СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Найдено 1 определение
СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
специальная социологическая теория, объектом изучения которой является предпринимательство как социально-экономический феномен, а предметом – закономерности формирования и воспроизводства предпринимательского типа экономического поведения в конкретно-исторических условиях. Актуальность развития данной теории определяется высокой значимостью роли предпринимателей в общественном развитии. Предпринимательство выступает мощным фактором эволюции экономической культуры и культуры хозяйствования предприятий, стимулируя выполнение инновационной функции этих социальных механизмов. Основой предпринимательского поведения является стремление индивидуальных хозяйствующих субъектов к реализации своих экономических интересов.
Широкий спектр возможностей для подобной деятельности обеспечивают социальноэкономические системы, базирующиеся на рыночных принципах хозяйствования. Поэтому наибольшее разнообразие конкретных типов предпринимательского поведения наблюдается в обществах, которые развиваются в русле объективных социально-экономических законов – разделения труда, перемены труда и закона конкуренции. Перспективность и значимость разработки объекта С. п. связана с тем, что предпринимательство как способ хозяйственной деятельности и даже шире – жизнедеятельности человека выступает важнейшей формой конкурентного взаимодействия социальных субъектов. С ранних стадий эволюции человек вынужден был стремиться к максимальной реализации своего физического и умственного потенциала в жесткой борьбе за обладание ограниченными ресурсами. Вначале ареной конкурентной борьбы была природа, у которой нужно было отвоевывать средства для выживания индивида, семьи, рода. Затем сражения разворачивались за перераспределение добытых у природы либо произведенных благ. Сейчас борьба продолжается в относительно интегрированном социально-экономическом пространстве, в котором продолжает неумолимо действовать закон конкуренции, не давая человеку ни минуты покоя, заставляя его изобретать все новые и новые способы производства, распределения, обмена и потребления благ. Новый – постиндустриальный – этап общественного развития, в который вступили экономически наиболее развитые страны, обусловливает качественное изменение форм и методов конкурентной борьбы, ее перемещение в виртуальные информационные пространства. Следствием этого является преобразование предпринимательства, которое как способ хозяйственной деятельности становится все более наукоемким и информационно насыщенным.
Подобные перемены приводят к изменению иерархии факторов, обусловливающих успешность предпринимательской деятельности: так, постепенно, снижается значимость гендерного и возрастного факторов (предприниматель за монитором компьютера обезличен в смысле его половозрастных характеристик) и повышается значимость таких факторов, как уровень и специфика образования, способность к быстрому поиску, обработке и использованию информации, гибкость и адаптоспособность в плане усвоения новых трудовых функций (в данном случае – новой информационно-вычислительной техники и программного обеспечения). Это определяет особый интерес С. п. к изучению закономерностей функционирования экономического мышления индивида – реализатора предпринимательского типа экономического поведения.
Особенность метода С. п. состоит в рассмотрении экономического мышления индивида как механизма формирования его предпринимательского поведения. Компонентами данного механизма выступают: экономические интересы, социальные стереотипы, экономическая культура и психо-эмоциональные качества индивида. Принципы взаимодействия названных компонентов определяются механизмом экономического мышления, который на основе собственного содержания (знаний человека о способах экономической деятельности и его хозяйственного опыта) выводит их «результирующую», задающую вектор выстраиваемой модели индивидуального предпринимательского поведения. Экономическое мышление вынуждено разрешать постоянно возникающие в сознании человека противоречия между желаниями и возможностями, устремлениями и запретами, надеждами и опасениями, стремясь в русле действия глубинных механизмов психологической защиты и сохранения Я-концепции к поддержанию целостного образа «человека хозяйствующего» как непременного условия осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Названные компоненты механизма экономического мышления имеют объективно-субъективную природу. Вектор направленности и содержание экономического интереса предпринимателя отражают, с одной стороны, стремление изобретательного, компетентного, уверенного в себе человека проявить себя в хозяйственной деятельности и добиться экономического успеха, а с другой – несут отпечаток принадлежности индивида к конкретной социальной группе, страте, классу. Социальные стереотипы также имеют двойственную природу, в зависимости от способа их формирования. С одной стороны, они вырабатываются в результате предпринимательской активности самого индивида, с другой – воспринимаются, адаптируются и воспроизводятся под влиянием социального окружения. Последнее, таким образом, оказывает значимое влияние на весь набор социальных стереотипов, которые программируют экономическое мышление предпринимателя и предопределяют реализуемые им типы экономического поведения.
Экономическая культура, с одной стороны, трансформирует содержание экономического сознания общества на уровень экономического мышления индивида, с другой – формируется в процессе непосредственной предпринимательской деятельности, выражая способ ее осуществления. Психо-эмоциональные качества индивида, с одной стороны, имеют глубокую субъективную природу (например, тип нервной деятельности), с другой – объективно подвержены влиянию социального настроения, доминирующего в группе, классе, обществе в целом. Таким образом, предпринимательское поведение складывается под влиянием двух групп факторов – внутренних и внешних.
Кумулятивное воздействие факторов первой группы определяется режимом работы механизма экономического мышления индивида – степенью его развитости, гибкости, информационной наполненности, психо-эмоциональным балансом. Внешние факторы определяются теми связями и отношениями, в структуру которых включен предприниматель как социальный субъект, осуществляющий независимую, инициативную, хозяйственную деятельность. Поэтому важную роль в процессах формирования и воспроизводства предпринимательских типов экономического поведения играет среда осуществления предпринимательской деятельности – целостное пространство, в котором определенные факторы влияют на профессиональное поведение предпринимателя. Предпринимательская среда содержит три основных взаимосвязанных компонента – правовой, социальный и экономический. Первый компонент определяет «правила» игры, которые установлены в данном обществе для взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности: предпринимателей, потребителей, наемных работников и государства.
Второй компонент отражает доминирующее отношение общественного окружения и властных структур к предпринимательству (поддержка – понимание – терпимость – неприятие – ненависть) и определяет социально-психологические условия деятельности предпринимателей. Третий компонент задает прежде всего экономические условия конкурентной борьбы (особенности ценообразования, размер ставок ссудного процента и налогообложения и т. д.). Поскольку предпринимательство является наиболее креативной и организационно гибкой формой хозяйственной деятельности, то уровень его развития выступает одним из основных показателей инновационного потенциала общества в целом, а значит – свидетельствует об адаптоспособности социально-экономической системы и ее возможностях выживать и развиваться в условиях глобального действия закона конкуренции. Не случайно основу экономик развитых стран составляют прежде всего субъекты малого и среднего предпринимательства, которые моментально реагируют на малейшие изменения рыночной конъюнктуры, корректируя собственное экономическое поведение и обеспечивая тем самым устойчивое состояние хозяйственной системы в целом. В Республике Беларусь, в соответствии с Законом о государственной поддержке малого предпринимательства, к субъектам малого предпринимательства отнесены предприятия со среднесписочной численностью работников в промышленности и на транспорте до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60, в строительстве и оптовой торговле – до 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30, в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
По данным Министерства статистики Республики Беларусь по кругу организаций, представивших отчеты, численность работников субъектов малого предпринимательства на конец 2010 г. – 333,7 тыс. человек, что составляет 7,5 % от числа занятых в экономике республики (4441,0 тыс. человек). Данные статистики свидетельствуют о воспроизводстве национальной хозяйственной структуры, доставшейся в наследство от Советского Союза, в котором Беларусь была огромным «сборочным цехом». В этой системе пока что продолжают доминировать крупные предприятия, обеспечивая занятость подавляющего большинства экономически активного населения, соответственно – претендуя на большее внимание и поддержку со стороны государства и оставляя тем самым весьма ограниченное пространство для формирования и воспроизводства различных типов предпринимательского поведения индивидуальных хозяйствующих субъектов и субъектов малого предпринимательства.
Лит.: Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс: учебник для вузов. – М., 1997; Соколова Г. Н., Кобяк О. В. Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы // Белорус. экон. журн. – 2001. – № 4; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011. – Минск, 2011. О. В. Кобяк

