Теория игр

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Теория игр
сфера математики, имеющая дело с анализом ситуаций, исходы которых обусловлены совместным согласованным поведением индивидов.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ИГР ТЕОРИЯ
англ. game theory; нем. Spieltheorie. Матем. теория, изучающая закономерности конфликтных ситуаций и разрабатывающая методы оптимизации соц. поведения. См. КИБЕРНЕТИКА, РИСК, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

теория игр
1) теория, созданная Дж. фон Нейманом, позволяет игрокам осуществлять выборы из множества стратегий; в социологии используется для проигрывания конфликтных ситуаций, в которых каждый участник имеет заданные интересы, но лишь частично контролирует ситуацию, имея при этом возможности вступать в коалицию с партнерами и т.д. 2) социологов игра интересует в плане социальной ситуации, в которой осуществляется взаимодействие двух или более людей, чьи интересы, по крайней мере временно, противоположны (супружество, соперничество политических партий, переговоры по купле-продаже и т.д.). - Литература: Щербина В.В. Социология организаций: словарь. М., 1998.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ТЕОРИЯ ИГР
theory of games) — математические расчеты гипотетического поведения принятия решения двумя или более людьми в ситуациях, где (а) каждый способен сделать выбор между двумя или более направлениями деятельности ("стратегиями"), (б) их интересы могут частично или полностью быть противоположными, (в) для любого человека числовые значения прилагаются к "полезности" комбинации результатов. Разработанная прежде всего фон Нойманом (см. фон Нойман и Моргенштерн, 1944), теория игр основана на традиционных формах рационального моделирования в политэкономии. Различные ситуации реального мира (например, гонка вооружений, военные союзы) обладают, по крайней мере, некоторыми из свойств, которые позволяют анализировать их с такой точки зрения. Однако, хотя теория и имела некоторое влияние на способы обсуждения стратегической интеракции в социологии (см. также Теория рационального выбора; Эксплуатация), ее абстрактная математическая модель позволяет делать предположения об измерении социальной полезности и доступности информации акторам, которые лишь изредка объясняются в социальных науках. См. также Дилемма заключенных; Игра с нулевой суммой; Рациональность; Свободный наездник.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ТЕОРИЯ ИГР
термин представляет собой русский эквивалент англ. theory of games и используется для обозначения комплекса математич. моделей конфликтных ситуаций и способов их разрешения, основы к-рого разработаны математиком Дж. фон Нейманом. Формализованное описание игры задается списком ее участников (игроков) и множества стратегий для каждого из них. В рез-те выбора стратегий игроками образуется ситуация (состояние) игры. Интересы игроков характеризуются функциями выигрыша или отношениями предпочтения множестве допустимых ситуаций. Т. обр. в понятии игры моделируются два основных факта" а) каждый участник конфликта лишь частичнг" контролирует ситуацию; б) каждый участник имеет свои интересы. Нормативное направление в Т.и. занимается исследованием вопросов ка кие состояния игры считать справедливыми равновесными, оптимальными, а также анализом свойств и способов достижения таких состояний. Дескриптивное направление изучает различи способы поведения игроков и свойства результирующих состояний. Наибольшие успехи достигнуты в Т.и. двух игроков с противоположными интересами (антагонистич. игры), где нормативный и дескриптивный аспекты конфликтной ситуации хорошо совмещаются в понятии седловой точки (максимина) - состояния, в к-ром каждый игрок получает максимум выигрыша по контролируемым им переменным в условиях, когда этот выигрыш минимален по переменным, контролируемым др. игроком. В частности, для случая, когда множества стратегий обоих игроков конечны (матричная игра), Дж. фон Нейман установил, что седловая точка существует, если разрешить игрокам использовать смешанные стратегии - вероятностный механизм выбора стратегий (теорема о минимаксе). Теория антагонистич. игр находит применение в военных приложениях: в вопросах стратегии и тактики. Оказалось также, что антагонистич. игры во многих аспектах эквивалентны задачам программирования математического (см.). Игровая методология является основой перспективного направления математич. статистики, трактующего статистич. задачи как игры исследователя с природой. Анализ игр многих лиц существенно затруднен из-за сложности вопроса о механизмах формирования и действия коалиций. Моделирование коалиционных взаимодействий как антагонистич. игр привело к т. н. теории кооперативных игр, к-рая представляет интерес лишь с математич. т. зр. В теории бескоалиционных игр многих лиц имеются два направления, имеющие нетривиальное приложение к соц.