ТЕОРИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Теория
система взаимосвязанных утверждений, выводов, исходных положений и гипотез.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Теория
утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных исходных положений и гипотез.

Источник: Социология.

Теория
попытка выявить общие характеристики и закономерности, объясняющие регулярно наблюдаемые явления.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Теория
одно из возможных объяснений наблюдаемых явлений, представляющее собой некоторое множество логически увязанных между собой допущений и пропозиций (суждений).

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ТЕОРИЯ
утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных исходных положений и гипотез, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Теория
содержание специального текста, создаваемое как обобщенный заместитель первичных текстов описаний явлений, «эмпирических» текстов. Теория является понятием, включенным в реализацию познавательной функции и выражающим абстрактное представление о познаваемом объекте.

Источник: Методологический словарь для управленцев

Теория
1) учение, система основных идей в той или иной отрасли знаний; 2) форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; 3) совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел науки; 4) сложившееся мнение, суждение, взгляд на что-либо.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ТЕОРИЯ
от греч. theoria -рассмотрение, исследование, учение) -англ. theory; нем. Theorie. 1. Особая сфера человеческой деятельности и ее результаты, представляющие собой совокупность идей, взглядов, концепций, учений об окружающей реальности. Как мысленная конструкция Т. противостоит практике и в то же время находится с ней в органическом единстве. 2. Форма достоверных научных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и существ, характеристиках объектов, основывающаяся на окружающей реальности.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Теория
попытка выявить общие характеристики и закономерности, объясняющие регулярно наблюдаемые явления. Создание теоретических схем является неотъемлемой частью социологической работы. Теории тесно связаны с более широкими теоретическими подходами, на них также оказывают значительное влияние результаты исследований, способствующих выработке теорий [6.– С.674]. –наиболее развитая форма организации и аккумуляции научного знания, ориентированная на целостное и объективное отображение действительности [23.– С.362].

Источник: Социология. Словарь.

