СОЦИОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫСОЦИОЛОГИЯ ПРОЦЕССА

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

Найдено 2 определения термина СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

отрасль социологии, предмет к-рой - состояние и тенденции изменения профессиональной структуры об-ва, отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях (вербаль-но) и соц. поведении. С.п. рассматривает профессиональную структуру в единстве с соц. структурой об-ва (см. Профессия). В этом смысле предмет С.п. составляет также ее соц.-профессиональная структура. С.п. тесно связана с социологией труда (см.) и изучает ряд пограничных с нею проблем - профессионально-трудовую адаптацию, отношение к профессиональному труду, квалификации,экономике и организации производства со стороны занятых в нем работников. В СССР С.п. разрабатывалась с первых лет Советской власти (первоначально - в рамках проблематики научн. организации труда - НОТ). В 60-70-е гг. большинство исследований было посвящено престижу профессий, профессиональной адаптации профессиональной ориентации молодежи, профессиональному росту работников. В меньшей степени были распространены монографии, исследования социологич. проблем конкретных профессий и специальностей. Лишь в 80-е гг. стали изучаться социологич. проблемы отдельных профессий интеллигенции (врачей, учителей, инженерно-технич. кадров и др.). Особое место занимают социологич. исследования профессионального труда работников науки, их профессиональной мобильности. Отождествление С.п. с социологич. исследованиями в отраслях народного хоз-ва (промышленности, сельского хоз-ва, торговли и т. п.) представляется неправомерным. С.п. отличается, напр., от социологии промышленности, во-первых, тем, что ее объектом являются социологич. проблемы не всех вообще работников данной отрасли, а только составляющих ее профессий; во-вторых, тем, что в рамках ее изучаются социологич. проблемы профессий, выходящие за пределы отдельной отрасли производства. Вместе с тем связь С.п. с "отраслевыми" исследованиями очевидна. Лит.: Подмарков В.Г., Сиземская И.Н. О профессиональной структуре советского общества. М., 1969; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975; Кугель С.А. Профессиональная мобильность в науке. М., 1983; Титма М.Х., Тальюнайте М.Й. Престиж профессий. Вильнюс, 1984; Кревневич В.В. Социальные последствия автоматизации. М., 1985. Ф.Р. Филиппов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

специальная социологическая теория, содержание которой - состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества , отношение людей к сфере профессий , выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении. Объектом С.П. выступает профессиональная структура общества, сформированная в процессе профессионального разделения труда. Предмет С.П. - проблема соответствия запроса на те или иные профессии в обществе и стремления членов общества к овладению этими профессиями.

В данном ракурсе можно говорить о престиже профессий и, соответственно, о профессиональной ориентации молодежи. Престиж профессий понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это - относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы. Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии. Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому, воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.

В С.П. для процесса приобретения профессии и включения человека в профессиональную среду существует особый термин - "профессионализация". Объективные условия профессионализации - это прежде всего уровень общественного разделения труда и соответствующее ему богатство форм квалификации. Профессия определяет специализированное место работника в системе производства, но в свою очередь определяется глубиной функциональной специализации. Имея объективную производственную основу, профессионализация означает интенсивный рост специфических личностных ориентаций, "привязывая" каждого работника к конкретному виду деятельности. Углубляя специальную подготовку, человек развивает свою заинтересованность в данной работе, стремится к повышению содержательности труда. Поэтому профессионализация, если рассматривать ее как общее явление, представляет собой реальный прогресс в области отношения к труду. Значение профессионализации для отдельного работника может быть представлено не только как освоение той или иной профессии, но и как процесс его вхождения в определенную профессиональную группу и как развитие специфических признаков такой группы.

Профессиональная группа - это совокупность людей, объединенных одной и той же близкой по содержанию профессией. Профессиональная группа обладает признаками социальной группы, добавляя к ним общность профессиональных характеристик ее членов. Включение человека в профессиональную группу означает не только завершение цикла профессионального развития, но и усвоение профессиональной культуры . Совокупность взаимосвязанных профессиональных групп образует профессиональную структуру предприятия (учреждения). Исследование профессиональной структуры не может быть плодотворным без анализа профессиональных перемещений, изменений, или - в более общей формулировке - профессиональной мобильности .

Одним из важных направлений социологических исследований в рамках С.П. является исследование профессиональной адаптации - процесса включения и освоения работником условий профессиональной деятельности и норм отношений в профессиональной группе. Иначе говоря, профессиональная адаптация есть единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособление среды к человеку и человека к среде. Она делится на первичную (вхождение молодых работников в профессиональную сферу) и вторичную (приспособление ко всем последующим изменениям в профессии или освоение новых профессий). Изучение процессов и механизмов профессиональной адаптации является методом повышения эффективности работы профессиональных групп и должно быть поставлено на серьезную научную основу. Основным законом, в рамках которого системным образом организуется категориальный аппарат С.П., является закон перемены труда , непреложное требование которого - ускоряющаяся подвижность трудовых функций и создание новых универсальных профессий.

Г.Н. Соколова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ — 0

Найдено научныех статей по теме СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ — 0

Найдено книг по теме СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ — 0

Найдено презентаций по теме СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ — 0

Найдено рефератов по теме СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ — 0