрывающий вклад того или иного ученого в развитие экономической социологии.

Инновационность или ее отдельные элементы присутствуют во всех компонентах комплекса. Так, впервые в качестве предмета экономической социологии рассмотрен социальный механизм регулирования экономических отношений, под которым понимается устойчивая структура взаимодействий социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов. Проанализирована природа различных социальных механизмов в рамках методологических подходов К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена; впервые раскрыто содержание понятия конкурентоспособности субъекта рабочей силы на рынке труда; по-новому раскрывается роль экономической культуры в регуляции экономического поведения хозяйствующего субъекта; разработан социологический подход к трактовке понятий "экономическое сознание", "экономическое мышление", "экономическое поведение"; рассмотрены природа и особенности функционирования социального стереотипа как фактора изменения экономического мышления, введено в научный оборот и проанализировано понятие "эффект стереотипизации" в обществе.

Таким образом, в учебнике разработан и систематизирован категориальный аппарат экономической социологии, впервые представленный в своей целостности и взаимосвязи. При этом эмпирическая база, формируемая авторскими исследованиями, позволяет как бы "подпитывать" теорию и давать реальное приращение научного знания. Например, в ходе социологического мониторинга "Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда" эмпирически выявлена роль стратегических и тактических социальных механизмов в этом процессе, а в ходе социологического мониторинга "Оценка реального уровня занятости, незанятости и безработицы" проанализированы состояние и реальные возможности социальных механизмов в регуляции этих явлений в условиях переходного периода.

Инновационность практикума заключается в прин-ципиально новом способе представления учебного материала в соответствии с концепцией непрерывного образования. Структура каждого из разделов практикума позволяет студентам вначале воспроизвести основное содержание темы учебника, затем познакомиться с принципами социологического моделирования социально-экономического феномена, являющегося предметом рассмотрения в разделе и, наконец, "проиграть" созданную модель на статистических или эмпирических данных. Подобная организация пособия позволяет студентам глубоко усвоить учебный материал на основе его логического осмысления и практического освоения.

Основные понятия экономической социологии рассматриваются в виде социологических моделей-конструктов, а системный подход к исследованию данных моделей позволяет раскрывать содержание социальных механизмов, регулирующих рассматриваемые процессы. Насыщенность практикума целенаправленно отобранными статистическими материалами, а также данными, полученными в ходе авторских исследований, во-первых, позволяют использовать социологические модели как инструмент для работы в реальном информационном поле, а во-вторых, придает изданию самостоятельную ценность именно в качестве учебного пособия для проведения семинарских и практических занятий. Практикум сопровождается кратким терминологическим словарем и типовой программой учебного курса "Экономическая социология".

Инновационность хрестоматии состоит в том, что самой логикой подбора оригинальных текстов, обозначенной во введении-лоции, обосновывается закономерность рассмотрения экономического поведения в качестве предмета исследования в периоды стабильного развития общества и социального механизма экономических процессов в качестве предмета исследования в периоды трансформаций, когда экономическое поведение становится следствием изменения структуры взаимодействия социальных субъектов. В хрестоматии впервые представлены труды современных зарубежных экономических социологов Р. Сведберга и М. Грановеттера в авторском переводе Г.Н. Соколовой.

Важная особенность комплекса - сопоставительно-дискурсивное изложение курса экономической социологии. Основные вопросы освещаются исходя из различных точек зрения и разных теоретических концепций, что побуждает студентов к размышлению, требует определенной критичности и самостоятельности при осмыслении учебного материала и содействует развитию у будущих специалистов культуры социологического анализа экономических явлений и процессов.

Содержательная целостность комплекса обусловлена наличием научной школы в области экономической социологии профессора Г.Н. Соколовой, изложившей авторскую версию специальной социологической теории в своей научной монографии "Экономическая социология" (Минск, 1995). Накопленный опыт кооперации усилий лидера научной школы и учеников использован и приумножен в процессе создания настоящего комплекса учебных изданий. Так, глава 14 учебника "Экономическая культура как регулятор экономического поведения хозяйствующего субъекта" написана Г.Н. Со-коловой в соавторстве с О.В. Кобяком, который построил социологическую модель, позволяющую анализировать экономическую культуру как социальный механизм, регулирующий экономическое поведение субъекта. Глава 6 учебника "Сущность и формы проявления социально-экономического закона конкуренции" написана в соавторстве с А.Б. Александровой, которая обосновала и построила социологическую модель конкурентоспособности работника на рынке труда.

Таким образом, комплекс учебных изданий по экономической социологии (Учебник. Практикум. Хрестоматия) является первым и пока единственным в Республике Беларусь и странах СНГ опытом активного обучения основам данной науки; отличается теоретико-инновационной фундаментальностью и глубоким раскрытием принципов социологического анализа; повышает эффективность подготовки студентов в области усвоения теоретических знаний и приобретении практических навыков работы с социальными механизмами, регулирующими протекание экономических процессов в обществе. В заключение отметим, что созданный авторами комплекс является основной литературой по экономической социологии, используемой в Белорусском государственном университете, Международном гуманитарно-экономическом институте, Институте управления и предпринимательства.

Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — 0

Найдено научныех статей по теме СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — 0

Найдено книг по теме СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — 0

Найдено презентаций по теме СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — 0

Найдено рефератов по теме СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — 0