ТЕОРИЯ
theory) — 1. (В физической и социальной науках) совокупность гипотез или суждений, связанных логическими либо математическими аргументами; для объяснения эмпирической действительности или типа явления. См. также Формальная теория; Модель. 2. (В более свободном значении) абстрактное общее видение области действительности, обычно включающее формулировку общих концепций. См. также Объяснение; Социологическая теория. Даже в технических науках значение теорий в строго логической или математической форме оспаривается рядом философов и историков науки (см. Научная парадигма; Кун; Фейерабенд).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Теория
(от греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование). Теорія. Theory. 1. Результат теоретического научного поиска. 2. Логически последовательный и с научной точки зрения приемлемый общий принцип, который объясняет установленные либо известные факты и отношения между ними. 3. Представление об изучаемом предмете, основанное на доказательствах, практически ориентированное и в идеале исключающее возможность домыслов, мистики и мифологизации. В гносеологическом плане такие представления являются знаниями, признаками которых выступают объективность содержания и субъективность их формы. Абстрактно-философское понятие “субъективность формы” в социологическом плане означает целый комплекс социальных факторов, влияющих на содержание всяких вообще представлений. Это прежде всего: а) историческая ограниченность любого знания; б) зависимость всяких вообще представлений от положения в социальной структуре тех, кто занимается производством таких представлений. Во всех существовавших до сих пор обществах всегда находились социальные слои, заинтересованные в социальном контроле, который часто достигается путем искажения и даже полного дезавуирования культурноисторической значимости научных знаний, научной картины мира вообще. Поэтому всякая научная теория, а особенно социальная, с неизбежностью обретает значение идеологии. Но наличие идеологической функции у теоретического знания приводит к тому, что возникают различные интерпретации проблемы истинности таких знаний. Например, в прагматизме истинность подменяется выгодой, полезностью. Теоретическая рациональность здесь как бы отрывается от своего носителя, психики человека и его чувственности. Это означает, что поведение индивида обусловливается преимущественно холодным расчетом, а не всей совокупностью его духовных качеств. Собственная значимость для индивида превращается в превалирующий и при том оценочный критерий его отношения к окружающему. В этих условиях рациональность практически вытесняет элементы чувственной духовной культуры и, прежде всего, такие, как сострадание, соучастие и т. д. И, наконец, обусловленное социальными факторами наличие идеологической функции у научного знания дает возможность использовать научные методы для усиления социального контроля путем разработки и практического применения технологий социальных манипуляций, а также для усиления эффективности манипулятивных технологий, отождествлять научное знание с различными утопическими, мифическими и прочими иллюзиями. См. также Рационализм, Рациональность и Холодный расчет.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ТЕОРИЯ
от греч. theoria - рассмотрение, исследование, учение) - термин "Т." многозначен; в современной методологии науки он определяется в узком и специфическом смысле по сравнению с толкованием, к-рое часто встречается в обыденной речи, когда теория отождествляется с любой совокупностью взглядов и ипрй отличающихся от практических действий. В методологии науки Т. рассматривается как наиболее сложная и развитая форма организации на учн. знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности - объекта данной Т. Другие формы научн. знания - факты гипотезы, законы, классификации, типологии - генетически могут предшествовать Т., взаимодействовать с нею в системе науки и даже являться ее элементами. В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты Т.: исходную эмпирич. основу, к-рая включает множество эмпирич. понятий, фактов, получивших или требующих теоретич. объяснения; исходную теоретич. основу - множество теоретич. понятий, первичных допущений, постулатов, аксиом, законов Т., в совокупности описывающих идеализированный объект Т.; логический аппарат Т. - правила логического вывода и доказательства; совокупность выведенных в Т. понятий и утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретич. знания. Методологически центральную роль в разработке Т. играет лежащий в ее основе идеализированный объект - теоретич. модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализации. Эта модель строится на основе научн. парадигмы. Построение идеализированного объекта - необходимый этап создания любой Т. в специфических для разных областей знания формах. Идеализированный объект может выступать в разных формах, предполагать или не предполагать математич. описания, содержать или не содержать момента наглядности, но при всех условиях он должен быть конструктивным средством развертывания всей системы Т. Этот объект становится не только теоретич. моделью реальности; он неявно содержит в себе определенную программу исследования, к-рая реализуется в построении Т. Соотношения элементов идеализированного объекта - как исходные, так и выводные - представляют собой теоретич. законы, к-рые, в отличие от эмпирических, формируются не непосредственно на основе изучения фактов, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Лит.: Грязнов B.C., Дынин Б.С., Никитин E. Теория и ее объект. М., 1973; Степин B.C. Становление научной теории. Минск, 1976; Рузавин Г.И. Научная теория. М., 1978; Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Эксперимент, модель, теория. М., 1982; Тернер Дж. Структура социологической теории. М. 1985. Логика социологического исследования, М. Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парадигма, предмет и структура социологического знания//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М. 1996. А.В. Кабыща.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Теория
