ТЕХНИЦИЗМ И АНТИТЕХНИЦИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТЕХНИЦИЗМ И АНТИТЕХНИЦИЗМ
две противоборствующие концепции в оценке роли техники в человеческом обществе, основывающиеся на одном фундаменте – технологическом детерминизме. Техницизм – выражение некритической веры в благотворность развития техники для человечества. Его представители считают, что каждое новое поколение техники расширяет сферу влияния техники в социальной жизни и увеличивает общую сумму благ. Антитехницизм – выражение технофобии, недоверия и страха перед опасностями возрастающего распространения новых технологий. Согласно антитехницистам в технизированном мире над человеком властвует рациональность окружающих его устройств, а технологическая логика их работы определяет модели его поведения.

Источник: Экономико-социологический словарь.

ТЕХНИЦИЗМ и АНТИТЕХНИЦИЗМ
две противоборствующие установки в оценке роли техники в человеческом об-ве, перспектив ее развития и т. д., основывающиеся на одном фундаменте — детерминизме технологическом с его представлениями об автономии технической рациональности, ее «трансцендентной» сущности, способности к саморазвитию и определяющем характере воздействия техники на об-во. Т.— выражение некритической веры в безусловную благотворность развития техники для человечества. Его представители считают, что каждое новое поколение технических устройств расширяет сферу влияния техники в социальной жизни, а значит — увеличивает общую сумму благ. В силу ограниченности индивидуального разума мы не можем предвидеть пути развития техники, но именно своей непредсказуемостью, равной самозаконности, она внушает веру в то, что ее развитие ведет человеческое об-во ко всеобщему гармоническому счастью. И задача человека состоит лишь в том, чтобы не мешать самореализации высшего Разума (или научного знания), лежащего в основе технического обновления. На опред. стадии технико-индустриального развития происходит замена лозунга его ранней стадии «laissez faire» (свободы предпринимательства) на лозунг «laissez innover» (свободы нововведений). Такова техницистская утопия эпохи индустриализма, господствовавшая более полутора веков, к-рая во второй половине 20 в., когда стало невозможным не замечать вреда, приносимого людям техникой, была дополнена еще одним положением: социальное зло, порожденное техникой, стали объяснять ее исторически обусловленным несовершенством, слабостями ее конкретных форм. Новый техницизм считает, что наступление гармонического об-ва гарантировано человечеству развитием техники, но для этого нужно время, поскольку техника развивается через опред. этапы, связанные с такими технико-технологическими нововведениями, к:рые все глубже революционизируют социальную сферу. Различ. социологи-техницисты связывают историческую периодизацию человеческой цивилизации с опред. аспектами техники, такими, как смена орудий труда (Дж. Ленский), средств связи (Маклуэн) или источников энергии. В последнем случае развитие об-ва связывается с последовательной сменой мускульной энергии, паровой, электрической, атомной. К 80-м гг. стало очевидным, что надежды, возлагавшиеся на развитие атомной энергетики (Фридман), не оправдались. Сегодня атомная энергетика связывается с уходящей в прошлое эрой супериндустриализма, отмеченной крайне негативным воздействием техники на природу и об-во (Риск технологический), а техницистский оптимизм — с рядом др. технических средств — гл. обр. информационно-коммуникативных (Компьютеризация) [1]. Тем не менее техницизм 80-х гг. все же отличается от своих предыдущих форм (Неотехнократизм). Прямым продолжением техницизма явл. идеология технократии. Антитехницистская система — выражение технофобии, недоверия, боязни и страха перед очевидными и непредсказуемыми опасностями новых технологий, появление и распространение к-рых рассматривается (в соответствии с технологическим детерминизмом) как идущее по возрастающей. Согласно антитехницистам, в машинизированном, технизированном мире (в трудовой, а позже и бытовой, досуговой деятельности) над человеком властвует рациональность окружающих его устройств: технологическая логика их работы определяет поведение человека.
Механизация природы с принудительностью объективного закона превращается в механизацию человека. Наиболее распространенный вариант А. характеризуется «героическим пессимизмом» (термин Ф. Ницше), с его представлением о том, что нашествие техники и зла, ею порождаемого, неизбежно, как и правление техников и технократов. Человечеству остается только одно — подчиняться, стоически претерпевая свою судьбу. Др. вариант А.— позиция радикальной враждебности к технике, суть к-рой усматривается в неукротимой «воле к власти», в изначальной агрессивности рационального знания, к-рую человек не в состоянии преодолеть (Неомарксизм, Франкфуртская школа, Маркизе, Адорно, Хоркхаймер). Отсюда — утопические проекты создания «нерепрессивной» техники, сопровождающиеся идеей бунта против ее наличного состояния. В конце 60-х гг. эти воззрения были систематизированы в идеологии контркультуры (Т. Роззак), согласно к-рой все совр. политические силы — «левые», «правые», «центр» — ведут борьбу за власть, основанную на одних и тех же ценностях технократического об-ва, на религ. вере в техническую рациональность. Технократия, как земное воплощение злой воли к власти, рассматривается идеологами контркультуры не как порождение позднего капитализма, как считают неомарксисты, но как судьбу цивилизации: не капитализм породил технократию, но технократия (а еще раньше наукократия) — индустриализм, а значит, и капитализм [2]. Чтобы преодолеть всю бесчеловечность совр. цивилизации, надо встать в оппозицию к идеологии техницистско-технократического оптимизма, освободиться от «репрессивного разума». В 80-х гг. критика техницизма и технократии приобретает новые формы. АЛ. С. Ковалева

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
406.99 кб

За пределами техницизма и антитехницизма

Забавников А. Е.