ТОМАС УИЛЬЯМ АЙЗЕК

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Томас, Уильям Айзек
1863-1947) - американский социолог и социальный психолог.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ТОМАС УИЛЬЯМ АЙЗЕК

Thomas, William) (1863-1947) - американский социолог-первопроходец, основатель Чикагской школы. Его главная работа (в соавторстве со Знанецким) — "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918—1920). Наиболее известен подходом истории жизни для отражения социальной истории в биографиях индивидуумов. Тема, пронизывающая все его творчество, — связь между культурой и личностью с помощью метода, который ставит индивидуума в центр изучения. Он также сформулировал идею об определении ситуации социальным актором, поясненную в его самом расхожем афоризме: "Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны и в своих выводах".

Источник: Большой толковый социологический словарь

ТОМАС (Thomas) Уильям Айзек
1863-1947) - амер. социолог, представитель психологизма в социологии. Ядро теории Т. - понятие соц. ситуации, включающее три взаимосвязанных элемента: объективные условия (соц. нормы и ценности); установки индивида и группы; определение ситуации действующим лицом. В написанной совместно с Ф. Знанецким книге "Польский крестьянин в Европе и Америке" (The Polish Peasant in Europe and America. Vol. 1-5. 1918-1920) основное внимание уделено анализу второго элемента. Когда определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, возникают конфликты и соц. дезинтеграция, порождающая многие болезни современного об-ва. Совместно со Знанецким Т. разработал типологию личностей по характеру приспособляемости людей к соц. окружению: мещанский тип (для него характерны традиционные установки); богемный тип (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень приспособляемости); творческий тип (для него характерна установка на творческую деятельность). Т. утверждал, что развитие обществ. жизни и культуры определяется лишь творческими личностями, способными на изобретения и нововведения; источник прогресса он видел в психологич. качествах людей, их темпераменте. Соч.: The Polish Peasant In Europe And America (with F.Znanetski).Vols 1-5. Chic, 1918-1920; The Child In America (with D.S. Thomas). N.Y., 1928; On Social Organization And Social Personality. Chic, 1966. И.С. Добронравов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ТОМАС (Thomas) Уильям Айзек
1863-1947) - американский социолог, представитель чикагской школы.
Первой заявкой на лидерство чикагской школы в области эмпирической социологии была работа Т. и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918-1920). В ней были реализованы и апробированы на практике основные идеи социологической теории Т., ядро которой - понятие социальной ситуации, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы; определение ситуации действующим лицом. Главное внимание в названной работе уделено анализу соответствия второго и третьего элементов. Если определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, то возникает социальная дезинтеграция, порождающая многие болезни современного общества. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах, законах, ценностях. Определение ситуации индивидом, исходя из его собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, свидетельствует о его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида. Исходя из этого, Т. совместно со Знанецким разработали типологию личностей по характеру их приспособляемости к социальному окружению: мещанский тип (для него характерны традиционные установки и стереотипы); богемный (нестойкие и слабо связанные между собой установки); творческий (логически взаимосвязанные между собой установки и творческие потенции, обусловливающие оптимальное определение ситуации).
Т. утверждал, что развитие общественной жизни и культуры определяется творческими личностями, способными к экономическим, политическим и технологическим инновациям. В развитии техники социологического исследования большую роль сыграло использование Т. личных документов (биограмм) - писем, дневников, автобиографий. Работы Т. знаменовали переход американской, а затем и европейской социологии к эмпирическим исследованиям.
Г.Н. Соколова

Источник: Социология: энциклопедия

ТОМАС Уильям Айзек
(13.08.1863, Рассел, Виргиния,— 05.12.1947, Беркли, Калифорния) — амер. социолог и социальный психолог. Учился в ун-тах Теннеси, Геттингена, Берлина, где изучал «психологию народов» и этнологию под влиянием М. Лацаруса, X. Штейнталя, В. Вунд- та; с 1893 по 1918 г.— проф. Чикагского ун-та; президент Амер. социол. об-ва (1927). Социол. теория Т. неоднородна и отличается резким переходом от психологизаторской направленности ранних работ, исследующих установки индивидов и групп, к ситуативным («ценностным») характеристикам человеческого поведения. В первых исследованиях Т. по социологии секса в основе мотивов поведения и установок он усматривает четыре «желания» — нового опыта, безопасности, признания и господства,— к-рые затем считает возможным свести к двум осн.— голоду и сексуальному голоду (т. е. к мотивам инстинктивной природы). Позже в «Польском крестьянине в Европе и Америке» (1918—1920) «желания» (установки) трактуются уже как частично биологические и частично социальные. В 20-е гг. Т. рассматривает социальное поведение с т. зр. «ситуативного» подхода: мотивы поведения не устанавливаются заранее (как «желания», инстинкты), в соответствии с к-рыми затем описывается поведение, а обнаруживаются в ходе наблюдения и сравнения поведения в различ. ситуациях. «Определение ситуации» на групповом уровне дает представление о нормах и законах, ценностях. «Определение ситуации» индивидом, исходя из собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, дает представление о его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида. В зависимости от этого Т. и Знанецкий различают три осн. психологических типа: мещанский (филистерский), богемный и творческий (способный к оптимальному «определению ситуации»). «Определение ситуации» как взаимодействие «установок» и «ценностей» ориентировано Т. гл. обр. на индивидуальное поведение и оказывается субъективным по существу: «Если люди определяют ситуации как действительные, то они действительны по своим последствиям» [2].
Психологизм в «определении ситуации» и человеческого поведения вообще обусловил сомнения Т. в возможности «закона» в социологии; Т. допускал лишь вероятные предположения, основывающиеся на тщательном изучении ситуации. Отсюда предпочтение им интроспективных методов (анализ личных документов, биограмм, включенное наблюдение и т. п.). Несмотря на то что работы Т. не отличаются систематизированным изложением теории и строгим соответствием ей обширного эмпирического материала, они все же оказали значит, влияние на развитие эмпирических исследований и использование предложенных Т. методов социол. исследований (особое значение здесь имеет «Польский крестьянин в Европе и в Америке»).

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.