СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯСОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ

Найдено 1 определение:

СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ (ЭЛЕКТРОРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ)

область социологии политической (см.), полностью или частично охватывающая исследования механизма выборов, избирательных кампаний, голосования электората, поведения избирателей. Начала выделяться в особую социологич. дисциплину в 20-30-х гг. XX в., хотя отдельные работы, содержащие анализ выборов, появились раньше, с 60- 80-х гг. XIX в. (Э. Эннель в Германии, О. Фокарди в Италии, Н. В. Святицкий в России и др.). По отношению к объекту исследования С.в. подразделяется на несколько сложившихся в разное время направлений: анализ ориентации и поведения национального корпуса избирателей (электората); исследование электоральных ориентации и поведения отдельных массовых соц., демографич. и этнич. групп (рабочие, крестьяне, горожане, женщины, молодежь, негры в США, католики и т. д.); анализ поведения избирателей в ходе избирательной кампании в связи с факторами, влияющими на их выбор; изучение влияния избирательных систем на партий-но-политич. систему (находится на стыке с социологией права, тяготеет к последней); исследование корпуса избирателей определенной партии при изучении организаций и всех сторон деятельности данной партии. Нек-рые аспекты выборов (механизм избирательных кампаний как таковых, механизм отбора и выдвижения кандидатов, связь избирательных систем с политич. культурами стран и др.) изучаются, как правило, вне основного русла Св., главное направление к-рой можно определить как "социологию избирателей (электората)". В этом смысле следует говорить о неполной тождественности понятий "социология выборов" и "электоральная социология", употребляющихся обычно как синонимы. В то же время в тесной связи и даже переплетении с исследованием поведения электората и избирателей развивается изучение политич. установок населения, не относящееся, строго говоря, к С.в. Первым направлением, конституировавшимся в качестве научн. дисциплины, было исследование географич. распределения голосов избирателей, проводившееся первоначально в русле так называемой внутренней политич. географии, а затем преимущественно - политической социологии. Научность исследований такого рода возрастала по мере накопления данных избирательной, демографич., экономич. и др. статистики, достижения уровня, позволившего перейти к "экологическому" анализу, долгое время господствующему в С.в. Экологич. анализ ориентирован на выявление "экологич. единиц", в пределах к-рых уникальное сочетание природных, экономич., соц., историч. факторов обеспечивает относительную устойчивость специфич. распределения электоральных ориентации или объясняет характер их эволюции. Классич. образом экологич. анализа принято считать опубликованную в 1913 г. работу франц. географа, историка и социолога А. Зигфрида "Политич. картина Зап. Франции в период III Республики". Сфера применения экологии, анализа в классич. виде сужалась по мере, с одной стороны, усиления соц. и географии, мобильности населения, а с другой - развития (с 20-х гг.) практики опросов обществ. мнения. В 50-60-х гг. швейцарский социолог М. Доган предложил "комбинированный" метод анализа электората, в к-ром экологии, подход дополняется использованием данных опросов обществ. мнения. Он сводится к выделению типии. с т. зр. соц.-экономии. развития "зон" (промышленных, аграрных, "смешанных"). На эту классификацию накладывается другая - по типу преобладающей для данной зоны политии. и религиозной ориентации. В применении к каждой "зоне" выдвигается гипотеза о тенденции электорального поведения интересующей соц. группы (у М. Догана - промышленные рабоиие), к-рая, в свою оиередь, проверяется и уточняется данными опросов. Подход Догана представляет собой последовательную попытку использовать методы экологии, анализа в применении не к традиционному объекту исследования (сельская местность с "вкраплениями" городских центров), а к новому - индустриализированным и урбанизированным территориям - с целью выявить тенденции электорального поведения соц. группы. Совершенствование техники опросов, регулярное их проведение и снижение погрешностей приводит к разведению сложившихся подходов. Анализ электорального поведения соц. групп выделяется в самостоятельное, развитое направление, тесно связанное с социологией соц. групп (рабоиих, крестьян, женщин, молодежи, католиков и др.). Активно исследуется влияние разлиин. факторов (уровни образования, дохода, место жительства и т. д.) на электоральное поведение разлиин. подгрупп в их составе. Усовершенствованные виды экологии, анализа используются чаще всего в каиестве вспомогательного метода изуиения сельского и городского электората (обыино - отдельной местности) в промышлен-но развитых странах, сохраняя свое знаиение для анализа выборов в странах "третьего мира", особенно - Востока. Традиционный же географии, анализ, с одной стороны, вытесняется в сферу социологии, публицистики (оперативный анализ динамики электората после выборов), а с другой - применяется для иллюстрации разлииий в поведении устойиивых субкультур об-ва (связанных, в иастности, с разными формами организации семьи). Второе основное направление в С.в. предполагает анализ собственно избирательного поведения, а также факторов, воздействующих на него. При изуиении выборов оно строится на бихевиористском методе. В данном случае этот метод позволяет ответить на вопрос, из каких элементов состоит выбор голосующего, чем он обусловлен и как мотивируется. Первый опыт применения бихевиористских положений к анализу поведения избирателей относится к 1924 г. Амер. исследователи Ч. Э. Мерриам и Г. Ф. Госнелл прибегли к интервьюированию избирателей (репрезентативность выборки была подвергнута впоследствии сомнению) с целью выяснения мотивов уклонения от участия в выборах (абсентизма). В 1928 г. С. Э. Райе использовал корреляционный анализ статистических рядов для выявления воздействия факторов обществ. жизни на политич. ориентацию и электоральное поведение. Им же была описана техника панельных опросов избирателей. В 40- 50-х гг. развитие этого направления связано в первую оиередь с именами П. Лазарсфельда, Б. Бе-рельсона и их сотрудников, с одной стороны, и с так называемой иикагской школой (во главе с А. Кемпбеллом) - с др. Группа Лазарсфельда-Берельсона, используя многократные панельные опросы избирателей "типииного" (по политич. ориентации) округа, стремилась выяснить прииины изменения избирателями своей ориентации в ходе президентской кампании, а также соотнести эту ориентацию с рядом соц. показателей. Особое внимание уделялось воздействию на избирателя средств массовой коммуникации и межличностного общения. Объектом исследований школы чикагской (см.) служила вся совокупность избирателей-горожан; внимание уделялось, прежде всего, их мотивации, а не внешним факторам. Основной упор делался на выявление взаимосвязи между сложившейся ориентацией и реально сделанным выбором. Авторы вводили понятие "опосредствующих переменных", к иислу к-рых относились идентификация избирателей с определенной партией, ориентация на определенного кандидата и отношение его к клюиевым вопросам политики. Комбинируя эти показатели, авторы стремились объяснить разрыв между "долгосрочной" реакцией на выборах под влиянием вмешивающихся" событий. Работы группы Лазарсфельда - Берельсона и чикагской школы оказали огромное влияние на амер. и западноевропейскую С.в., определив лицо господствовавшего в той или другой в 50-70-х гг. направления. Свидетельство институционализации Св. в послевоенный период - появление серий исследований о выборах в отдельных странах (такие, как "Наффилдская серия" работ о парламентера выборах в Великобритании или специальных выпусках "Тетрадей нац. фонда политич. наук" во Франции и др.) и даже в ряде стран издаваемая с середины 70-х гг. Американским предпринимательским ин-том исследований обществ. политики серия At the Polls). Лит.: Городецкая И.Г. Великобритания: избиратели, выборы, партии, 1945-1970. М., 1974; Васильцов СИ. Рабочие партии и выборы в Италии, 1953 - 1976. М., 1978; Рабочие избиратели в странах Западной Европы. М., 1980; социально-политические сдвиги в странах развитого капитализма. М., 1982; Ковлер А.И. Франция: партия и избиратели М., 1984; Салмин A.M. Промышленные рабочие Франции: к изучению сдвигов в политическом поведении. М., 1984; Россия - 95: накануне выборов. Отв. ред. Осипов Г.В. М., Ш, Россия: власть и выборы. М., 1996; Новый курс Россия: предпосылки и ориентиры. М., 1996; Сергеева Е. Российский электорат: проблемы выбора и участия. М., 1996. A.M. Салмин.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ — 0

Найдено научныех статей по теме СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ — 0

Найдено книг по теме СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ — 0

Найдено презентаций по теме СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ — 0

Найдено рефератов по теме СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ — 0