утверждение о том, как и почему связаны между собой отдельные факты. Это набор предположений или гипотез с целью объяснения того или иного явления.
Теория обычно строится на некоторых допущениях, которые ученые формализуют, публикуют, обсуждают и проверяют. Например, теории личности можно определить как «набор допущений и концепций о том, как лучше рассматривать и исследовать людей». Теория дает структуру или модель, с помощью которых можно наблюдать реальность и прогнозировать развитие событий. Это способ организации информации, позволяющий ее передавать и дополнять. Концепции, содержащиеся в теориях, пытаются описать реальность, однако сами по себе реальностью не являются. Теория организует знания в форму, удобную для их применения и передачи, облегчает понимание, повышает надежность и полезность. Теории должны быть прикладными, т. е. объяснять то, для чего были созданы, в противном случае их применение ограничено. В социальной работе «правильные» теории помогают объяснить поведение.
В сфере социального обеспечения следует различать, во-первых, теории, «заимствованные» из социальных наук; во-вторых, теории, пытающиеся объяснить природу и функции социальной помощи в обществе, и, в-третьих, теории, разработанные теми, кто непосредственно трудится в сфере социальной работы и в смежных областях. Существует множество примеров первой группы теорий, поскольку социальная работа и социальное обеспечение опираются на достижения социальных наук, в частности социологии, психологии и политологии. Социология показывает устойчивые стереотипы общественного неравенства, описывает социальные силы, расширяя тем самым представления о социальных изменениях и социальной стабильности, выдвигает плодотворные идеи о природе отклоняющегося поведения. Психология преимущественно исследует индивида и межличностные процессы, облегчая понимание индивидуального развития на протяжении жизни, особенностей мышления и мировосприятия, мироощущения, взаимодействия и групповой динамики. Политология, со своей стороны, занимается природой власти, ее распределением и регулированием в обществе. Все социальные науки пытаются представить поведение индивидов в контексте социальных факторов. Одни теории концентрируют внимание на обществе в целом, другие – на отдельных аспектах общественных отношений в семье, сообществе. Все без исключения теории пытаются выделить основные составляющие изучаемых процессов, чтобы понять, как эти составляющие взаимодействуют друг с другом. (См., например, СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС, МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ, НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ, ГРУППЫ ВЛИЯНИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ.)
Второй набор теорий пытается объяснить природу социального обеспечения в обществе. Многие исследователи проводят сравнительный анализ социального обеспечения в разных обществах, при этом обнаруживаются различные взгляды на обязанности государства, индивидов и семьи. В целом роль идеологии в организации социального обеспечения считается важной. На микроуровне социальная работа иногда подвергается критике как средство социального контроля и форма угнетения. Теоретический анализ функций социальной работы призван выявить эти составляющие угнетения и способствовать их устранению. (См. РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА.)
Третья группа теорий, разработанных исследователями в области социальной работы, включает теории гораздо более узкие, которые скорее могут считаться методическими подходами. К этим теориям относятся проблемо-центрированные методы, ТЕОРИЯ СИСТЕМ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ и кризисное вмешательство. (См. ПРОБЛЕМНО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ РАБОТА, ВМЕШАТЕЛЬСТВО КРИЗИСНОЕ.) Сторонники этих подходов придерживаются различных теоретических взглядов. Так, в рамках проблемо-центрированного подхода проблемы выделяются в процессе переговоров между работником и клиентом, причем учитываются представления о происхождении этих проблем. Сходным образом теорию систем можно применять консервативно или радикально в зависимости от того, какие факторы играют важнейшую роль в данных обстоятельствах (иначе говоря, теория систем используется в сочетании с социалистическими либо консервативными представлениями об обществе). Консультирование также принимает ряд различных форм, а способ кризисного вмешательства определяется мировоззрением специалиста и клиента. Так, отношение феминиста к женщине, ставшей жертвой изнасилования или ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ, будет в корне отличаться от отношения специалиста с более традиционными взглядами на роль женщины в обществе.
Многие специалисты недооценивают теоретические подходы, считая себя практиками, не нуждающимися в теории. Конечно, и они используют теоретические подходы, хотя не всегда это осознают.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ТЕОРИЯ
греч. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение, букв. - "зрелище", "инсценировка") - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности (предметного поля объяснений и интерпретаций).
В классической науке Т. в идеале должна представлять собой систему ее законов и презентировать основной категориально-понятийный аппарат ее описания (понимания, истолкования, интерпретации, объяснения и прогнозирования, при акцентуализации последних двух процедур). Она представляет собой дедуктивно (в большинстве случаев) простроенную систему организации знания, вводящую правила логического вывода более конкретного знания (следствий) из наиболее общих (в пределе - аксиоматических) для данной Т. оснований-посылок. В идеале "правильно" построенная Т. является открытой как в сторону исследования фактов, так и в сторону метатеоретических исследований, в которых она согласовывается с другими Т., имеющими отношение к данной предметно-проблемной области ("фрагменту"). Т. различаются по характеру решаемых задач, способам своего построения, типам реализуемых процедур.
Различают: 1) гипотетико-дедуктивные Т., характеризующиеся иерархической соподчиненностью своих компонентов, обеспечивающей переход от высказываний к высказываниям без привлечения дополнительной информации, и нацеленностью на процедуры объяснения; 2) дескриптивно-прогностические Т., построенные из пропозициональных утверждений примерно одного уровня обобщения (что не требует иерархической соподчиненности), обеспечивающие согласование с эмпирическим (фактуалистическим) уровнем знания и нацеленные на описание (как возможную базу для построения моделей и прогнозов); в этом смысле используют и термин "феноменологические Т."; 3) индуктивно-дедуктивные Т., занимающие срединное положение между первыми и вторыми; 4) формализованные Т. логики и математики.
В структуре "полностью" развернутой Т. выделяют: 1) фундаментальную теоретическую схему - исходные принципы, универсальные (для данной Т.) законы, основные системообразующие категории и понятия; 2) возможные дополнительные частные теоретические схемы, конкретизирующие и проецирующие фундаментальную теоретическую схему на сопредельные предметные области; 3) идеализированную (концептуальную) схему (модель, объект) описываемой области с "прописыванием" основных связей между ее элементами (структурно-организационный срез предметного поля), на которую проецируются интерпретации всех утверждений Т.; 4) логическую схему Т., включающую множество допустимых внутри Т. правил вывода, способов доказательства и принципов ее "оформления"; 5) языковой тезаурус, синтаксис как нормы построения правильных языковых выражений и предъявления полученных результатов (логико-математические Т. вообще понимаются как совокупность предложений некоторого формализованного языка); 6) интерпретационную схему, программирующую возможность перехода от концептуальной (реже - фундаментальной) схемы к уровню фактов и процедур наблюдения и эксперимента (задающую операциональный смысл Т.); 7) совокупность законов и утверждений, логически выведенных из фундаментальной теоретической схемы.
Таким образом, Т. представляет собой систему логически взаимосвязанных утверждений, интерпретируемых на идеализированных предметностях, презентирующих ("референтирующих") тот или иной "фрагмент" изучаемой действительности. Иначе: Т. есть сеть (как целостность) простроенных из исходных концептов конструктов, связанных определенной совокупностью "выведенных" высказываний относительно них. Т. должна максимально полно объяснять известные факты, "подводя" их под систему связей-законов, конституируемых как "лежащие в их основе". В то же время, эвристическая сила Т. определяется ее способностью предсказывать еще неизвестные факты, расширяя сферу "познанного". По отношению к Т. осуществляется ряд процедур ее обоснования: верификация, фальсификация, методологическая рефлексия ее оснований, фальсифицирующая критика оснований Т.-"конкурентов" (особенно в социогуманитарном знании), переконструирование архитектоники и другие процедуры более частного порядка. Фактически, в данном случае речь идет о "натурализации" теоретических схематизмов как описывающих не только идеальные, но и "действительные" объекты, т.е. об фиксации области применения Т. (реальных ситуациях опыта). Переход от схематизмов Т. к уровню фактов осуществляет достаточно подвижный (подвергаемый постоянным переформулировкам) слой гипотез (вытекающих из Т., но обосновываемых эмпирическими данными).
Таким образом, каждая Т. обладает определенным объяснительно-прогностическим потенциалом, указывающим на ее "силу". Последняя влияет на: 1) способность Т. "экспансировать" в сопредельные предметные, даже дисциплинарные области; 2) "конкурентноспособность" Т. в ее столкновении с другими Т., претендующими на объяснение и прогнозирование той же предметной области, но с других теоретико-методологических (концептуальных) оснований. В последнем случае речь может идти о двух разных эпистемологических ситуациях: 1) случай конкурирования "старой" и "новой" теоретических систем; 2) случай конкурирования между собой двух (и более) "новых" концептуальных схем (моделей, гипотез), претендующих на свою институционализацию в качестве Т. той или иной предметной области.