-экономич. проблематике. Одно из них - игры с непротивоположными интересами и фиксированной последовательностью ходов, моделирование принятия решений в организационных системах на основе принципа гарантированного рез-та. Согласно этому принципу, каждый игрок при своем ходе выбирает стратегию, исходя из предположения, что следующие за ним участники будут максимизировать свои выигрыши в условиях, определенных всеми предыдущими выборами. Др. направление связано с понятием равновесия (Нейман - Нэш) - ситуации, устоичивой в том смысле, что никакой игрок не может увеличить свой выигрыш за счет только собственных действий. Это понятие, в частности, лежит в основе концепции соц.-экономич. равновесия согласно к-рой в равновесии все соц. и экономич. агенты добиваются максимально возможного удовлетворения своих интересов в рамках определенных ограничений, причем предложение соответствует спросу по всем видам рассматриваемых благ и труда. Данная концепция используется для анализа ряда соц.-экономич. процессов: поведение в условиях дефицита, распределение доходов, семейное поведение, межрегиональные взаимодействия и др. В целом идеи Т.и. имеют несомненное стимулирующее значение как для внутриматематич., так и для соц.-экономич. исследований, но в последнем случае собственные ее концепции слишком абстрактны и должны дополняться более конкретными конструкциями в каждом приложении. Лит.: Льюс Р., Райффа X. Игры и решения. М., 1962; Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970; Гермейер Ю.Б. Игры с непротивоположными интересами. М., 1976; Полтерович В.М. Проблема измерения дефицитности благ//Эко-номика и математические методы. 1983, № 4; Becker G.S. Human capital: a theoretical and empirical analysis. N.Y., 1975. Б.Г. Миркин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ИГР ТЕОРИЯ
GAME THEORY) Составная часть рационального выбора теории, в рамках которой понятие индивидуального рационального действия распространяется на ситуации взаимозависимости или социального взаимодействия, то есть ситуации, когда два или более индивида действуют не независимо друг от друга, а взаимодействуют и находятся в отношении взаимной зависимости. Одна из форм взаимозависимости предполагает, что социальный деятель должен учитывать действия других, но он может считать их само собой разумеющимися и не обдумывать реакцию других людей на свои собственные решения. Приверженцы теории рационального выбора больше внимания уделяют другой, «стратегической» взаимозависимости, когда индивид, выбирая тот или иной вариант действия, вынужден учитывать возможные ответы других индивидов на его решение или, вернее, на то, что они предполагают в качестве такового. При стратегической взаимозависимости социальная среда является не предзаданной, а реагирующей, когда результат взаимодействия невозможно объяснить действиями лишь одного индивида. Теория игр стремится к объяснению социального действия и взаимодействия в подобных ситуациях: она пытается предсказывать действия людей на основе анализа их стратегических взаимозависимостей. При этом она позволяет осуществлять математическое моделирование возможных и вероятных вариантов в ситуациях с общими характеристиками (включая структуру игры, количество игроков, нулевой или ненулевой итог игры — см. ниже). Данная теория предполагает, что все «игроки» (индивидуальные деятели) в «игре» (взаимодействии) будут действовать рационально, обеспечивая реализацию индивидуальных предпочтений и достижение желаемых результатов. Одной из игр, долгое время привлекавших внимание исследователей в области социальных наук, является так называемая «дилемма заключенного» с ее проблемой сотрудничества. Представим, что два человека, задержанные по подозрению в совершении преступления, допрашиваются полицией в разных комнатах, и какое-либо общение между ними невозможно. У следователей нет надежных улик, поэтому они предлагают каждому заключенному следующие варианты. Если один из них признается в совершении преступления и предоставит улики против другого, он будет немедленно освобожден, а тот другой будет приговорен к десяти годам тюремного заключения. Если признаются оба, то наказание ждет и того, и другого, однако оно будет более мягким — только пять лет заключения. Но если ни один из них не признается, то полиции не останется ничего другого, как предъявить менее серьезное обвинение (например, в укрывательстве краденого), и тогда каждый проведет в тюрьме лишь по году. В этой ситуации каждый