СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
англ. sociology of art; нем. Kunstsoziologie. Отрасль социологии, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуры и функции различных соц. групп, включенных в сферу творческой деятельности. С. и. включает в себя социологию кино, театра, литературы, музыки и т. д. См. ИСКУССТВО.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
направление в социологии (частная социологическая теория), исследующее объекты визуального искусства, литературу. В США социологи Л. Козер (1978) и Г.П. Беккер (1982) сосредоточились на организационном и институциональном анализе агентств по производству объектов искусства и культуры, а также на их отношениях со зрителями. Структурализм, включая семиотический анализ сложных кодов в объектах искусства, также широко используется в последние годы. В конечном счете именно сочетание понимания творчества и оценки более широкого социально-экономического положения и значения произведений отличает С.и. от более привычных направлений литературной критики или истории искусств. Поэтому многие плодотворные работы в этой области имели скорее междисциплинарный, чем узкоспециальный характер.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
специальная социологическая теория, развивающаяся в рамках таких среднеуровневых теорий, как социология культуры и социология духовной жизни. В центре ее внимания деятельность различных учреждений искусства, а также социальных групп, занятых в сфере искусства, их социальная роль в обществе. Умножение форм художественно-эстетической деятельности, ее динамичное развитие в XX в. усложнили, существенно дифференцировали социологию искусства, в пределах которой заявили о себе социология театра, социология художественной литературы и другие специальные социологические теории. В первую очередь это касается России, художественно-эстетическая жизнь которой в XX в. была особенно заметной в мире. В рамках социологии искусства XX в. были глубоко осмыслены такие крупные проблемы, как «художник и власть», «новая динамика общественной и культурной жизни», «искусство и мораль», «искусство, культура и антикультура» и др. См. труды Л.Я. Ионина, Л.Н. Когана, С.Н. Икоцниковой, В.Г. Немировско-го, А.С. Фролова, А.И. Шендрика, Л.Л. Шпак. Е.А. Попов