Дополнительными основаниями различения "силы" Т. являются: 1) критерий конструктивности (архитектоника Т.), 2) критерий простоты (способность Т. "сокращать", "сжимать" знание, увеличивать свою информационную "емкость" без дополнительного усложнения своей архитектоники). С методологической точки зрения любая Т. должна стремиться к максимальной полноте и адекватности описания, целостности и выводимости своих положений друг из друга, внутренней непротиворечивости. Актуализация тематики "выбора" Т. сместила акценты общеметодологической рефлексии с проблем "внутренней" организации знания на проблемы его "вписанности" в более "широкие" знаниевые системы, с логического и языкового анализа Т. на вопросы институциональной организации знания, что было закреплено как переход от "неопозитивистской" к "постпозитивистской" фазе в развитии аналитической философии, сделавшей научное знание основным предметом своих анализов. В фокус внимания общеметодологической рефлексии в этом случае попадают проблемы, связанные с рассмотрением вопросов идеалов и норм научного познания; научные картины мира, внутри которых формируются конкретные Т., или которые формируются (изменяются) под воздействием тех или иных Т., а также стратегии, применяемые определенными научными сообществами для закрепления своего доминирующего положения или для достижения такового в той или иной дисциплинарной области. В наиболее широком контексте речь идет о "вписанности" рассматриваемых Т. в систему культуры в целом, об их роли в описаниях (самоописаниях) последней. В этом случае содержание термина "Т." максимально расширяется вплоть до обсуждения теоретической компоненты и способов ее "оформления" в познавательных практиках того или иного типа культуры. В результате понятие Т. соподчиняется с понятиями (или даже заменяется ими) исследовательской программы (термин конституирован Лакатосом), как презентирующей те или иные исследовательские стратегии, или парадигмы (термин конституирован Куном), как презентирующей те или иные видения исследуемой реальности. У истоков "релятивизации" понятия Т. стоял Поппер , у которого начало и завершение определенного этапа изменения знания маркируются проблемами, а само знание трактуется как принципиально гипотетическое.
Из постпозитивистских дискурсов берет начало тенденция оспаривания понимания развития Т. как куммуляционного процесса. Представления об "усовершенствовании" и "развертывании" Т. в период "нормальной науки" были дополнены представлениями: 1) о "научной революции" и смене конкурирующих парадигм (Кун), 2) о переинтерпретации "защитного пояса" инвариантного ядра исследовательской программы (Лакатос), 3) о "методологическом анархизме", т.е. о равноправии различных сосуществующих Т., что только и способно служить гарантом того, что факты будут замечены и должным образом оценены (Фейерабенд). В этом же ключе можно понимать и введенное Фуко понятие эпистемы, а также анализ "эпистемологических разрывов" Г. Башляром.
Важную роль в пересмотре понятия Т. сыграли также: 1) введение Мертоном понятия "Т. среднего уровня" , как опосредующей фундаментально-теоретическое и эмпирически-процессуальное (фактуалистическое) знания; 2) формирование представлений о метатеоретическом уровне организации знания (метатеория и метаязык), позволивших максимально дистанцироваться от конкретно-предметных "фрагментов", описываемых той или иной Т., и выйти на уровень методологической рефлексии над научным знанием того или иного рода или над научным знанием как таковым, с одной стороны, и на "вписывание" теоретического знания в контекст культуры - с другой.
С середины 20 в. наметилась тенденция обособления методологии от научно-теоретического (и философского) знания в особую область знаниевых практик (неорационализм, системо-мыследеятельностная (СМД) методология и др.). Универсальность Т. как высшей формы организации знания постоянно ставилась под вопрос в социогуманитарном знании (начиная с неокантианства). В этой связи обсуждались такие формы его организации как типологизация, идеальные и конструктивные типы и т.д. В более "мягких" версиях критики предлагалось снятие наиболее "строгих" требований, предъявляемых к Т. любого рода, а сама она фактически приобретала вид научной концепции, как задающей видение, логику и средства (концепты) описания той или иной исследуемой области. (В традиции аналитической философии близких взглядов придерживается Тулмин, рассматривающий науку как совокупность эволюционизирующих популяций понятий и объяснительных процедур.) Существенным в этом отношении было и формулирование тезиса о принципиальной мультипарадигмальности (плюралистичности) социальных и гуманитарных дисциплин. Не менее важным для понимания сути и природы научного знания оказались и представления о нем не только (и не столько) как о дисциплинарно-предметно организованном (а тем самым "стремящимся" к выражению себя в форме предельно эвристичной Т.), а как о знании дискурсивном, порождающем специфические дискурсы и коммуникации особого рода. также: Гипотеза, Наука, Дисциплинарность, Знание.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
106.48 кб

Теория и практика общинного воспитания в кибуце

Филиппова Светлана Львовна
В статье анализируются проблемы, раскрывающие вопросы теоретического обоснования, практического воплощения и развития модели социального общинного воспитания в израильском кибуце.
Читать PDF
269.89 кб

Национальный ХАРАКТЕР как социокультурный феномен: теория, методология исследования

Азашиков Г. Х.
Читать PDF
258.26 кб

Теория «кулацкого саботажа» и управленческий аппарат колхозов юга России 1930-х гг.

Левакин А. С.
В статье осуществлен анализ социального состава колхозной администрации Юга России 1930-х гт. с целью установления правомерности теории «кулацкого саботажа». Обоснован авторский вывод о том, что в 1930-х гг.
Читать PDF
235.72 кб

Теория и практика принятия политических решений в социальной сфере

Смаль С. В.
Статья посвящена исследованию процесса принятия политических решений как социально-политического и административного механизма общественного развития, от состояния которого зависит стабильность социума, благополучие граждан и мног
Читать PDF
487.14 кб

Теория менеджмента: планируемые перемены и организационное развитие

Колыхалова Галина
The article introduces the elements of management in the process of organization renewal.
Читать PDF
314.40 кб

Теория и практика реализации духовно-нравственной составляющей в патриотическом воспитании молодежи

Константинов Сергей Александрович
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования патриотического воспитания детей и молодежи в отечественных учебных заведениях на основе реализации духовно-нравственной составляющей этого в
Читать PDF
361.61 кб

Теория Г. Спенсера в свете современных системных представлений

Осипова-дербас Лариса Витальевна
Два знаменитых эволюциониста Г. Спенсер, главным направление исследований которого была социальная эволюция, и Ч. Дарвин, исследовавший эволюцию биосферы Земли, жили и работали в одно время и в одной стране. Г.
Читать PDF
161.77 кб

Социальная политика российского государства: теория и практика реализации в Вооруженных Силах Россий

Кончугов А. В.
Читать PDF
375.71 кб

Теория и методика идентификации научных школ в библиографоведении

Захарчук Татьяна Викторовна
Приводится определение понятия «научная школа в библиографоведении», рассмотрены основные признаки библиографоведческой научной школы, представлена методика идентификации научной школы в библиографической науке.
Читать PDF
185.55 кб

Теория образовательных неудач Б. Бернштайна в свете социологии языка

Макушева Мария Олеговна
Рассматривается теория образования Б. Бернштайна в связи с теорией социальной дифференциации языка.
Читать PDF
113.91 кб

Истоки трудовых конфликтов в постиндустриальном обществе: теория «Симулякров» социального бытия Ж. Б

Едигарёва Юлия Геннадьевна
Для объяснения феномена трудовых конфликтов между старыми сотрудниками и «новичками» организации автором в качестве методологии используются идеи симулякров Ж. Бодрийяра.
Читать PDF
498.66 кб

Идеология как теория социального бытия

Хмылев Владимир Львович
Кратко обозначена ситуация, сложившаяся в науке и философии относительно роли идеологии в современном обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Теория практик: социально-философский потенциал концепции

Дьяков Андрей Андреевич
Статья посвящена анализу теории практик; эксплицируются социально-философские основания концепции.
Читать PDF
389.07 кб

Теория нормализации процессов: объяснительная модель инноваций в медицине (некоторые критические зам

Мельникова Ольга Олеговна
Представлена попытка понять суть теории нормализации процессов (Normalization Process Theory, далее ТНП), основанной на социологических подходах и предлагающей свою объяснительную модель процессов включения новых технологий в сфер
Читать PDF
0.00 байт

Теория прогресса С. Н. Южакова и М. А. Энгельгардта

Антонова Ольга Геннадьевна
В статье рассматриваются социологические воззрения известных отечественных ученых С. Н. Южакова и М. А. Энгельгардта, на сущность прогресса, общественное развитие, нравственность личности как продукт цивилизации.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • НАУКА УПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ

    management science and administrative theory) — совокупность универсальных принципов и понятий, связанных с формальной теорией организации (см. Теория организации). Упоминаемый иногда как "классическая школа управле
  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ

    administrative theory) — см. Наука управления и административная теория.
  • Теория речевой аккомодации

    Теория, разработанная британским психолингвистом Ховардом Гайлсом в рамках социально-психологического направления социолингвистики, объясняющая место и роль когнитивных и эмоциональных проце
  • Акмеология и теория развития

    в предмете акмеологии изучение механизмов развития занимает ключевое место, так как только естественное и организованное изменение человека, формирование механизмов развития предопределяет во
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ

    социологич. теория причин преступности в современном об-ве, предложенная Р. Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям, к-рые приписывают неудовлетворительное функционирование
  • Стадиальная теория антропогенеза

    теория антропогенеза, утверждающая, что в ходе эволюции человека последовательно сменялись несколько стадий предков человека: австралопитеки (протантропы) - архантропы - палеоантропы - неоантроп
  • СОЦИАЛЬНО-АПРОБАТИВНАЯ ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОЙ САНКЦИИ

    базируется на идеях французских социологов XIX – XX вв. (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль). Данная теория рассматривает категории добра и зла с точки зрения соответствующей санкции общества, одобряющего одн
  • ТЕОРИЯ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ

    совокупность теоретических обобщений о каузальной атрибуции - интерпретации причинности в процессе соц. восприятия. Основания Т к.а сформулировал Ф. Хайдер, разработавший основные категории и пр
  • АТРИБУЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

    attribution theory) - совокупность теорий, ведущих свое происхождение от работы Ф. Хайдера ("Психология межличностных отношений", 1958) и пытающихся объяснить, чему люди приписывают причину поведения других и
  • Тригибридная теория заселения Австралии

    выдвинута Мэтью и развита Бедселлом. На основании исследования антропологических вариаций у аборигенного населения они пришел к выводу, о существовании трех волн заселения Австралии: первую сос
  • ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ

    англ. Welfare State theory; нем. Wohlfahrtstaat, Theorie vom. Теория, утверждающая, что современное капиталистическое общество. Государсто в индустриально развитых странах гарантирует каждому его члену высокий уровень
  • БОЛЬШАЯ ТЕОРИЯ

    GRAND THEORY) Термин, предложенный Ч.Р. Миллсом для обозначения — в уничижительном смысле — социологических теорий, сформулированных на весьма абстрактном концептуальном уровне, таких, как теории Т. Па
  • Бурговая теория

    исходит из понимания города первоначально как оборонительного, а затем – как политико-юридического явления: та же защитная функция, но уже не силовыми, а правовыми средствами.
  • Теория бюрократии М.Вебера

    Вебер считал бюрократию самым чистым видом легального господства. Но ни одно государство не может быть целиком бюрократическим, на вершине стоит либо монарх, либо президент, либо избранные лидер
  • ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

    см. АКСИОЛОГИЯ.
  • Теория центральных черт личности

    теория, согласно которой центральные черты личности — это такие характеристики человека, которые способны полностью предопределить впечатление о нем.
  • Теория человеческих отношений в промышленности

    концепция управления трудом в условиях капиталистического производства, которая с целью повышения его эффективности делает акцент на применении морально-психологических стимулов. Возникновени
  • ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    англ. theory, human relations; нем. Theorie der "human relations". Теория (Э. Мэйо, У. Мур, Ж. Фридман и др.), заменившая свойственный тейлоризму биологический подход к человеку анализом психо-соц. деятельности индивида, выдви
  • ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

    концепция, рассматривающая человеческую составляющую организации в терминах стоимости и цены.
  • ТЕОРИЯ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ

    trait theory) - форма теории личности, рассматривающая индивидуальные различия с точки зрения ряда относительно постоянных независимых черт. Черта есть биполярная конструкция (например, умный-глупый; с