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
706.64 кб

Социология предпринимательства

Олимпиева Ирина Будимировна
Читать PDF
261.46 кб

Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ

Бушкова-шиклина Эльвира Васильевна
В статье представлен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций представителей двух социальных групп -менеджеров и предпринимателей.
Читать PDF
523.21 кб

Социальное предпринимательство как предмет социологического анализа

Судьин С.А., Яковлев П.А.
На основании авторского исследования изучаются социологические контексты анализа социального предпринимательства (СП).
Читать PDF
328.92 кб

Теоретические предпосылки социологического анализа женского предпринимательства

Нурбекова Жанар Абаевна
Характерной чертой становления рыночной экономики в конце XX – начале XXI вв. стало появление такого феномена, как предпринимательство, возникли его различные формы и виды.
Читать PDF
950.43 кб

Факторы развития малого предпринимательства в регионе в социологическом измерении

Дивиченко Олег Игоревич
В статье дана сравнительная характеристика факторов развития малого предпринимательства в регионе: по материалам социологических опросов, проведенных автором в Белгородской области.
Читать PDF
237.30 кб

Социологический анализ объективности стратегий развития социального предпринимательства

Гелих О.Я.
Цель. В статье рассматривается феномен социального предпринимательства, выбор траекторий жизненных стратегий человека в условиях социального неравенства.
Читать PDF
320.58 кб

Профессиональная самоидентификация в сфере предпринимательства студентов вузов: социологическое иссл

Бочкарников Сергей Николаевич
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного автором среди вузов Нижегородской области, с целью выявления причин, объясняющих стремление студентов вузов заниматься бизнесом по окончании обучения.
Читать PDF
403.20 кб

Развитие индивидуального предпринимательства в условиях безработицы: по материалам социологического

Воловская Нина Михайловна
Статья посвящена анализу новых результатов опроса индивидуальных предпринимателей, открывших свое дело, будучи безработными. Показаны роль и поддержка службы занятости в регионе.
Читать PDF
357.22 кб

Социологический анализ влияния образования на женское предпринимательство (на примере Западно-Казахс

Лаубертс Кира Юрьевна, Орлова Людмила Викторовна
Актуальность и цели. В статье анализируется влияние института образования женщин-предпринимательниц Республики Казахстан на их предпринимательскую деятельность.