Источник: Словарь виталистской социологии

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
sociology of art) — область социологического анализа, направленного на объекты визуального искусства и иногда на музыку, театр, кино и литературу. В этом смысле ее потенциальный диапазон концепций и теорий весьма разнообразен: марксистский и неомарксистский, в том числе структурализм, а также более традиционные социологические подходы. В США социологи Козер (1978) и Беккер (1982) сосредоточились на организационном и институциональном анализе агентств по производству объектов искусства и культуры, а также на их отношениях со зрителями. Несмотря на то, что одно время марксисты стремились анализировать артистические творения редукционистски, то есть с точки зрения базиса и надстройки, сегодня они первыми подчеркивают важность внутренних особенностей произведений искусства (см. также Герменевтика). Структурализм, включая семиотический анализ сложных кодов в объектах искусства, также широко используется в последние годы. В конечном счете именно сочетание понимания творчества и оценки более широкого социально-экономического положения и значения произведений продолжает отличать социологию искусства от более привычных направлений — литературной критики или истории искусств. Поэтому многие плодотворные работы в этой области имели скорее междисциплинарный, чем узко социологический характер. См. также Эстетика; Социология массовых коммуникаций; Модернизм; Досуг; Культурные исследования; Беньямин.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Социология искусства
Соціологія мистецтва. Sociology of art. Отрасль социологии культуры, изучающая искусство как средство социализации; весь комплекс взаимодействия искусства и общества. Предметом С. и. являются различные формы художественной деятельности (кино, театр, музыка, танец, литература, обнаруживаются возможности применения социологических методов к исследованию живописи) и ее результаты. С. и. – область знания, пограничная между социологией и эстетикой, поэтому она тоже интересуется природой искусства, но больше обращает внимание не на социальную детерминацию художественного творчества, а наоборот, на обратное влияние искусства на общество и его структуры. Такое возможно потому, что искусство вырабатывает специфические или художественные образы, которые как способы интерпретации действительности обретают значение ценностей для тех или иных социальных групп. В этом смысле искусство становится средством укрепления социального статуса тех, кто формирует заказ на художественные произведения и обретает идеологическую функцию. С. и. поэтому и изучает, какие образы тех или иных социальных слоев создает искусство, какие образцы поведения наиболее часто становятся предметом художественного анализа, взаимоотношения художника и публики, художественные вкусы аудитории и структуру аудитории и т. д. Среди авторов, внесших наибольший вклад в развитие С. и., следует отметить И. Винкельмана, А. Хаузера, П. Франкастеля, Г. Тарда и др. С. и. имеет свои ответвления. Среди них социология кино, социология театра, социология музыки и пр., которые одновременно являются процессом расширения и углубления общей социологической теории культуры.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Социология искусства
отрасль социологии, изучающая возникновение, функционирование и развитие искусства и основных его субъектов в системе общественных отношений, в конкретно-историческом контексте. Своеобразие предмета С. и. состоит в особенностях «встроенностн» искусства в общественную систему, что выражается в специфике социально-функциональных связей искусства с различными сферами общественной жизни. Формирование и развитие С. и. осуществляется не только под влиянием различных сфер социума, но и под воздействием философии, эстетики, искусствоведения, социальной психологии и др. Философия и эстетика создают общую и специализированную методологию С. и., так как искусство является социально-эстетическим феноменом. Исходя из своеобразия эстетических ценностей и социально-эстетических отношений определенной эпохи складывается система социально-художественных отношений основных субъектов художественной деятельности (художника, публики, критики и др.). Сфера их взаимоотношений конкретизирует предмет С. и. В соответствии с марксистской традицией понимания предмете С. и. как изучения художественной жизни общества сложились две функциональные системы: «Художник произведение публика» (В. Конев) и «Художественное производство художественное потребление» (Ю. Перов), лишенные, однако, имманентного, побуждающего их развитие элемента (художественной потребности как социальной детерминанты художественной деятельности). Современные социологические исследования искусства преимущественно основываются на Марксовой системе «художественное производство художественная потребность художественное потребление». Основными понятиями С. и. являются: художественная жизнь общества, художественное производство, художественное потребление, общественно-художественная потребность, художественная социализация, художник, публика и др. Основными направлениями развития С. и. в СССР являются: - общесоциологическое, теоретико-методологическое направление, изучающее социологические закономерности возникновения, функционирования и развития искусства как особой общественной сферы; - комплексное изучение художественного творчества, в котором С. и. цыполняет интегративную роль; - изучение роли искусства в его взаимодействии с другими социальными институтами, а также в системе массовых коммуникаций; - исследование воздействия искусства на другие формы общественного сознания, на процесс эстетизации различных сфер общественной и производственной жизни общества; - изучение влияния искусства на изменение образа и стиля жизни людей; - социологические и конкретно-социологические исследования всего цикла художественной деятельности, осуществляемые в целях прогнозирования развития художественной культуры, создания необходимых предпосылок для обоснования системы эстетического воспитания и др. Широкие прикладные исследования в области С. и. привели не только к дифференциации предметной области самой С. и. (социология кино, социология театра, социология музыки и т. д.), по и к появлению «пограничных» с другими науками «зон» изучения, отраслей социологического знания (социология эстетической культуры, социология художественной культуры, социология эстетического воспитания и др.). Переживая вместе со всей отечественной социологией в своем развитии пики подъема (20-е, 60-е гг.), упадка (30-е50-е гг.), стагнации (70-е гг.), С. и. в современных условиях перестройки художественной культуры, обращения к ней многообразных запросов практики обладает реальными перспективами развития.

