СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Субъективность
как противоположность объективности - свойство процесса познания, сывязанное с личностным фактором исследователя (его субъективным мнением или отношением к объекту) или коренным свойством самого облъекта исследования. Не существует полностью объективных исследований или научных положений (все они содержат некоторую "натяжку").

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

СУБЪЕКТИВНОСТЬ
определенность, атрибут индивида как носителя активности, познания и деятельности. Предполагает в определенной степени необъективное, пристрастное отношение человека к чему-либо, определяемое его личными взглядами, интересами, вкусами. С. выступает как самосознание субъекта, способ осознания человеком собственной природы, принимающий в различных культурах разные формы. Дихотомия субъективного и объективного, роль объективности в процессах формирования С. рассматривается Парсонсом, Альтюссером, Гидденсом и др. Крайним выражением субъективной онтологической и эпистемологической установки является субъективизм. Он отрицает существование объективных законов, абсолютизируя активную роль субъекта в познании {Лавров, Михайловский и др.), являющегося определяющей единицей общественной структуры и исторического развития.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

СУБЪЕКТИВНОСТЬ
subjectivity) — видение человека (субъекта); недостаток объективности. Разброс отношений к этому термину указывает на его, по существу, спорный характер. Он часто используется с уничижительным оттенком в позитивистской социологии, чтобы снизить достоинство иного наблюдения или методологии. С другой стороны, он превозносится герменевтикой как единственно возможный способ осмысления социального. Любой ответ на вопрос о том, является ли субъективность неизбежной или нежелательной, основывается на онтологических и эпистемологических предположениях о характере отношений людей к конкретному миру. На практике используются два термина — большая или меньшая степень субъективности — в зависимости от требований различных авторов. Предпринималось много попыток проиллюстрировать, каким образом субъективность создается объективностью, и наоборот (см., например, Парсонс; Альтюссер; Гидденс), но дихотомия так и не исчезла.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Субъективность
(от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе). Суб’єктивність. Subjectivity. Образ процессов и явлений действительности, выражающийся либо в форме обыденного знания, либо в форме научных понятий. Социологический анализ С. принципиально отличается от философского. К примеру, в материалистической философии С. рассматривается под углом зрения теории отражения, как явление вторичное по отношению к общественно-исторической практике в том смысле, что оно отражает ее содержание, а само отражение опосредуется социальной или общественно-исторической практикой. В противоположность этому в идеалистической философии С. трактуется даже в качестве первоосновы мира, как то, что вообще творит мир. Социологию и социологию культуры, в частности, интересует не происхождение, не ее гносеологическая природа, а различия образов действительности, доминирующие у представителей различных социальных слоев и групп степень и адекватность осознания социальными субъектами своего места и роли в социальных процессах. Она может замерить также степень адекватности осознания социальными субъектами своего места и роли в социальных процессах. Так, говоря о классовом самосознании того или иного класса, например рабочих, мы в действительности говорим о степени превращения данного класса в субъекта исторического процесса, что означает: а) доминирующие у его представителей представления соответствуют социальным реалиям; б) на сколько его субъективные интересы совпадают с тенденциями социальных изменений, т. е. находят свое объективное воплощение; в) на сколько данные интересы совпадают с интересами других социальных субъектов; г) как, каким способом и с какими последствиями для него на его сознание влияет господствующая идеология и способствует ли она становлению рабочих как класса подлинным субъектом исторического процесса или, наоборот, не только не способствует, но даже исключает; д) какие факторы препятсвуют тому, чтобы жизненный опыт рабочих способствовал адекватному восприятию социальной жизни; е) какое все это имеет значение для формирования и функционирования общечеловеческих ценностей и норм и т. д. Проблема С. имеет и другой, как бы обратный сказанному, аспект социологического анализа. Так, говоря о культуре научного мышления, всегда имеют в виду степень объективности научных выводов и положений, которая означает степень свободы субъекта от своей собственной С., т. е. способность подниматься над собой, понимать природу своих субъективных суждений или чтобы субъективный интерес совпадал с необходимостью иметь объективно-истинное знание, а не довольствовался бы мифологиями. Степень такой свободы и есть признаком культуры научного мышления. В определенной мере такая свобода составляет суть требования свободы от оценок. Свобода от собственной С., будучи абсолютизированной, например в религии, привела не к свободе, а к отчуждению субъекта от своей субъективности и потому верующий человек перестал мыслить себя субъектом вообще. В этом религиозная вера противостоит культуре научного мышления в качестве ее антипода, ибо научное знание объективных законов не сужает поля человеческой свободы, а наоборот, создает возможность использовать их в своих целях и, таким образом, расширять меру своей свободы по отношению к естественной необходимости. Религия же расслаивает людей на “верующих” и “знающих” и первым приписывает преимущества “избранничества” или наделенности “божественной любовью” и “истинной свободой”, закрепляя социально-культурное неравенство. Здесь культура и свобода не противоречат друг другу, а совпадают. Быть свободным, значит быть субъектом социального действия, а не объектом социальных манипуляций, т. е. быть свободным от манипуляций. Поэтому многие современные западные социологи не случайно говорят о “смерти субъекта” как характерной особенности культуры модерна и постмодерна, о неспособности человека быть свободным, а значит и быть человеком культуры. См. также Алогизм, Культура мышления Культура научного мышления, Классовое сознание и Свобода от оценочных суждений.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
372.71 кб

