Субъективная школа в социологии

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Субъективная школа в социологии
теоретические взгляды на общественный процесс, в котором личность, а не группа или класс являются основной «единицей» общественной структуры и исторического развития (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.).

Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016

СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
школа в рус. социологии, возникшая конце 60-х гг. XIX в., основателями к-рой были Лавров и Михайловский (2). Первый круг проблем, над к-рыми работали представители С.ш.в.с., — это специфика соц. познания. Критикуя объективную школу, они разработали субъективный метод в социологии. Согласно Лаврову, в социальном познании, где субъект и объект взаимосвязаны, неразделимы друг с другом, где человек познает самого себя, нет знания безотносительного к личности (1). Поэтому необходимо создание единой науки о человеке, в к-рую бы вошли социология и история с общим им субъективным методом познания. Общий смысл этого метода состоит в том, что субъект (наблкщатель) в ходе познания ставит себя на место наблкадаемых, страждущих и наслаждающихся членов об-ва. Второй круг проблем связан с разработкой теории обществ. прогресса и роли личности в истории (1). Основу теории обществ, прогресса составляют: 1) признание многофакторности обществ, развития; 2) определение цели прогресса как развитие человеческой индивидуальности. Ведущей силой обществ, прогресса явл. критически мыслящая личность, стремящаяся к изменению застывших обществ, форм. Но не все могут критически осмыслить действительность. Большинство создает благоприятные условия для меньшинства (интеллигенции), к-рое вырабатывает в  себе способность критически мыслить. Критические личности обязаны вносить научное понимание и справедливость в об-во, благодаря чему и у большинства увеличиваются возможности выработки критической мысли (3) Роль социолога не может быть сведена только к бесстрастному фиксированию фактов и критике реальных обществ, форм и действий. Он должен выступать как практик, стремящийся к воплощению своих идей и, следовательно, реально участвовать в обществ, прогрессе. Кроме того, социолог обязан соотносить свои действия с верой в общественный идеал. Социология как наука должна участвовать в реализации идеала.
Лит.: 1) История социологии. Минск, 1997; 2) Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX ее. М., 1993; 3) Новикова С.С. История развития социологии в России. М., 1996. О.Ю. Посухова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
229.57 кб

Концепции личности в субъективной и органической школах российской социологии

Оганян Карина Каджиковна
Проведен анализ результатов историко-социологического исследования концепций личности в субъективной и органической школах российской социологии.