ТРАДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬТРАДИЦИОННОСТЬ

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 9 определений термина ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

TRADITIONAL SOCIETY) См.: Примитивное общество.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ

англ. society, traditional; нем. Gesellschaft, traditionelle. Доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социо-культ. регуляции всей жизни, основанном на традиции. См. ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Традиционное общество

это общество, для которого характерно:

a) естественное разделение и специализация труда (преимущественно — по половому признаку);

b) персонализация межличностного общения (непосредственно индивидов, а не их должностных и социальных статусов);

c) неформальное регулирование взаимодействий, определяемое традициями, неписаными законами религии и морали;

d) “семейный” (кровно-родственный) тип организации общества;

e) примитивная система управления общностью (правление старейшин, наследственная власть).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь по социологии

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

доиндустриальное, преимущественно аграрное, сельское общество, которое противопоставляется современному индустриальному обществу в базовой социологической типологии "традиция – современность".

Для традиционного типа социальных отношений, которые обычно определяются как солидаристские, общинные, характерны следующие черты:

1. невыделенная индивидуальность, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии;

2. приоритет непосредственных межличностных, внутригрупповых, прежде всего родственных, связей, групповая солидарность;

3. приписанный (аскриптивный) социальный статус и ограниченная социальная мобильность;

4. жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия;

5. групповая идентичность и ценностно-нормативные систем, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и солидарность ( конформизм, патернализм и т.п.).

В современной социологии, постепенно преодолевающей западноцентристский подход, прямое противопоставление традиционности и модерности считается упрощением. Традиционные черты перестают оцениваться как всецело негативные, препятствующие социальным изменениям и экономическому росту и все чаще рассматриваются как ресурс прогрессивных изменений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС

Традиционное общество

доиндустриальное, преимущественно аграрное, сельское общество, которое цротивопоставляется современному индустриальному обществу в базовой социологической типологии «традиция — современность». Для традиционного типа социальных отнощений, которые обычно определяются как солидаристские, общинные, характерны следующие черты: невыделенная индивидуальность, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии; приоритет непосредственных межличностных, внутригруп-повых, прежде всего родственных, связей, групповая солидарность; приписанный (аскриптивный) социальный статус и ограниченная социальная мобильность; жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия; групповая идентичность и ценностно-нормативные системы, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и соли-дарность (конформизм, патернализм и т. п.). В современной социологии, постепенно преодолевающей западноцентристский подход, прямое противопоставление традиционности и модерности считается упрощением. Традиционные черты перестают оцениваться как всецело негативные, препятствующие социальным изменениям и экономическому росту, и все чаще рассматриваются как ресурс прогрессивных изменений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

traditional society) - не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько десятилетий стало считаться весьма спорным и избегаться многими социологами. Проблемами, связанными с применением термина, являются: (а) он употреблялся для описания широкого разнообразия обществ, в действительности заметно отличавшихся друг от друга (см. Аграрное общество; Племенное общество; Древнее общество Феодальное общество); (б) хотя темпы социального изменения в таких обществах медленнее, чем в индустриальных, было бы ошибочно полагать, будто никаких изменений не происходит вовсе; (в) он получил хождение в социологии, когда систематическое знание не индустриальных обществ было еще слабым; (г) он связан с теорией модернизации, которая подверглась критике за проведение сверхупрощенного контраста между традиционным и современным; (д) сверхупрощения, содержащиеся в термине, приводят либо к романтизированному, либо к уничижительному изображению

таких обществ. Пример сомнительного употребления термина дают ученые, когда доказывают, что современное японское общество отличается от западноевропейского более сильными пережитками традиционного общества в Японии. Это игнорирует факты, что все общества в их нынешних социальных обустройствах несут характерные черты своего прошлого, ни одно из них не испытывало полного разрыва между так называемым традиционным и современным, такие черты прошлого могут быть более разительны для западных наблюлателей по причине незнания, добавляя тем самым европоцентричность к списку проблем. Далее, в 19-м столетии в политических целях и ради учреждения национальной идентичности государство решило активно продвигать то, что считалось аспектами традиционной Японии. Таким образом, "традиционное", вероятно, было новшеством (см. Хобсбаума и Рейнджер, 1983).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый социологический словарь

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ

понятие, обозначающее совокупность об-в и обществ. укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Первоначально употреблялось по отношению к архаическим обществ. укладам на докапиталистич. стадиях развития. В основе деления об-в на "традиционное" и "современное", или "индустриальное", лежит апология современного капитализма как "наивысшего" этапа в развитии человечества. Проблема О.т. в этом смысле понимается как проблема "модернизации" его структур, т. е. разрушения старых форм обществ. жизни и ускорения индустриального развития, приобщения к "зап. цивилизации". О противоположности "традиционного" и "современного" об-в в той или иной степени писали все крупнейшие зап. социологи - О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер; разработка проблем О.т. в современной социологии связана с именами Р. Редфилда, М. Леви, У. Ростоу, Д. Эптера, С. Эйзенштадта и Ф. Риггса. В своей классич. форме теории О.т. опирались на ярко выраженную дихотомию "примитивного" и "развитого" об-ва, причем критерии развитости сводились к параметрам, связанным в основном с уровнем технологии. В частности, У. Ростоу относил к традиционным об-ва, неспособные порождать и использовать технич. новшества, в к-рых существует предел росту производства продуктов на душу населения. М. Леви связывает существование О.т. с отсутствием специализации и дифференциации производственных и обществ. функций. Кризис прежних теорий О.т. привел к некрой модернизации установок теоретиков "модернизации", заставив их пересмотреть свои позиции по вопросу о "гомогенности" О.т. В настоящее время ведущими теориями О.т. являются теории "многомерных моделей" Ф. Риггса и Д. Эптера. Особенностью этих теорий является отказ от подчеркивания "цивилизаторской миссии" зап. технологии, признание неоднородности О.т., стремление найти новые критерии оценки "развитости" об-ва, в т. ч. учесть "человеческие", в основном психологич., факторы. Развитием классич. теорий О.т. являются также различн. теории "плюралистических" О.т., характеризующие его как культурно разнородное и социально разобщенное об-во, а также теория "патримониального об-ва" С. Эйзенштадта, описывающая О.т., в к-ром старые формы жизни разрушены, а новые соц.-политич. структуры пока не сложились. Лит.: Эволюция восточных обществ сим о и современного. М" 1984; Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: 1985. В.М. Иванов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Традиционное общество

доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О. базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т.О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально- культурная антропология не оперирует понятием Т.О. С ее позиций это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социокультурные отличия между народами, находящимися на стадии развития «присваивающего» хозяйства (охота и собирательство) и теми, которые прошли стадию «неолитической революции», могут быть не менее и даже более значительными, чем между «доиндустриальными» и «индустриальными» обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики пред-индустриальной стадии развития используется более адекватная, нежели понятие «Т.О.», терминология – «аграрное», «аграрно-письменное общество» и т.д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О. базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т.О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально-культурная антропология не оперирует понятием Т.О. С ее позиций это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социокультурные отличия между народами, находящимися на стадии развития "присваивающего" хозяйства (охота и собирательство) и теми, которые прошли стадию "неолитической революции", могут быть не менее и даже более значительными, чем между "доиндустриальными" и "индустриальными" обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики пред-индустриальной стадии развития используется более адекватная, нежели понятие "Т.О.", терминология - "аграрное", "аграрно-письменное общество" и т.д.

П.В. Терешкович

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено книг по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0