Социально-историческая субъективность: эпистемология теоретических репрезентаций

Соколов Алексей Михайлович
Статья посвящена проблеме определения понятия «социально-исторический субъект». Автор указывает на ряд трудностей, которые возникают при рассмотрении данной темы.
Читать PDF
165.68 кб

Субъективность исследователя в социологическом исследовании: парадигмальные различия

Готлиб А. С.
В статье представлена рефлексия автора по поводу различий в мере субъективности исследователя в трех основных парадигмах эмпирического знания в социологии: классической, качественной и активистской.
Читать PDF
138.71 кб

2001. 03. 002. Домингес X. социальная интеграция, системная интеграция и коллективная субъективность

Фомичев П. Н.
Читать PDF
392.93 кб

Субъективность как инструмент политического доминирования

Васильева Ольга Александровна
Придерживаясь экологической теории восприятия Дж.
Читать PDF
282.86 кб

«Женская субъективность» в постмодернистской парадигме

Браерская Анастасия Юрьевна
Раскрываются изменения, произошедшие в культуре ХХ в. Показывается, как ситуация постмодерна повлияла на исследование женской субъективности в контексте новой культурной парадигмы
Читать PDF
151.70 кб

2002. 04. 016. Уордл Х. Ямайские приключения: Зиммель, субъективность и экстерриториальность на кари

Николаев В. Г.
Читать PDF
7.36 мб

Профессиональная этика журналиста : авторская позиция и субъективность

Артишевская Т. М.
Автор статьи рассматривает проблему объективной и субъективной подачи журналистского материала с точки зрения восприятия аудитории и этических принципов журналиста.
Читать PDF
507.07 кб

Профессиоаналъная этика журналиста: авторская позиция и субъективность

Артишевская Татьяна Михайловна
Читать PDF
4.08 мб

Объективность-субъективность: амбивалентность концепта "медиафакт"

Пром Наталья Александровна
Рассматривается проблема взаимообусловленности объективного и субъективного в концептуальной модели медиафакта, который призван содержать независимую информацию, но не обладает желаемой аудиторией степенью объективности.
Читать PDF
273.97 кб

От симптома к диагнозу: элиминируя субъективность

Якушин М.
Читать PDF
181.11 кб

Образовательная субъективность классического университета в поисках научной истины

Вижо Вероника Юрьевна, Петрова Галина Ивановна, Тарабанов Николай Александрович
Обсуждаются проблемы соотношения классических и неклассических идеалов в современном социокультурном пространстве, определяются критерии «классичности» и «неклассичности», выявляются изменения в формах и содержании университетског
Читать PDF
224.66 кб

«Неформализованное знание» или субъективность как ресурс: чему учить будущих полицейских?

А.Е.Смирнов
В статье рассматривается эволюция профессионализма в современном обществе и специфика современного образования в системе МВД, важным аспектом которого является деятельность субъективации, т.е.
Читать PDF
237.46 кб

Габитус и субъективность: опыт живой истории в телепроекте «Усадьба эдвардианской эпохи»

Корецкая Марина Александровна, Савенкова Елена Владимировна
В статье на материале телевизионного проекта «Усадьба эдвардианской эпохи» рассматривается проблематика техник тела и габитуса и ставится вопрос о влиянии повседневных практик на формирование различных типов сборки субъекта
Читать PDF
144.36 кб

Субъективность экономического поведения

Морозюк Ю. В.
Читать PDF
206.06 кб

Субъективность выбора человека

Комлев Алексей Алексеевич
The article analyses the role of subjective factors in the situation of choice from a psychological angle and discusses their impact on criteria for the freedom of choice and its efficiency.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СУБЪЕКТ/СУБЪЕКТИВНОСТЬ

    SUBJECT/SUBJECTIVITY) Понятие «субъект» в современном структурализме обладает парадоксальным и противоречивым значением. Оно означает деятельность, действие и авторство, но также подчинение (subjection). Хотя
  • ВРЕМЯ СУБЪЕКТИВНОЕ

    subjective time. - Время, воспринимаемое на уровне индивида и группы.
  • Субъективное значение

    в понимании М. Вебера, значение, которое деятели придают своим действиям и действиям других людей. Действие в соответствии с определенной целью придает поведению определенный смысл. Принципиальн