Источник: Социологический справочник

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
область социологии, связанная с изучением массовых процессов, происходящих на уровне связей профессионального искусства и других аспектов социокультурной жизни; институциализации искусства в рамках соц. структуры; структуры художественной культуры и искусства как ее профессиональной составляющей. Состоит из следующих разделов. 1. Массовые социокультурные процессы, обусловленные искусством. В этом разделе Си. осуществляется анализ количественного и качественного состава аудитории, публики, т. е. субъектов восприятия искусства, зрителей, читателей, слушателей, не являющихся профессиональными деятелями искусства. Рассматриваются распределения публики по интересам к различн. видам и жанрам искусства: по соц. классам и слоям; по соц.-демографическим характеристикам; по типам поселения. Такая информация дает основания для выдвижения и проверки гипотез о причинах предпочтения различн. слоями публики различн. видов, жанров, произведений искусства; о функциональных зависимостях между художественными предпочтениями и дифференцированными социокультурными характеристиками публики; о социокультурных последствиях распространения определенных видов, жанров, художественных направлений искусства. Получаемые с помощью таких исследований рез-ты имеют фундаментальное и прикладное значение. Фундаментальные аспекты связаны с решением проблем: формирования и динамики массовых предпочтений в сфере искусства; моды на виды, жанры, художественные направления в искусстве; динамики влиятельности искусства в обществе в соответствии с другими областями культуры - выявлением соц. факторов и механизмов, обусловливающих подобного рода феномены. Прикладные аспекты связаны с возможностью учитывать дифференциальные предпочтения публики в сфере искусства при разработке и реализации культурной политики различн. уровней. 2. Институциональный анализ искусства. Рассматриваются институциональные формы, в к-рых искусство существует в обществе. Речь идет об ин-тах, в рамках к-рых осуществляются создание произведений искусства, их распространение в обществе, подготовка профессиональных художников, объединение деятелей искусства по профессиональным интересам. Институциональные аспекты создания произведений искусства связаны с решением вопросов о статусе профессионального художника в об-ве, об отношения между художником и заказчиком, о соотношении понятий "соц. заказ" и "свобода творчеств" и т. д. Институционализация распространения произведений искусства в об-ве предполагает рассмотрение структурных единиц, в функции к-рых входит представление произведений искусства широкой общественности, т. е. таких учреждений культуры, как музеи и выставочные залы, филармонии, театры, библиотеки, кинотеатры; а также художественных рубрик в средствах массовой информации; официальных и неофициальных каналов распространения произведений искусства на уровне торговли и обмена между коллекционерами. Изучение ин-тов профессиональной подготовки художников подразумевает все ступени художественного образования в об-ве от начальной школы до высших профессиональных учебных заведений. Анализируются их структуры, содержание образовательных курсов, возможности апробации полученных профессиональных знаний и навыков. Рез-ты анализа оцениваются с точки зрения их соответствия целям подготовки художественной элиты или массового художественного образования. Получаемые с помощью таких исследований рез-ты могут иметь фундаментальное и прикладное значение. Фундаментальное значение связано с выявлением специфики институциональных процессов в сфере искусства по сравнению с другими специализированными областями культуры и ее обыденным уровнем; механизмов институционализации ценностей и норм художественной культуры, соц. отношений в сфере искусства и между искусством и более широким социокультурным контекстом. Прикладные возможности связаны с определением целесообразности и путей институционализации определенных процессов, происходящих в художественной культуре, с включением определенных институциональных структур в сферу культурной политики. 3. Структура художественной политики и место искусства в ней. В рамках этого раздела исследуются структурные составляющие худо жатвенной культуры от профессионального уровня создания (художники), распространения (работники учреждений культуры), интерпретации (художественная критика, искусствоведение) до тех слоев публики, к-рые реально или потенциально имеют (или могут иметь) регулярные контакты с искусством. Анализ структуры художественной культуры позволяет также выявить социокультурные формы, в к-рых существуют сооб-ва профессиональных деятелей искусства (художники, критики, искусствоведы), знатоков и любителей искусства, различн. слоев публики с разным уровнем художественной компетентности. В этом случае речь идет о выявлении соц. аспектов - стратификационных, демографических, региональных - структуры художественной культуры и влияния на форму и содержание происходящее в ее рамках процессов. Изучение структуры художественной культуры имеет фундаментальную и прикладную значимость. В фундаментальном отношении становятся понятными соц.-структурные основания существования художественной культуры как самотождественной социокультурной целостности и появляется возможность проследить изменения в композиции таких оснований, обусловленные соц.-динамическими факторами. В прикладном отношении появляются возможности на уровне культурной политики целенаправленно формировать художественную среду различн. степени соц. охвата. В С.и. применяется ряд методов, к-рые дают достоверную информацию, относящуюся к перечисленным темам и направлениям исследования. Во-первых, анализ данных гос. и отраслевой статистики, позволяющий сделать первоначальную оценку распределения деятелей искусства и аудитории по таким значимым для изучения структуры и динамики искусства параметрам, как региональные, демографические, стратификационные; по стилям, видам и жанрам искусства. Во-вторых, массовые опросы, к-рые позволяют выявить обществ. мнение в отношении различн. аспектов искусства. В-третьих, интервью и экспертные опросы, раскрывающие социокультурные основания, обусловливающие такого рода мнения и определяющие предпочтения в области искусства. В-четвертых, контент-анализ - семантический анализ произведений искусства, благодаря к-рому становится возможно выявить соц. факторы, обусловливающие их структуру и содержание в определенных социокультурных ситуациях. В-пятых, институционально-организационный анализ, устанавливающий организационные формы и институциональные структуры, в к-рых существуют феномены и определенных соц. условиях. Лит.: Вопросы социологии искусства. Л., 1980; Дрид-зе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972; Семиотика и искусствометрия. М., 1972; Социологические проблемы художественной культуры: теория, методология, конкретные исследования. Свердловск. 1976. Э.А. Орлова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
56.55 кб

Жан-Мари Гюйо: социологический анализ искусства

Желудева Е. В.
Читать PDF
295.95 кб

Основные проблемы современной социологии искусства

Попов Евгений Александрович
В последнее время на фоне развития многих отраслевых социологий развитие социологии искусства осложнено рядом обстоятельств.
Читать PDF
227.63 кб

Особенности социологической типологизации искусства

Автор статьи исследует вопросы социологической типологизации искусства на основе историко-философского, культурно-исторического, социальностатусного и этнографического критериев.
Читать PDF
195.70 кб

К проблеме определения предмета социологии искусства

Матюшова Мария Петровна
The article tries to outline a number of issues that sociology of art deals with.
Читать PDF
63.76 кб

Художественный мир как категория социологии искусства

Глотов Михаил Борисович
В статье понятие «художественный мир» представлено как категория социологии искусства, интегральный характер которой позволяет объединить в систему такие понятия, как «искусство», «художественная культура» и «художественная жизнь»
Читать PDF
125.50 кб

Рон Айерман. К социологии искусства, ориентированной на смысл

Фень Екатерина
В программной статье, открывающей сборник «Миф, смысл и перформанс: к новой культурсоциологии искусства», Рон Айерман предлагает новый подход социологию искусства, ориентированную на смысл.
Читать PDF
243.55 кб

Французская социология искусства о конформизме: от критики к прагматике

Неменко Екатерина Петровна
Данная статья рассматривает историю использования концепта конформизма во французской социальной теории и социологии искусства.
Читать PDF
120.06 кб

Социологическая характеристика руководителей учреждений культуры и искусства

Пашаева М. Р.
Дана характеристика современных руководителей учреждений культуры и искусства.
Читать PDF
205.62 кб

Социологическое исследование отношения молодёжи к искусственному прерыванию беременности

Кострыкина Л. С., Курьянова Н. Н., Сердюков А. Г.
Читать PDF
87.51 кб

Актуальное искусство в культурном пространстве современной России: социологическое измерение

Великая Наталия Михайловна, Голосеева Анна Анатольевна
В статье рассматриваются особенности институциализации и самопрезентации различных видов и форм актуального искусства в современной России.
Читать PDF
382.03 кб

Управленческая культура в учреждениях культуры и искусства: социологический анализ составляющих

Ильиных Светлана Анатольевна, Пашаева Маргарита Расимовна
Авторы рассматривают особенности управленческой культуры в учреждениях культуры и искусства. Эти учреждения занимают особую нишу в системе рыночных отношений и редко исследуются с позиции культуры управления.
Читать PDF
189.95 кб

Искусственно созданные слухи: социологическое обеспечение контроля и управления «Информационным виру

Куликов Евгений Михайлович
Слухи сопровождают человечество на протяжении тысяч лет. И в XXI в.
Читать PDF
174.12 кб

2009. 04. 009. Данко Д. Социология искусства Натали Хайних и социология из искусства. Danko D. Natha

Кожевникова Е. А.
Читать PDF
352.86 кб

Социология искусства без искусства. Индустриальная метафора в социологических исследованиях искусств

Фархатдинов Наиль
Статья представляет собой обзор теоретических концепций социологии искусства, развиваемых в рамках парадигмы производства и потребления.
Читать PDF
296.49 кб

Возможности искусствоведческого, социологического, культурологического и иных подходов к исследовани

Аскарова Виолетта Яковлевна
В статье рассматривается многообразие проявлений феномена моды в сфере чтения, дана интерпретация понятий «мода на чтение», «читательская мода» и «литературная мода», показана их взаимосвязь, определены возможности искусствоведчес

Похожие термины:

  • СОЦИОЛОГИИ ИСКУССТВА теории

    теории, в основе к-рых лежит представление о социальной зависимости иск-ва, фиксируемой с помощью средств и методов, находящихся в распоряжении социол. науки. Основополагающим для С. и. т. явл.: а) ос