ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТЕОРИИ ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО
социологические и социально-психологические концепции, рассматривающие обмен различными типами деятельности как основу всех социальных отношений и процессов. В качестве движущего мотива человеческой деятельности в них выступает стремление к получению прибыли и выгоды с минимальными затратами. Основоположниками Т.о.с. считаются Хомане и Блау. Хомане рассматривает в качестве основы функционирование социальных систем непосредственные контакты между индивидами, «элементарное социальное поведение». Социальное поведение является универсальным обменом, в котором люди стремятся к максимальному увеличению своего частного вознаграждения, ожидая, что доходы каждого будут пропорциональны расходам. Хомане сформулировал правила справедливого обмена как активности индивидов, стремящихся к максимизации личных выгод. Блау выводит «эмерджентные свойства» социальных структур (коллективные ценности, ролевые отношения, отношения сложных социальных организаций) из элементарных форм социального обмена, строящихся на экономической мотивации (выгоде, пользе). Также известна теория взаимодействия итогов Д. Тибо и Г. Келли, согласно к-рой межличностные отношения регулируются выгодами, полученными от взаимодействия их участников, и соотнесением выгод с потерями в процессе обмена деятельностью.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
социологич. и соц.-психологич. концепции, исходящие из методологич. принципа гедонизма. Регулируются моделью "экономич. человека", т. е. представлением о человеке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами. Т.с.о. рассматривают человеческое поведение как функцию его платежа. Наиболее известны: теория взаимодействия итогов (Д. Тибо и Г. Келли), теория элементарного соц. поведения Дж. Хоманса, теория соц. обмена П. Блау. Согласно теории Тибо и Келли, межличностные отношения регулируются выгодами, к-рые получают от взаимодействия его участники, и сравнениями этих выгод с потерями. Эмпирич. исследование гипотез этой теории проводится с помощью матрицы исходов, заимствованной из математич. теории игр. Наиболее известно применение этой матрицы в исследовании ситуации, получившей название "Дилемма узника" (см.). В теории Хоманса соц. поведение рассматривается как личный контакт между двумя индивидами, в к-ром вознаграждение или проигрыш определяют их поведение. Теория основана на бихевиористском представлении о закономерностях поведения. Соц.-психологич. содержание теории выражено в пятом постулате о т. н. распределенной справедливости (distributive justice), к-рый гласит: человек, вступающий в отношения обмена с др. человеком, будет ожидать, что доходы каждого из них будут пропорциональны расходам - чем больше доходы, тем больше расходы. В наиболее известной социологии, концепции Блау соц. обмен рассматривается в системе понятий "лидерство", "авторитет" и "нормативная структура", к-рыми описываются отношения власти и подчинения в формальных и неформальных организациях. Наиболее влиятельный в западной соц. психологии вариант теорий обмена - теория "справедливого обмена". В ее основе лежат теоретич построения Хоманса, Тибо и Келли, сформулировавших представление о соц. взаимодействии как об обмене активностью индивидов, стремящихся к максимизации личных выгод. Первый постулат: индивиды всегда стремятся к максимизации личных выгод, что вытекает из эгоистич. природы человека. Второй постулат: группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь соблюдения "справедливых" отношений. Третий постулат: индивиды, обнаруживающие свое участие в "несправедливых" отношениях, испытывают психологич. дискомфорт. Четвертый постулат: чем сильнее воспринимаемая "несправедливость", тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить "справедливые" отношения. Центральное место в этой теоретич. системе занимает категория "справедливое отношение", определяемая как пропорциональность вкладов и рез-тов деятельности участников взаимодействия. Теория справедливого обмена стимулировала большое количество экспериментальных исследований. Основными проблемами, подвергающимися изучению на основе этой теории, являются влияние избыточной или недостаточной оплаты на восприятие отношений, воздействие степени пропорциональности вкладов и рез-тов на различн. формы распределения и др. Лит.: Андреева Г.М., Богомолова Н.М., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978; Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979; Юревич А.В. Критический анализ американских социально-психологических концепций "справедливого обмена"//Вопр. психологии. 1981, № 5; Kelley H.n Thiebout J.W. The social psychology of groups. N.Y., 19o9; Homans G.C. Social behaviour: Its elementary forms. N.Y., 1961; Patchen M. The choice of wage comparisons. Engie-wood Cliffs. N.Y., 1961; Jacques E. Equitable payment. N.Y, 1962; Adams J.S. Wage, inequities, productivity and work quality//Industrial relations. 1963, № 3; Blau P.M. Exchange Jergen M.M. Social psychology. N.Y., 1986. П.Н. Шихирев, A.З. Юревич.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
132.44 кб

Социологические интерпретации власти в теории социального обмена

Кузнецов Андрей Геннадиевич
В работе рассматриваются социологические интерпретации власти в теории социального обмена, освещается вклад представителей данной теории в становление и развитие мировой социологической науки.
Читать PDF
494.64 кб

Социальная адаптация и порядок: коррупция как механизм интеракций в теории социального обмена

Андреева Ирина Александровна, Анохин Андрей Михайлович
Читать PDF
356.33 кб

2011. 04. 021-023. Солидарность, доверие и взаимность в контексте теории социального обмена. (сводны

Якимова Е. В.
Читать PDF
110.19 кб

2003. 02. 017. Лоулер Э. Аффективная теория социального обмена. Lawler E. An affect theory of social

Фомичев П. Н.

Похожие термины:

  • Теория социального обмена

    направление в западной социологии, представители которого рассматривают обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные