Сравнительно-исторический метод

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сравнительно-исторический метод
разработан М. М. Ковалевским (начало XX в. ) в развитие сравнительно-эволюционного метода. Требует изучения общественных явлений в их развитии и соблюдения принципа однородности оснований для сравнения.

Источник: Социология в России: глоссарий по книге

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
англ. method, comparative-historic; нем. Methode, ver-gleichend-historische. Метод, с помощью к-рого выявляется общее и особенное в истор. явлениях путем сопоставления различных истор. ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Метод сравнительно-исторический
метод, с помощью к-рого путем сравнения выявляется общее и специфич. в истории, явлениях, достигается познание различ. историч. ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. М.с.-и. позволяет выявить и сопоставить уровни эволюции изучаемого объекта, происшедшие изменения, определить тенденции развития. Можно вычленить различ. формы М.с.-и.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
научный метод, с помощью к-рого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различ. исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода. С.-и. м. позволяет выявить и сопоставить уровни эволюции изучаемого объекта, происшедшие изменения, определить тенденции его развития. Существуют различ. формы С.-и.м.: сравнительно-сопоставительный метод, к-рый выявляет природу разнородных объектов; историко-типологическое сравнение, объясняющее сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; историко-генетическое сравнение, когда сходство явлений объясняется как рез-т их родства по происхождению; сравнение, при к-ром фиксируются взаимовлияния различ. явлений. С.-и. м. становится общепризнанным в 19 в., получив разнообразное применение во мн. науках. В зап. социологии 19 в. интерес к С.-и. м. связан с влиянием Конта и Спенсера, к-рые считали С.-и. м. осн. методом социол. исследования, истолковывая его в духе эволюционистской линейно-поступательной трактовки развития. Дюркгейм видел в сравнительной социологии сущность социологии вообще. В это же время предпринимались попытки соединить С.-и. м. в социологии с др. методами, в частности со статистическими методами (Кетле). Однако ранний функционализм {Малиновский и др.) противопоставил С.-и. м. и изучение структур и систем.
Совр. зап. социология ориентируется на связь С.-и. м. со структурно-функциональным анализом в выявлении процессов изменения различ. социальных структур. Критика культурно-исторической школы Дильтея, осуществленная в социологии Трёльнем и М. Вебером, привела к преобразованию в их теориях С.-и. м. в сравнительно-типологический метод. Во второй половине 20 в. С.-и. м. находит применение в различ. обществ, науках. При сравнительном изучении разнообразных культур, исторических типов (Сорокин, Тойнби) каждая культура предстает как замкнутое целое, процесс их развития не рассматривается. Эта линия продолжается в сравнительном исследовании ряда социальных ин-тов, напр. семьи {Бенедикт, Мид и др.). А. П. Огурцов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Сравнительно-исторический метод
(от греч. historia – рассказ о прошлых событиях и греч. methodos – путь исследования, способ познания). Порівняльноісторичний метод. Historical comparative method. Разновидность сравнительного анализа. Способ социологического познания путем социально-временного сравнения, путем выделения единиц сравнения (категорий, элементов или черт культуры, культурных комплексов, институтов и т. д.) и показателей их тождества или различия (способов функционирования, степени распространенности, форм влияния на массы и другие социальные субъекты и т. д.). Цель анализа методом С.-и. м. – поиск общих черт и тенденций развития и функционирования разных культур, а также особенностей обусловленности настоящей культуры прошлыми ее состояниями и составление прогнозов на будущее. С.-и. м. предполагает необходимость решения методологических проблем, внешне сходных с использованием сравнительного метода, которые однако усложнены тем, что здесь познание осуществляется не синхронно, а диахронно функционирующих или функционировавших единиц анализа. Поэтому требуется более точное и строгое обоснование правомерности использования тех или иных показателей сравнения и аналогий, классификаций и т. д. Внешняя тождественность единиц и показателей анализа при этом не является доказательством их действительной тождественности. Особая трудность здесь проявляется в выборе критериев интерпретации результатов сравнения. Такие критерии, как правило, совпадают с определенными социальными интересами, что приводит к однозначным, односторонним, а соответственно и субъективным выводам. Наиболее точным критерием в таких случаях является ориентация на социальную ценность человека, ее возрастание или, наоборот, падение вместе с ходом исторического процесса. Исторические изменения при таком подходе, если их изобразить графически в форме вектора, не обязательно совпадают с неуклонным подъемом, интерпретируемым как показатель культурного развития людей, общества, человечества вообще. Такому процессу свойственны и спады, и даже возвращение вспять, интерпретируемое как деградация. См. также Генетическая социология, Метод кросскультурного анализа, Социально-настоящее, Социально-прошлое, Социальное будущее и Сравнительный метод.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
173.27 кб

2016.04.010. БАМБРА Г.К. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА. BHAMB

Долгов А.Ю.
Читать PDF
12.97 мб

Методология сравнительно-исторического исследования дополнительного (внешкольного) образования детей

Кириенко Екатерина Александровна
Изучение и анализ основных методов сравнительных и исторических исследований в области педагогики представляет собой актуальную проблему для современных исследователей, поскольку её разрешение будет способствовать построению более