СОРЕЛЬ ЖОРЖ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОРЕЛЬ Жорж
(02.11.1847, Шербур — 30.08.1922, Булонь) — франц. социальный мыслитель, теоретик анархо-синдикализма, автор работ по политическим и экономическим проблемам, истории, этике, философии науки и др. Большое влияние на С. оказали идеи П. Ж. Прудона, Ф. Ницше, А. Бергсона. К анархо-синдикализму С. пришел от первоначальных либеральных воззрений и последующего увлечения марксистскими идеями. В последний период деятельности обратился, хотя и не без колебаний, к некоторым правонационалистским и монархистским течениям. Вместе с тем выступил в поддержку Октябрьской революции в России. Социально-политические концепции С. органично вытекают из разделяемых им интуитивистско-волюнтаристских посылок. Он отвергал рационалистическую интерпретацию об-ва и истории, идею социального прогресса; стихийное, иррациональное движение масс противопоставлял организованной политической борьбе, насилие (как высшее творческое начало истории) — силе (как выражению авторитарной государственности). Фундаментальным компонентом сознания класса и социальной группы, согласно С. явл. миф. Это понятие, играющее важнейшую роль в его концепциях, С. трактует весьма широко и неопределенно как объединяющий и побуждающий к действию эмоционально-психологический императив, близкий к религ., поскольку он основан не на знании, не на детерминистских схемах, а на вере. В этом, согласно С. отличие мифа от утопии, к-рая может быть подвергнута рац. анализу, критике, опровержению, разложена на составные элементы. Миф же представляет собой неразложимую социально-психологическую целостность, в к-рой выражаются стремления, чувства, интересы, интуитивная убежденность социальной группы. К числу т. обр. понимаемых мифов С. относил идеи революции и всеобщей забастовки, занимающие центральное место в его воззрениях.
Единственной приемлемой формой организации пролетариата С. считал профсоюзы, к-рые рассматривал как прообраз будущих негос. обществ, форм. Любые формы лидерства, партийной и гос. организации им отвергались. Идеи С.— один из источников фашистской идеологии и совр. левацкого и неофашистского экстремизма.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

СОРЕЛЬ ЖОРЖ
Sorel, Georges) (1847-1922) - французский философ, социальный теоретик и сторонник анархо-синдикализма, наиболее известный поддержкой роли "мифа" и насилия в социальных делах. Самая известная его работа - "Размышления о насилии" (1908). Сорель верил в ниспровержение буржуазного общества через классовую борьбу, но пришел к выводу, что ортодоксальные марксистские оценки процесса подрывались тенденцией интерпретировать действительность с помощью абстрактных понятий, основанных на представлении о рациональности людей, благодаря чему они создали упорядоченное, правильное общество, открытое для научного анализа и формулировки законов, из которых могли делаться утопические предсказания. По мнению Сореля, не существовало никаких социальных законов; действительность хаотична и беспорядочна, причем любой проявляемый ею порядок незначителен и является результатом навязывания человеческой воли не рациональным, а инстинктивным путем. Никакую революцию нельзя предсказать. Она могла происходить, но только из-за спонтанных, волевых действий рабочих, требовавших солидарности. Однако солидарности препятствовали два исторических обстоятельства: торговля и консумеризм. Вместе они стимулировали конкуренцию, недоверие, зависть, заключение сделок и компромисс, ослабляя буржуазию за счет предоставления уступок пролетариату, который, в свою очередь, был ослаблен, позволяя подкупать себя таким образом. Революционным пролетариям поэтому следует сторониться интеллектуализма политических партий и компромисса, вместо чего развивать собственные идеи и стремиться к свершению революции посредством осуществления прямого действия, достигающего кульминации во всеобщей стачке.
Мысль Сореля о мифе и насилии была широко и неверно истолкована. Ведь главным образом он пытался разоблачить рационалистскую и буржуазную мелочность и лицемерие. Миф состоял в идеях, чья полезность заключалась не в их когнитивной ценности, а в их способности вызывать лояльность и вдохновлять деятельность. Все общества имели мифы, служившие этим целям, и аналогичным образом использовали насилие, хотя, как правило, в репрессивных и/или грабительских целях. Великим мифом рабочих была всеобщая стачка. Она вдохновляла их на революционную деятельность, насильственный характер которой развивал их солидарность, заставляя полагаться в борьбе друг на друга как на братьев и сестер. Так же обстояли дела и с насилием. Если оно не было ни репрессивным, ни грабительским, то освобождало; его применение устраняло слабых и соглашателей, способствуя мощному рабочему движению, способному к свержению декадентского буржуазного общества. Идеи Сореля имели некоторое влияние во Франции и Италии в начале 20-го столетия, но впоследствии стали расцениваться лишь как важное отражение не рационалистского поворота, предпринятого политической социологической мыслью того времени (см. также Неомакиавеллисты).

Источник: Большой толковый социологический словарь