заключенный может выбирать, признаваться в совершении преступления или нет, однако самостоятельно он не может предрешить итог, который зависит от решения обоих задержанных. Лучшая стратегия для этих двух людей заключается в сотрудничестве между собой и отказе от признания, что ведет к минимальному наказанию для обоих (один год тюрьмы). Однако ни тот, ни другой не уверены в том, какой выбор сделает сообщник, зная, что если один из них признается, а другой будет отрицать свою вину, это приведет к освобождению первого и максимальному сроку в десять лет для второго. При такой неуверенности в партнере лучшей стратегией для каждого в отдельности является признание (тогда оба оказываются в заключении на пять лет). Данная игра демонстрирует, каким образом стратегическое взаимодействие может приводить к менее оптимальным для каждого результатам. Она свидетельствует о том, что люди отнюдь не действуют иррационально или лишены понимания ситуации, скорее дело обстоит так, что при рациональном преследовании своих собственных интересов и правильном понимании вариантов выбора индивиды добиваются все же далеко не лучшего результата. Решение проблемы сотрудничества возможно при повторном проигрывании ситуации. Зная, что игра будет сыграна снова, люди обнаруживают способность разрабатывать иные стратегии, в целом способствующие более выгодным в долговременной перспективе результатам для каждого игрока, достигаемым на основе сотрудничества. Весьма эффективной, в частности, оказывается стратегия «око за око, зуб за зуб» (tit-for-tat): если один из игроков начинает с действия, направленного на сотрудничество, то другой отвечает тем же, и развивается общий цикл сотрудничества. Теория игр допускает, что участники могут пообещать сотрудничать и не сдержать свое обещание, если того требуют их интересы: например, двое задержанных могут еще до ареста договориться о том, что никто из них не признается в совершении преступления, но, оказавшись в полиции, оба могут нарушить договоренность. Однако при повторе игры или социального взаимодействия более рациональным вариантом для эгоистичных индивидов становится выполнение своих обещаний и вера в то, что другой поступит так же. Другое решение заключается в изменении издержек и выгод, связанных с тем или иным вариантом выбора. Так, можно ввести дополнительный элемент в «дилемму заключенного»: если один из задержанных признается и выйдет на свободу, тогда как его сообщник получит десять лет, то друзья последнего отомстят ему. В этой новой ситуации более вероятно, что оба рациональных игрока не признаются, предпочтя годичное заключение. В теории игр проводится важное различие между играми с нулевым и ненулевым итогом. В первом случае один игрок может победить только за счет другого игрока, поскольку размер «пирога» неизменен, и если один получает больше, то другой соответственно меньше. Во втором случае в выигрыше могут оказаться все, поскольку размер «пирога» может быть увеличен. Однако в «дилемме заключенного» срок наказания изменяется в зависимости от стратегий обвиняемых, и лишь в одном из случаев один игрок побеждает за счет другого. Позднее в теории игр стало проводиться различие между играми с полной и неполной информацией. В данном случае важно выяснить то, что каждый из игроков знает о намерениях других. Это различие позволяет исследователю ввести понятие рациональности ограниченной. Традиционно теория игр сосредоточивалась на ситуациях, в рамках которых интересы игроков лежали, отчасти по крайней мере, в плоскости конкуренции, однако ныне внимание все чаще уделяется неконкурентным ситуациям социальной координации и сотрудничества. До последнего времени теория игр серьезно принижала значение доверия, общения и социальных норм взаимности как основ социального взаимодействия. Предполагалось, что социальные деятели в основном эгоистичны и движимы стремлением к личной выгоде, хотя в принципе данная теория может применяться в отношении любых индивидуальных предпочтений и не требует следования лишь такому ограниченному пониманию человеческих мотивов. Многие социологи скептически относятся к применимости этой теории. Основными социологическими журналами, уделяющими ей внимание, являются «Рациональность и общество» и «Журнал математической социологии». Однако экономисты и политологи с энтузиазмом используют теорию игр для изучения, например, стратегий компаний, процесса переговоров об уровне зарплаты между работодателями и наемными работниками, а также соперничества между политическими партиями и нациями. См. также: Коллективное действие. Лит.: Axelrod (1984); Hargreaves Heap and Varoufakis (1995)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
388.72 кб

Игра: опыт философской теории

Коськов М.А.
В статье излагаются основные положения авторской философской концепции феномена игры. За основу для анализа феномена игры взят деятельностный подход, разработанный советским философом культуры М. С. Каганом.
Читать PDF
1.47 мб

Путь игрока, или теория игровых площадок

Засурский И.И.
Читать PDF
115.46 кб

От теории к практике игры на уроках истории

Пряжникова Ольга Владимировна
Автор делится опытом проведения игр на уроках истории, размышляет о том, как и во что можно играть на уроках с пользой для учебного процесса
Читать PDF
1.50 мб

Теоретические основы игрового моделирования

Фоминых Мария Вячеславовна
В данной статье рассматриваются основы игры и игрового моделирования к контексте филолософского обоснования
Читать PDF
95.57 кб

Теоретико-игровое моделирование в менеджменте

Читать PDF
242.88 кб

Игроролевая интерпретация общей теории личности

Логинова Галина Евгеньевна
В статье рассматривается основная проблема современной философской антропологии проблема построения общей теории личности. Предлагается новый подход к ее решению. Его суть в целостной игроролевой интерпретации человеческой жизни.
Читать PDF
57.01 кб

Теоретические основы детской игровой деятельности

Загоруйко Дмитрий Евгеньевич
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.
Читать PDF
499.55 кб

К вопросу асимметрии в теоретико-игровой семантике

Ильченко Анна Александровна
Проводится анализ ключевых аспектов теоретико-игровой семантики и демонстрируются ее преимущества относительно отображения неполной информации и несовершенной памяти. Показываются недостатки теоретико-игровой семантики Я.
Читать PDF
195.77 кб

Ролевые игры в обучении иностранным языкам: теория и практика

Чудайкина Галина Михайловна, Логинова Наталия Юрьевна, Костоварова Валентина Васильевна
В статье затрагивается тема использования метода ролевых игр / симуляций в обучении студентов иностранному языку.
Читать PDF
166.84 кб

Стратегическое взаимодействие в онлайн-играх: взгляд из теории игр

Кнорре Алексей Викторович
Статья посвящена анализу стратегического взаимодействия в онлайн-играх (MMOGs) и применению для этого теории игр и симуляционного моделирования.
Читать PDF
379.89 кб

Теория игровых структур Анатолия Васильева: методология и эстетика

Коленова Валерия Валерьевна
В статье рассматривается творчество Анатолия Васильева, с одной стороны, как абсолютно новая художественно-поэтическая среда, главенствующую роль в которой играет концепция «школа лаборатория театр»; с другой как поиск режиссером
Читать PDF
1.18 мб

Театрализация пространства детской игры и теория Николая Евреинова

Сопова М.Н.
На основе анализа теории театрализации Николая Евреинова в статье предлагается новый взгляд на проблему детской игры и игрушки. Автор пытается определить место детской игры в свете категории «театра для себя» Н.
Читать PDF
382.06 кб

Истинность в диалоговой логике и теоретико-игровой семантике (GTS)

Павлова А.М.
В данной статье рассматривается истинность в том виде, в котором она задается в диалоговой логике Пауля Лоренцена и Куно Лоренца и в теоретико-игровой семантике (GTS), предложенной Яакко Хинтиккой и разрабатываемой Габриелем Санду
Читать PDF
1.02 мб

Сущность культурного пространства игры: теоретико-когнитивный аспект

Федотова Дарья Сергеевна
В данной статье раскрывается сущность культурного пространства игры. Данная задача решается на основе исторического анализа подходов к игре как таковой, а также через осмысление проблемы культурного пространства.
Читать PDF
266.77 кб

«Игрушко митингуэ»: в поисках теории медиатизации гражданского протеста

Ним Евгения Генриевна
В статье анализируется феномен барнаульских наномитингов, вошедших в репертуар российского протестного движения зимой 2011-2012 гг.