СТИГМА
Стигма
(клеймо) - характеристика человека или группы, которая считается своего рода пороком и вызывает стремление наказать, изолировать или как-нибудь иначе унизить людей, которым приписывают эту характеристику.
Источник: Социология.
Стигма
в области социальных наук сильный социальный стереотип, который полностью меняет отношение к другим людям и к самим себе, заставляя относится к человеку только как к носителю нежелательного качества.
Стигма
(стигматизм, стигматизация) исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представителей общества; довольно распространенное явление, общество защищает себя от других, непохожих на себя. Сами инвалиды и члены их семьи склонны к самостигматизиции, что влечет за собой самоизоляцию и ограничение социальной активности.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
стигма
stigma греч. stigma ‘клеймо’. - Социальное клеймо, несмываемое пятно позора и осуждения. Примерами стигмы могут быть заболевание СПИДом, гомосексуализм, причастность к какой-то религиозной секте, касте неприкасаемых и дискриминируемому этносу. Поскольку социальная стигматизация связана с формированием отрицательных стереотипов, она может обозначать навешивание социальных ярлыков.
Стигма
результат категоризации отдельных черт личности или личной идентичности в целом как девиантной, отклоняющейся от нормы. Наибольший вклад в социологическую концептуализацию стигмы внес И.Гофман в одноименной работе (1963). В древнегреческом термин С. относился к татуировкам на теле, маркировавшим зависимый или социально не одобряемый статус носителя татуировки (раб, преступник).
СТИГМА
STIGMA) Стигма — это социальный атрибут, дискредитирующий индивида или группу. Существуют стигмы тела (например, пятна и уродства), характера (например, гомосексуальность) и социальных коллективов (например, раса или племя). Теории стигмы объясняют или оправдывают исключение стигматизированных лиц из нормального социального взаимодействия. См. также: Гофман; Символический интеракционизм.
Источник: Социологический словарь
СТИГМА
от греч. stigma - клеймо) - англ. stigma; нем. Stigma. 1. В древности - метка или клеймо на теле рабов или преступников. 2. Знак бесчестья, налагаемый на индивида другими индивидами или соц. группами - любая негативная санкция или неодобрение чьей-либо неконформности. 3. Стихийное применение моральных санкций через выражение презрения по отношению к нарушителям важных моральных норм, что приводит к их изоляции. См. ДИСКРИМИНАЦИЯ, НАКАЗАНИЕ, САНКЦИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СТИГМА
от англ. stigma - клеймо, ярлык) - метка, несущая отрицательную соц. нагрузку. При помощи С. отдельные индивиды обозначаются в качестве девиантных не потому, что они нарушают соц. нормы, а потому что им присущи нек-рые характеристики, заставляющие людей исключать их из своей среды (напр., зараженные вирусом СПИДа). С. могут быть обозначены и нек-рые группы меньшинств, единственным "проступком" к-рых является их принадлежность к несущей С. соц. категории. См. также: Теория наклеивания ярлыков".
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Стигма
в социологии) (stigma), позорящий или дискредитирующий знак или признак. Отд. лица или группы могут быть подвергнуты дискредитации в процессе сродни клеймению и превратиться в обществ, изгоев. Проведение и поддержание грани между норм. и девиантным (девиация) является важной функцией всех об-в. В своей кн. Стигма (1963) амер. социолог Гоффман утверждал, что широко распространенными поводами для дискредитации являются предполагаемые отклонения от нормы (напр., гомосексуализм, алкогольная зависимость), физ. дефекты (напр., глухота, бесплодие), а также племенные атрибуты расы и религии.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Стигма
(от греч. stigma – клеймо). Стигма. Stigma. В символическом интеракционизме – клеймо, дискредитирующее и порочащее индивида или группу, неуместное (или несвойственное) им, навешиваемое с целью отличения их поведения от социально установленной нормы. Возможны различные формы клейма. Основанием для него могут быть как естественные особенности людей, например, физическое или психическое отклонение, принадлежность к определенной расе или этносу, так и социально приобретенные черты или качества индивида – клеймо девианта (вора, неблагонадежного человека и т. д.). Роль клейма заключается в максимально возможном поддержании чувства вины, стыда, зависимости и т. д. с целью коррекции поведения заклейменных. См. также Клеймение и Теория стигматизации.
СТИГМА (КЛЕЙМО)
stigma) — физический или социальный признак, знак (например, физическое уродство либо криминальная репутация), которые настолько девальвируют социальную идентичность актора, что "делают непригодной для широкого социального принятия" (Гофман, 1964). Для такого человека наступают различные последствия в зависимости от того, является ли клеймо видимым (индивидуум явно "дискредитированным") или скрытым (индивидуум потенциально "дискредитируем"). Последнее оставляет клейменому человеку больше выбора для управления его или ее клеймом. Но в обоих случаях проблема актора состоит в нахождении средств для ограничения или даже обращения к определенной пользе вредных последствий своего состояния. Помимо того, что это интересно само по себе, изучение клейменых идентичностей также проливает свет на социальное конструирование "нормальных" идентичностей (см. Девиация).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Стигма
особенность, расходящаяся с общепринятыми нормами или СТЕРЕОТИПАМИ, приписанными индивиду или группе и, следовательно, нежелательная.
Термин «стигма» происходит от древнегреческого слова «клеймо»; клеймо наносили на человека, чтобы отметить какое-либо дурное его качество, что он, например, предатель. Понятие в настоящее время обозначает приписывание людям социальной идентичности на основе стереотипов. Когда мы впервые видим человека, мы представляем его себе исходя из имеющейся у нас информации. Выводы делаются на основании видимых особенностей, в частности пола, этнической принадлежности, физической силы. По мере расширения знаний о данном человеке нами выносятся дополнительные суждения с учетом имени, акцента, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, класса, экономического положения и других неочевидных характеристик. Характеристика становится стигмой, если ее необоснованно связывают с нежелательным поведением или отрицательным опытом: например, предположение о том, что темнокожий человек непременно представляет угрозу общественному порядку или что все женщины физически слабые. Доминирующие политические, социальные и культурные ценности играют в стигматизации ключевую роль, поскольку на их основе формируется система ценностей и подкрепляются сложившиеся стереотипы оценок (например, «желательное-нежелательное», «опасное-неопасное») для индивидов и групп в обществе. Стигма поражает сердцевину идентичности индивида, поскольку стигматизированные люди вынуждены воспринимать адресованные им сообщения как унизительные или сознательно отвергать процесс стигматизации, бросая вызов навязанным стереотипам. Концепция стигмы помогает понять механизм ДИСКРИМИНАЦИИ на всех уровнях – от интернализованного расизма, сексизма и т. п. до предубежденного отношения, прямой и косвенной институционной дискриминации. Процесс стигматизации имеет непосредственное отношение к социальной работе, поскольку факт потребления социальных услуг, как правило, стигматизирует клиентов.
Стигма – это выраженный негативный ярлык, который существенным образом изменяет понимание индивидом себя и своей социальной идентичности.
Термин «стигма» происходит от древнегреческого слова «клеймо»; клеймо наносили на человека, чтобы отметить какое-либо дурное его качество, что он, например, предатель. Понятие в настоящее время обозначает приписывание людям социальной идентичности на основе стереотипов. Когда мы впервые видим человека, мы представляем его себе исходя из имеющейся у нас информации. Выводы делаются на основании видимых особенностей, в частности пола, этнической принадлежности, физической силы. По мере расширения знаний о данном человеке нами выносятся дополнительные суждения с учетом имени, акцента, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, класса, экономического положения и других неочевидных характеристик. Характеристика становится стигмой, если ее необоснованно связывают с нежелательным поведением или отрицательным опытом: например, предположение о том, что темнокожий человек непременно представляет угрозу общественному порядку или что все женщины физически слабые. Доминирующие политические, социальные и культурные ценности играют в стигматизации ключевую роль, поскольку на их основе формируется система ценностей и подкрепляются сложившиеся стереотипы оценок (например, «желательное-нежелательное», «опасное-неопасное») для индивидов и групп в обществе. Стигма поражает сердцевину идентичности индивида, поскольку стигматизированные люди вынуждены воспринимать адресованные им сообщения как унизительные или сознательно отвергать процесс стигматизации, бросая вызов навязанным стереотипам. Концепция стигмы помогает понять механизм ДИСКРИМИНАЦИИ на всех уровнях – от интернализованного расизма, сексизма и т. п. до предубежденного отношения, прямой и косвенной институционной дискриминации. Процесс стигматизации имеет непосредственное отношение к социальной работе, поскольку факт потребления социальных услуг, как правило, стигматизирует клиентов.
Стигма – это выраженный негативный ярлык, который существенным образом изменяет понимание индивидом себя и своей социальной идентичности.
Источник: Словарь справочник по социальной работе