СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ

Найдено 1 определение
СОЦИОЛОГИЯ ИННОВАЦИЙ
специальная социологическая теория объяснительного уровня, изучающая инновацию как феномен общественной жизни, связанный с материально-предметной и духовной деятельностью людей, в процессе которой они создают новые объекты культуры, а также разрабатывают и осваивают не существовавшие ранее способы производства различных благ. Объектом С. и. выступает инновация как социальный процесс.
Предметом С. и. являются социальные механизмы, регулирующие процессы зарождения, разработки, внедрения, адаптации и интеграции инноваций в различных сферах жизни общества – социальной, экономической, политической, культурной и т. д. С. и. исходит из представления об инновации как закономерном проявлении функционирования механизма общественной координации в условиях полноценного функционирования основных социально-экономических законов: разделения труда, перемены труда и конкуренции при их органичном взаимодействии. Воплощаясь в ходе инновационного поведения социальных субъектов, инновация выступает способом развития индивидов, коллективов, социальных сообществ и, наконец, общества в целом. Поэтому специфика подхода С. и. к изучению своего объекта заключается в рассмотрении инновации как способа существования социальных систем. Названные методологические основания С. и. тесным образом связывают ее с другими специальными социологическими теориями, занимающимися исследованием основных условий и форм жизнедеятельности общества, среди них: социология бизнеса, социология менеджмента, социология предпринимательства, социология труда, экономическая социология. Это обусловливает близость категориальных аппаратов названных теорий с системой категорий С. и. Внутри специфической группы основных понятий С. и. выделяются: инновационный образ мышления, инновационная культура, инновационное поведение, инновации социальные, инновации культурные и др. Сущность инновационного образа мышления заключается в ориентации его носителей на осуществление перманентных нововведений в сферах своей деятельности. Инновационный образ мышления является, с одной стороны, предпосылкой формирования инновационной культуры социального субъекта, а с другой – он сам развивается на основе содержащихся в культуре норм и правил организации нововведений. Внешним проявлением мыслительных процессов по поводу осуществления инноваций выступает инновационное поведение индивидуальных или коллективных социальных субъектов, связанное с обновлением способов либо преобразованием объектов их деятельности.
При помощи разработанной системы категорий С. и. описывает и объясняет в рамках своего предмета исследования специфические способности социальных механизмов регулировать «инновационный цикл» от зарождения либо привнесения в социальную систему идеи нововведения до ее внедрения и далее – до состояния интеграции, трансформирующей с течением времени инновацию в традицию. Полный «инновационный цикл» насчитывает 5 этапов: зарождение (привнесение); апробация (селекция); адаптация; интеграция; утилизация. При этом, с одной стороны, на каждом из этапов на протекание инновационного процесса значимое влияние оказывают социальные –объективные и субъективные –характеристики носителей инновационного образа мышления, воплощающих на практике инновационный тип поведения, а с другой –сама инновация способна оказывать заметное влияние на изменяемые характеристики социальных субъектов. Таким образом, в силу диалектики протекания описанных процессов, С. и. определяет социальный механизм регулирования инновационных процессов как устойчивую структуру взаимодействий социальных субъектов по поводу реализации конкретных нововведений, порождающую особую систему видов инновационного поведения этих субъектов. Качественное своеобразие результатов внедрения идентичных нововведений в разных социумах обусловливает цель С. и., которая состоит в оптимизации функционирования социальных механизмов, регулирующих протекание инновационных процессов в различных обществах. Данная цель предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, среди которых основными являются социологическая экспертиза социальной эффективности планируемых инноваций; социологическое прогнозирование динамики осуществляемых нововведений; разработка, в случае необходимости, компенсаторных социальных механизмов минимизации негативных последствий внедрения инноваций. Решая названные задачи, С. и. приобретает статус специальной теории, обеспечивающей социологическое «сопровождение» нововведений в различных сферах жизни общества.
Лит.: Соколова Г. Н. Специальная социологическая теория: формирование парадигмы / Социология. – 1999. – № 3; Хейне П. Экономический образ мышления. – М., 1991; Смелсер Н. Социология. – М., 1994; Соколова Г. Н. Экономическая социология. – Минск, 1995; Соколова Г. Н., Кобяк О. В. Экономическое поведение: типы и формы проявления // Экономическая социология: Вопросы и ответы. – Минск, 2001; Кобяк О. В. Социология инноваций как специальная социологическая теория // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (Санкт-Петербург, 27–30 сентября 2000 г.). – СПб, 2000; Кобяк О. В. Роль инновационных процессов в формировании культуры хозяйствования предприятий машиностроения // Инновации в постсоветской промышленности: в 2 ч. – Ч. 2. под ред. В. И. Кабалиной. – М., 2001. О. В. Кобяк

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
113.63 кб

Социология инновационных фобий

Нурков Валерий Михайлович
Безопасность и стабильность являются наиболее значимыми ценностями для людей, живущих в резко изменяющихся обществах.
Читать PDF
191.22 кб

Социологическое изучение инноваций

Кучко Е. Е.
Показана роль и возможности социологических исследований в изучении инновационной практики; представлены виды социологических исследований инноваций; обосновывается необходимость комплексного исследования инновационных проблем с и
Читать PDF
941.04 кб

Инновационный социологический словарь

Зарубина Наталья Николаевна
Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). М.: МГИМО-Университет, 2011. 408 с.
Читать PDF
239.38 кб

Социологическое сопровождение инновационной программы

Зарубин Валерий Григорьевич
Читать PDF
144.48 кб

Инновационное осмысление развития социологической теории

Зарубина Наталья Николаевна
Читать PDF
320.40 кб

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Михайлов В. А.
Читать PDF
267.14 кб

Инновационная социология (социология социальных нововведений)

Кондауров В.И.
Социальное новаторство, как специфическая фора жизнедеятельности, будучи уникальным общественно-историческим явлением, требует соответственно новаторских (инновационных) методов его познания и освоения.
Читать PDF
418.70 кб

Применение инновационных технологий в преподавании социологии

Абдушукурова Икбол Кучкаровна
В статье раскрывается роль инновационных технологий в образовательном процессе, на примере изучения темы «Социология образования».
Читать PDF
472.61 кб

Инновационное развитие ФК «Зенит»: опыт социологического анализа

Митрофанов Максим Львович
Исследовательская программа инновационной природы развития ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) включает в себя три аспекта. Первый аспект предполагает анализ содержания концепта «инновация».
Читать PDF
140.04 кб

Инновационные диспозиции работников: социологическая диагностика

Сегедина Н.
Читать PDF
179.35 кб

Понятийный аппарат социологии инновационых и технологических рисков

Богомякова Елена Сергеевна, Зорин Григорий Викторович
В статье рассматриваются принципы построения понятийного аппарата социологии инновационых и технологических рисков. Выделяются объективистский и субъективисткий подходы к концептуализации технологических и инновационных рисков.
Читать PDF
294.28 кб

Социологические подходы к проблеме инновационной активности в России

Зубова Лариса
The article dwells upon the problem of decline in innovative activity during reforms of the 1990s in Russia.
Читать PDF
130.60 кб

Инновационная среда как объект социологии инноватики: проблема управления

Карпова Юлия Алексеевна
В статье предлагается система ключевых понятий социологии инноватики, позволяющих производить анализ важнейших аспектов инновационной среды.
Читать PDF
104.39 кб

«Креативная» цивилизация. Идея инновации в свете социологической классики

Щелкин Александр Георгиевич
Идея креативности стала, похоже, основополагающей в ментальности современной цивилизации.
Читать PDF
483.26 кб

Социологическое исследование инноваций: основные категории и уровни анализа

Кройтор С. Н.
В статье изложена авторская концепция исследования инноваций на трех уровнях: социетальном, институциональном и личностном.