СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Средства массовой коммуникации
(СМК) технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации, знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п. на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
mass media of communication) — методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. Первое коммуникационное средство — изобретение наборного шрифта в середине 15-го столетия, но затраты, правительственные ограничения и низкий уровень грамотности сохраняли круг читателей немногочисленным и относительно специализированным до второй половины 19-го столетия, когда технологии и организационные формы для производства и Продажи товаров стали применяться к маркетингу, распространению информации и развлечений. Сначала было преобразовано производство книг и газет, а в 20-м столетии появились граммофон, радио, кино, телевидение и видео. Сегодня средства массовой информации представляют собой весьма важные экономические, политические и социальные институты во всех обществах. Это зачастую крупномасштабные организации, вносящие существенный вклад в валовой национальный продукт и оказывающие первостепенное влияние на культурные формы. Их собственность сконцентрирована в руках государства либо относительно малого числа владельцев и акционеров, имеющих их финансовые интересы в нескольких средствах информации. Профессиональная культура работников данного сектора подчеркивает ту роль, которую он играет в обеспечении досуга, информации, в поддержке принципов свободы слова и права на информацию, то есть краеугольных камней демократических обществ. Критики, однако, утверждают, что средства информации функционируют не только в качестве каналов коммуникации, но и в качестве акторов культурного и политического процесса, будучи структурно связанными с сильными мира, в интересах которых иногда выступают разработчиками консенсуса. В действительности влияние средств массовой информации сложно и многогранно. См. также Социология массовых коммуникаций; Реклама; Семиотика; Культурные исследования; Группа средств коммуникации Глазго; Культура массового потребления; Популярная культура; Массовое общество; Досуг; Моральная паника; Гегемония.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Средства массовой коммуникации
(англ. media of mass communication) Совокупность технических устройств и каналов связи, с помощью которых осуществляется сбор, обработка, хранение и обмен информацией между различными индивидами, социальными группами и институтами. В современном мире средства массовой коммуникации (СМК) формируют инфраструктуру любой медиасистемы, а также создают материальную основу для ряда форм опосредованной межличностной коммуникации. В связи с этим «массовость» СМК может иметь двойное значение: данные средства коммуникации используются для контакта со множеством людей, или же множество людей контактируют, пользуясь данными средствами коммуникации. История СМК начинается с возникновения в материальной культуре человечества первых носителей письменной информации (свитков папируса, пергамента, бересты и др.) и первых способов их доставки на расстояние (с гонцами, голубями и др.). Важнейшим этапом развития СМК является появление бумаги и изобретение печатной формы, что позволило обеспечить множественность копий носителя (сначала книжного, затем газетного и журнального и др.). Последовавшее за этим становление систем доставки и реализации тиражей и почтовой связи сформировало корпус СМК неэлектронного периода развития цивилизации. Следующим этапом в развитии СМК стало открытие электромагнитного излучения, что создало условия для возникновения принципиально новых устройств для сбора, обработки и хранения информации, а также каналов связи (техники фотографии, телеграфии, телефонии, кинематографии, звукозаписи, видеозаписи, копирования, радиовещания, телевещания и др.). В электронный период СМК охватили гораздо более широкие слои населения, поскольку появились различные технические приспособления, предназначенные и для непрофессионального использования. Современный этап развития СМК характеризуется стремительным прогрессом разнообразных электронно‑вычислительных устройств и сетевых каналов связи (компьютерной техники и интернет‑провайдинга). Массовый пользователь получил еще больше возможностей доступа к информации и работы с ней благодаря активному распространению мобильной бытовой аппаратуры. В настоящее время ключевой глобальной тенденцией для системы СМК является нарастающее вытеснение бумажных носителей электронными, а также окончательный переход от аналоговых технологий к цифровым.
Литература Вартанова Е. Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. – М.: МедиаМир, 2009. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: англо‑русский толковый словарь концепций и терминов. – М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 2004. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУВШЭ, 2000. McQuail D. (2010) Mass Communication Theory. – London. Sage.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
462.38 кб

Средства массовой коммуникации и терроризм

Глухарев Дмитрий Сергеевич
Появление феномена «массовой культуры» привело к изменению функции СМИ. Функция развлекательная стала более важной, чем функция информирования. СМИ формируют общественное мнение, манипулируя новостными фактами.
Читать PDF
108.36 кб

Телевидение как средство массовых коммуникаций

Попова Татьяна Владимировна
В статье автором рассматриваются основы функционирования телевидения, вопросов его взаимодействия с широкой аудиторией, являющиеся особо важными и потому, что за последние годы в телевизионные редакции пришли новые кадры, свободны
Читать PDF
260.26 кб

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А. И.
Читать PDF
200.96 кб

Средства массовой коммуникации в условиях глобализации

Сергеев Евгений Юрьевич
Рассматривается глобализация современного медиа-пространства. Определяются возможности средств массовой коммуникации в условиях мобильной коммуникации.
Читать PDF
316.02 кб

Средства массовой информации в лоббистских коммуникациях

Белоусов А. Б.
Читать PDF
1.30 мб

Электоральная коммуникация в средствах массовой информации

Балашова А. Н.
Читать PDF
191.41 кб

Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом

Голубин Р. В., Грачев С. И.
Проведен детальный обзор и рассмотрены насущные проблемы взаимодействий государственных структур и средств массовой информации в борьбе с терроризмом.
Читать PDF
121.44 кб

Современные тенденции развития средств массовой коммуникации

Россошанский Андрей Владимирович
Статья посвящена рассмотрению особенностей средств массовой коммуникации.
Читать PDF
100.66 кб

Трансформация функций средств массовой коммуникации в России

Некрасова И.
Средства массовой информации в России являются одним из важнейших институтов современного общества.
Читать PDF
212.80 кб

Социализация подростков в эпоху средств массовой коммуникации

Щекотуров Александр Вячеславович
Анализируются особенности медиасреды, которая становится важнейшим институтом социализации современных подростков.
Читать PDF
580.02 кб

Средства массовой коммуникации в ракурсе виртуальной реальности

Хренов Николай Андреевич
Предмет рассмотрения в данной статье виртуальная реальность, познание которой в наше время лишь начинается. Автор пытается понять, что в этой реальности является историей, а что предысторией.
Читать PDF
8.82 мб

Проблемы литературной нормы и язык средств массовой коммуникации

Голованова Елена Иосифовна
В статье рассматриваются проблемы норм современного русского литературного языка в общекоммуникативном аспекте и с позиций языка средств массовой коммуникации.
Читать PDF
919.99 кб

Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество

Руденко А.М., Котлярова В.В.
Авторами анализируется феномен массовой коммуникации, играющей важнейшую роль в обеспечении социального прогресса в обществе. Массовые коммуникации являются важнейшим фактором формирования общественного мнения.
Читать PDF
65.10 кб

Средства массовой коммуникации в политическом пространстве региона

Тарская Ольга Юрьевна
В статье рассматривается роль средств массовой коммуникации в политическом пространстве региона.
Читать PDF
165.21 кб

Мультимедийные средства массовой коммуникации: контент и технологии

Короткова Е. Н.
Основные проблемы современной медиасреды заключаются, во-первых, в поиске технологий моделирования качественного контента и его управления (content management) в мультимедийных СМИ и МК, а во-вторых, в выявлении специфики механизм

Похожие термины: