Стереотип поведения этноса

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ ЭТНОСА
система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого этнического коллектива. С. п. э. складывается в процессе адаптации этнической системы к окружающей ее среде. Эта среда (ландшафтная и этническая) определяет неповторимый облик каждого этноса. Собственный С. п. э. воспринимается членами этнического коллектива как единственно возможный, нормальный стандарт взаимоотношений, образа жизни и действий людей. Чужие С. п. э. на обыденном уровне воспринимаются как странные, непонятные, вызывают удивление, насмешку или злобу. Причем некоторым этносам удается достаточно легко найти общий язык, но встречаются и случаи полного взаимного неприятия. Особенно острую реакцию обычно вызывают чужие стереотипы в сфере взаимоотношений полов, отношения к умершим, к правилам чести и т. д. В условиях неблагоприятного этнического контакта стереотипы поведения людей утрачивают внутреннюю структуру: взаимоотношения между различными группами населения теряются, люди лишаются ценностных ориентации, культурных традиций, возникает внутренняя неустойчивость этноса. В случаях плодотворного этнического KOHTataa может, наоборот, произойти образование нового, оригинального стереотипа поведения, что приводит иногда к зарождению новой этнической общности, как полагал Л. Н. Гумилев.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Стереотип поведения этноса
(от греч. stereos – твёрдый и typos – отпечаток), устойчивая схематизированная наследственная модель поведения, которая передаётся из поколения в поколение путём системы сигналов и образов, специфичная и свойственная для действий и поступков всех представителей любого конкретного этноса.
С.п.э. складывается в процессе адаптации народа к окружающей его среде и является результатом этнически осмысленного опыта. Эта среда – природно-ландшафтная, этническая, социально-экономическая – определяет неповторимый поведенческий облик каждого этноса. Например, у народа ашанти в Гане зять не имеет права разговаривать с тёщей. Зулусы, живущие в Южной Африке, отдыхают, стоя на одной ноге и упёршись в её колено пяткой второй ноги. Японец фразу «у меня серьёзно заболела жена» произносит с улыбкой.
При этом собственный С.п.э. воспринимается представителями данного этноса как самый обыкновенный, естественный, нормальный, единственно возможный и правильный стандарт взаимоотношений, образа жизни и действий людей. Тогда как чужой С.п.э. на обыденном уровне воспринимается как странный, непонятный, порою даже невероятный, вызывающий удивление и насмешку. Например, латиноамериканцы часто считают, что североамериканцы, с которыми они разговаривают, держатся холодно и отчуждённо и зачастую плохокомуникабельны. Как только латиноамериканцы подошли достаточно близко, чтобы начать разговор, североамериканец сразу же отступает назад. А для североамериканца латиноамериканцы представляются навязчивыми и даже назойливыми, поскольку для него удобное расстояние при разговоре примерно 75 см, тогда как для латиноамериканца это слишком далеко.
С.п.э. позволяет ускорить процесс познания окружающей действительности и принять решение. С его помощью осуществляется типологизация ситуации и выбор ответной реакции. Знание С.п.э. позволяет прогнозировать поведение, реакции людей, принадлежащих к конкретному этносу, а в экстремальных ситуациях – облегчает поведение и деятельность, позволяет экономить время и усилия, снимать напряжённость и переживания.
В повседневной жизни С.п.э. находится в тесной взаимосвязи с правилами и нормами этнического этикета. С.п.э. проявляется как на внутригрупповом, так и межгрупповом уровнях. В зависимости от состояния межэтнических отношений, С.п.э. может приобретать позитивный или негативный характер. В условиях неблагоприятного контакта этнического стереотипы поведения людей утрачивают внутреннюю структуру: взаимоотношения между различными группами населения осложняются, люди лишаются ценностных ориентаций, культурных традиций, возникает напряжённость и внутренняя неустойчивость этноса. В случаях плодотворного этнического контакта может произойти образование нового оригинального стереотипа поведения, что, свою очередь, может привести к образованию новой этнической общности.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия и термины. Изд-во Дальневост. ун-та 2005