Социология культуры понимающая

Найдено 1 определение
Социология культуры понимающая
Соціологія культури розуміюча. Understanding sociology of culture. Направление в социологии культуры, основывающееся на заимствованной из богословия идее герменевтики, переведенной В. Дильтеем в русло эмпатического и психологического понимания, как процедуры интерпретации представлений о мире вообще и мире культуры. С. к. п. строится на соединении дильтеевского истолкования понимания в духе “вживания”, “сопереживания” и т. д., риккертовского требования “отнесения к ценностям” всего того в социальной действительности, что имеет значение, и веберовского различения “целерационального”, “ценностно-рационального”, “аффективного” и “традиционного” действий, предполагающего понимание субъектом того, что он делает. Для М. Вебера (Max Weber) люди являются людьми культуры в силу того, что они обладают способностями и волей, что дает им возможность занимать определенную позицию в отношении к миру и придавать ему определенный смысл. Но при этом он не дает ответа на вопрос о том, на сколько люди сами понимают природу своей социальной позиции. В дильтеевской и веберовской трактовках социология как одна из наук о культуре и социология культуры практически совпадают. Известно, что люди часто в своей повседневной деятельности “не ведают что творят”, и в своей социологии М. Вебер (Max Weber) пытался определить, каким образом сделать так, чтобы они понимали, что они делают. Для М. Вебера (Max Weber) такое понимание людям дает религия. Поэтому он во многом и строит свою концепцию в ходе анализа, в основном на роли религии, как мировоззрения, религиозных практик и представлений, определяющих моральные установки и поведение протестантов, древних китайцев и иудеев, древней Индии и т. д. Однако “понимание” при этом остается методологическим принципом познания социального действия, а не способом отношения к миру и обществу самого действующего субъекта. Т.
е. это понимание исследователя, а не способ отношения человека к миру, не показатель культуры социального действия, а признак веберевской методологической культуры. Большой вклад М. Вебер (Max Weber) внес в разработку социологии музыки и общетеоретических проблем социологии культуры в целом и культуры научного мышления в общественных науках, основной признак которого, по его мнению, в свободе от оценок. Понимающая социология культуры после М. Вебера (Max Weber) развивалась не так интенсивно и постепенно трансформировалась в феноменологическую, однако определенный вклад представителями этого направления был сделан в преодоление позитивистских методологических тенденций, что, однако, не привело к отказу от позитивизма вообще, а лишь к его переходу на позиции постпозитивизма.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
294.35 кб

Уроки немецкой «Понимающей» социологии культуры

Гудков Л. Д.
В статье автор анализирует концепции М. Вебера, Г. Зиммеля, В. Липпа, Ф.