термин, который ввел М. Поланьи для обозначения характеристики спонтанно возникающей структуры научного труда, отвечающей особенностям и содержанию исследовательской деятельности. В узком смысле научное сообщество – группа ученых, которые работают в одной предметной области и связаны
друг с другом системой научных коммуникаций. Более широкое понимание научного сообщества дает основание выделять профессиональное сообщество ученых в целом, дисциплинарное научное сообщество и т.д. В социологии науки научное сообщество исследовалось и в рамках когнитивной парадигмы, и в рамках мертонианской парадигмы.
СООБЩЕСТВО НАУЧНОЕ
Научное сообщество
Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
(scientifie community) — группа ученых, работающих в одной предметной или проблемной области и связанных друг с другом системой научных коммуникаций. Термин «Н. о употребляется и в более широком смысле, тогда выделяются различ. уровни: профессиональное сообщество ученых в целом, дисциплинарное сообщество физиков, биологов и т. д., специалисты в той или иной исследовательской области. В социологию науки понятие «Н. с.» было введено Поланьи и использовалось им для характеристики спонтанно возникающей структуры научного труда, отвечающей особенностям и содержанию исследовательской деятельности.
Понятие «Н. о позволяет рассматривать ученого как относительно самостоятельную единицу, свободную в выборе проблем для исследования. Значит вклад в разработку концепции Н. с. внес У. Хэгстром, давший анализ амер. Н. с. Соперничество ученых в рамках Н. с. за признание своего научного вклада он считал важнейшим условием эффективности науки и проводил идею множественности Н. с. с присущими каждому из них императивами и ценностями, касающимися научного труда.
Разновидностью Н. с. явл. «невидимый колледж» (invisille college) — группа ученых, находящихся друг с другом в непосредственных и неформальных научных контактах по поводу разрабатываемой проблемы и обменивающихся информацией по новейшим рез-там ее исследования. Доступ к такого рода информации способствует ускорению исследовательского процесса. Понятие «Н. с.» используется в концепции Куна, к-рый рассматривает нормальную науку как парадигму, принятую Н. с. Несовместимость парадигм означала признание многообразия Н. с, достаточно обособленных друг от друга. Наряду с этим существуют проблемы формирования Н. с, включения в Н. с, достижения согласия (consensus) в Н. с. относительно парадигм, целей и средств исследовательской деятельности, или относительно институционализации нового знания.
Понятие «Н. о позволяет рассматривать ученого как относительно самостоятельную единицу, свободную в выборе проблем для исследования. Значит вклад в разработку концепции Н. с. внес У. Хэгстром, давший анализ амер. Н. с. Соперничество ученых в рамках Н. с. за признание своего научного вклада он считал важнейшим условием эффективности науки и проводил идею множественности Н. с. с присущими каждому из них императивами и ценностями, касающимися научного труда.
Разновидностью Н. с. явл. «невидимый колледж» (invisille college) — группа ученых, находящихся друг с другом в непосредственных и неформальных научных контактах по поводу разрабатываемой проблемы и обменивающихся информацией по новейшим рез-там ее исследования. Доступ к такого рода информации способствует ускорению исследовательского процесса. Понятие «Н. с.» используется в концепции Куна, к-рый рассматривает нормальную науку как парадигму, принятую Н. с. Несовместимость парадигм означала признание многообразия Н. с, достаточно обособленных друг от друга. Наряду с этим существуют проблемы формирования Н. с, включения в Н. с, достижения согласия (consensus) в Н. с. относительно парадигм, целей и средств исследовательской деятельности, или относительно институционализации нового знания.
СООБЩЕСТВО НАУЧНОЕ
понятие социологии науки для характеристики различн. рода коммуникативных единиц, формируемых научн. работниками при проведении исследований или при выполнении др. видов научн. труда, введено британским ученым М. Полани (Поланьи) в середине 50х гг. XX в. Обычно под С.а. понимается совокупность индивидов или коллек тивов, связанных обменом деятельностью по производству, накоплению или использованию знания и поддерживающих устойчивые межличностные и межгрупповые отношения. Последнее обеспечивается использованием единого набора когнитивных средств (понятийного аппарата инструментов, процедур наблюдения и вывода) и каналов получения или передачи информации (изданий и форумов), достаточно развитыми формами оценки научн. труда, а также действием неформальных или формальных механизмов социализации. В каждом научн. сооб-ве наблюдаются: консенсус относительно целей научн. труда или критериев, к-рым должны удовлетворять его рез-ты; стратификация (обычно разграничивают так называемую "научн. элиту", т. е. высокопродуктивных индивидов или коллективы, составляющие устойчивое ядро С.н., и "массу" низкопродуктивных, составляющих его непрерывно обновляющуюся периферию); партикуляризм, т. е. специфич. предпочтения относительно партнеров по обмену деятельностью; наконец, обусловленная ими соц. дифференциация по половозрастным, этнич. и др. биография, признакам. В аналитич. плане многообразие территориальных, историч. и др. локальных научн. сооб-в может быть сведено к двум основным типам: дисциплина научная (см.) - относительно автономное сооб-во, в к-ром действуют институционализированные соц. нормы обмена деятельностью, и область исследований (research area в англоязычной литературе), т. е. субдисциплинарные сооб-ва, представителей к-рых объединяют текущие научн. интересы. Указанные типы научн. сооб-в заметно различаются по интегративным механизмам и функциям, а также значениям параметров в их динамике. Последнее - один из акторов, препятствующих сотрудничеству международному научному (см.), проведению междисциплинарных исследований или поддержанию иного рода профессиональных отноше-ний между представителями разных научн. сооб-в В 70-е гг. обращение социологии науки к понятию научн. сооб-ва послужило предпосылкой ее существенного методология, переоснащения, разработки эффективных средств полученияи анализа эмпирич. данных, а также нек-рых перспективных (хотя и не бесспорных) объяснительных концепций. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Коммуникация в современной науке. М., 1976. А.А. Игнатьев.
Источник: Российская социологическая энциклопедия