СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968)

Найдено 1 определение
СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968)
Выдающийся русско-американский социолог. С 1919 г. профессор Петроградского университета. В 1922 г. был выслан из России за оппозицию к большевикам. С 1930 г. профессор, а затем декан социологического факультета Гарвардского университета. Один из создателей современной американской социологии. О своеобразии понимания С. специфики предмета и метода социологии достаточно ясно свидетельствует разработанная им в 1919 г. программа преподавания социологии.
Социологические труды С. отличаются разнообразием тематики и разработкой новых областей социологического знания, послужившей началом широких исследований в мировой социологии по проблемам социальной стратификации, социальной и культурной мобильности, созидательного альтруизма, методологии социологического анализа. Автор учебников по социологии, исследований по истории русской и мировой социологии, по вопросам влияния бедствий на сознание и поведение человека, по социологии войны, революции, морали. С точки зрения С., простейшей моделью социального явления служит взаимодействие 2 индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются 3 элемента: индивиды; их акты, или действия; проводники, т.е. те средства, которые используются ими во взаимодействии (символы, интеракции), – язык, орудие труда, деньги, живопись, музыка и др. Выделял следующие разновидности взаимодействия: а) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих; б) взаимодействие сходных и несходных лиц; в) взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное, шаблонное и нешаблонное.
Уделял большое внимание разработке структуры социологической науки. В “Системе социологии” разграничивал теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего и подразделяется на:
1) социальную аналитику, изучающую строение как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений (социальная анатомия и морфология);
2) социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется;
3) социальную генетику, задача которой состоит в том, чтобы дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей, теорию эволюции общественной жизни.
Практическая социология включает в себя социальную политику. Будучи прикладной дисциплиной, при опоре на теоретическую социологию она должна помогать обществу и человеку управлять социальными процессами в соответствии с поставленными целями.
Социология – наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства; в то время как социология – со всеми сферами, родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах. В работе “Социология революции” (1925) утверждается, что революция означает прежде всего смену в поведении людей, их психологии, верованиях и ценностях. Революционные отклонения в поведении людей (революционные ситуации) вызываются всеобщим растущим подавлением базовых инстинктов, т.е. рефлексов, импульсов (пищеварительного, индивидуального и группового самосохранения, самовыражения, собственности и др.) и вырождением элиты, правящих классов.
Революция представляет собой худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс, потому что достигается это непропорционально великой ценой. Ненависть, жестокая борьба, зверства сопутствуют любой великой революции.
Революциям С. противопоставил социальную эволюцию и предложил “каноны” – правила реформирования:
– реформы не должны попирать человеческую природу, ее базовые инстинкты;
– тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования;
– каждый социальный эксперимент вначале следует испытать на малом масштабе;
– реформы должны проводиться правовыми и конституционными средствами.
С. – один из создателей современных концепций социальной стратификации и мобильности. Стратификацию определял как дифференциацию людей на иерархические слои. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Стратификация существовала во всех обществах и во все времена, изменяясь количественно и качественно. Нет постоянной тенденции ни к возрастанию, ни к выравниванию. Существуют циклы, в которых усиление неравенства сменяется его ослаблением.
Под социальной мобильностью понимал экономические, политические и профессиональные перемещения. Переход из одной социальной группы в другую на одном уровне – это горизонтальная мобильность. Социальный подъем или спуск из одного социального пласта в другой – это восходящая или нисходящая вертикальная мобильность.
С. был одним из родоначальников теории конвергенции. В условиях “холодной войны” опубликовал эссе “Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу” (1960)
Центральной темой творчества ученого является теория социокультурной динамики. Он считал, что основой и фундаментом всякой социокультуры (цивилизации) является понятие ценности. Каждая социокультура неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.