Субсидиарности
Субсидиарность
от лат. subsidiarius - вспомогательный, резервный) - принцип, согласно которому права и интересы индивида, малой социальной группы, первичных общностей являются приоритетными по отношению к правам общностей более высокого порядка и государства. Понятие вошло в научный лексикон в 30-х гг. ХХ в., получив развитие в работах Р. Арона, А. Марка, Дж. Ружмона и других представителей так называемого интегрального федерализма. Ими рассмотрены мотивы разрушительных последствий централизации, утраты человеком смысла существования в мире, где все подчинено власти «больших» структур - массовых политических партий, крупных корпораций, профсоюзов, бюрократического государства. В качестве основных рецептов преодоления этих негативных явлений, ведущих к кризису современной цивилизации, предлагаются развитие местного самоуправления, автономия социальных сообществ и сотрудничество между ними на горизонтальном уровне, создание соответствующих механизмов социального управления. Идеи о необходимости возвращения человеку свободы распоряжаться своей судьбой, возрождения норм социального сотрудничества нашли отражение в энциклике папы Пия X I в 1931 г., в которой значительное внимание уделялось понятию субсидиар- ности в контексте социальной доктрины католической церкви. Принцип субсидиарности, или дополнительности, означает выбор в пользу перераспределения ответственности снизу вверх (в отличие от децентрализации, когда полномочия делегируются сверху вниз). При этом на вышестоящие уровни управления должны быть переданы только те функции, которые не могут эффективно выполняться низовыми структурами. Сторонники этой идеи главной ценностью считают свободу личности [102].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Субсидиарности
принцип (от лат. subsidiarius – вспомогательный, резервный) – принцип, согласно которому права и интересы индивида, малой группы, первичных общностей имеют приоритет перед правами и интересами общностей более высокого порядка, в том числе государства. В структурном плане С.п. означает перераспределение ответственности снизу вверх, когда на вышестоящие уровни управления передаются только те функции, которые не могут в полной мере выполняться низовыми структурами. С.п. в той или иной мере присутствует в теориях, выдвигающих идеи переноса центра тяжести решения вопросов социальной и политической жизни на первичные общности, становление самоуправления, частную собственность, свободу и ответственность личности. Приверженцы С.п. настаивают на том, что проводимая государством социальная политика должна дополнять, но не подменять собственную инициативу человека. После Второй мировой войны С.п. стал достоянием общественной мысли и практической политики в ФРГ. В рамках принятой здесь концепции «социального рыночного хозяйства», с одной стороны, поощрялась собственная инициатива, а с другой - государство принимало на себя своего рода страховочные обязательства в тех случаях, если инициативные усилия на нижестоящем уровне были невозможны или оказывались недостаточны.
П.с. привлек внимание авторов «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» (Центр стратегических разработок), которые, исходя из необходимости адаптации социальной политики и социального законодательства России к более жестким бюджетным ограничениям, предложили модель «субсидиарного государства». В данной модели масштабы всеобщих социальных трансфертов предполагалось существенно ограничить, в т.ч. в результате усиления адресности социальных выплат (социальные трансферты направляются в пользу малообеспеченных категорий населения при одновременном их сокращении обеспеченным семьям) и расширения соплатежей населения по ряду услуг здравоохранения и образования. Реализация такого подхода потребовала бы осуществления в ближайшие годы комплекса структурных мер в социальной сфере, наиболее важные из которых: 1. Реформирование системы предоставления социальных льгот, выплат и услуг. 2. Реформирование пенсионного обеспечения. 3. Реформы в области трудовых отношений и занятости населения. 4. Реформирование систем здравоохранения и социального страхования. 5. Жилищно-коммунальная реформа и др.
Реализация предлагаемой модели субсидиарного государства как современной формы неолиберальной идеологии означала бы отход от конституционного положения о социальном государстве.
П.с. привлек внимание авторов «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» (Центр стратегических разработок), которые, исходя из необходимости адаптации социальной политики и социального законодательства России к более жестким бюджетным ограничениям, предложили модель «субсидиарного государства». В данной модели масштабы всеобщих социальных трансфертов предполагалось существенно ограничить, в т.ч. в результате усиления адресности социальных выплат (социальные трансферты направляются в пользу малообеспеченных категорий населения при одновременном их сокращении обеспеченным семьям) и расширения соплатежей населения по ряду услуг здравоохранения и образования. Реализация такого подхода потребовала бы осуществления в ближайшие годы комплекса структурных мер в социальной сфере, наиболее важные из которых: 1. Реформирование системы предоставления социальных льгот, выплат и услуг. 2. Реформирование пенсионного обеспечения. 3. Реформы в области трудовых отношений и занятости населения. 4. Реформирование систем здравоохранения и социального страхования. 5. Жилищно-коммунальная реформа и др.
Реализация предлагаемой модели субсидиарного государства как современной формы неолиберальной идеологии означала бы отход от конституционного положения о социальном государстве.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник