ТВОРЧЕСТВО

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Творчество
Деятельность, результатом которой является создание новых по замыслу материальных и духовных ценностей.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

ТВОРЧЕСТВО
англ. creation; нем. Schopfertum. Деятельность, отмеченная неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Творчество
эмоция (по определению А. Бергсона), новация (по определению В.А. Кутырева), но не произвольная, а воплощающая тенденции существующей реальности.

Источник: Социология морали: метод. указания по спецкурсу.

Творчество
деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

ТВОРЧЕСТВО
деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, Т. обусловливается культурой той сферы, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.). Т. представляет собой не только деятельность человека или коллектива по созданию новых оригинальных ценностей, но также и способы, формы ее воплощения и потребления в духовной и материальной сферах.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Творчество
специфическая человеческая деятельность, сочетающая в себе ее значение как имманентного свойства человека, так и признаки ее как способа существования действительности и состоящая в приумножении материальных и духовных ценностей, наделенных новыми авторскими смыслами. Творчество – важнейший способ восхождения человека к индивидуальности, осуществимости его потенциала. Творчество – основной механизм становления и реализации индивидуальности. Творчество – путь к оздоровлению человека, важнейший элемент здорового образа жизни. В процессе творчества происходит становление все более искусных способов творческой деятельности, характеризующихся уникальностью и подлинностью, и вместе с тем возникают устойчивые, стереотипные качества деятельности, которые закрепляются как в механизмах соответствующих действий, так и в стилевых особенностях поведения и чертах характера человека. Творчество – главный способ формирования профессионализма и мастерства, с одной стороны, а с другой – критерий профессионализма и мастерства.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ТВОРЧЕСТВО
это чрезвычайно сложный феномен. Как результат деятельностного взаимодействия человека с миром Т. проявляется в многообразии форм и явлений. Это не единичный акт, а длительный и сложный процесс, в котором одинаково важны и интуитивные скачки, и долгие тщательные исследования, это радость открытия и разочарование, это созидание жизни и ее разрушение и т.д. Но в любых своих проявлениях (художественном и социальном) творческий процесс невозможен без свободной активности субъекта творчества.
Творчество человека проявляется через свободное деятельностное взаимодействие с окружающим его миром, изменяя мир и самого человека. Это сущностное качество человека, посредством которого проявляется его отношение к миру и самому себе. Творчество как результат взаимодействия взятое во взаимосвязи продуктивной и репродуктивной сторон, включает не только непосредственно результативные действия, но и отношения, мнения, переживания, самосознание и другие формы проявления человеческих качеств, не приводящие к видимому результату. В результатах творчества объективируются идеи, потребности, отношения, замыслы и цели человека. Структурными элементами взаимодействия являются субъект, объект, цель, средства, процесс и результат. Устойчивую целостность данной системе придает взаимосвязь “объект, процесс, результат”. В ней объект и результат составляют единое целое, различающееся во времени и по своему состоянию. Сам объект взаимодействия является творческим продуктом предшествующего взаимодействия, а его результат станет, в свою очередь, объектом для будущего взаимодействия. Таким образом проявляется механизм творчества. Результатом субъект-объектного и субъект-субъектного творческого взаимодействия являются продукты творчества: открытия, изобретения, новые виды продуктов и средств, обеспечивающие потребности человека. Это также связи или отношения, роли, статус, положение либо их изменение или преобразование. Творческий продукт субъектно-объектного взаимодействия зависит от множества факторов, но в первую очередь от состояния субъекта, объекта и процесса взаимодействия.
Каждый человек способен к творчеству, и только в творчестве он раскрывается с наибольшей полнотой. Творческая сущность человека определяется его способностью осуществлять целеполагающее, активное преобразующее субъектно-объектное и субъектно-субъектное взаимодействие. Творческое созидание не является запрограммированным или механистически повторяемым взаимодействием. Это проявление деятельностного продуктивного, субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия. Оно всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых включен субъект творчества. Поэтому творчество неотделимо от человека. Любые человеческие действия можно определить как инновационные. Но не всегда их можно определять понятием “творчество”. Творчество всегда предполагает деятельность и взаимодействие творца с объектом, в результате которого происходит их изменение. Оно зависит от множества факторов и условий. Определяющими среди них являются возможности (ресурсы), а также условия, формирующие и обусловливающие процесс творческого взаимодействия, и средства, с помощью которых этот процесс осуществляется.
Деятельностное взаимодействие человека с миром может быть двух видов: субъектно-объектное и субъектно-субъектное. Первое происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром, второе — при взаимодействии человеческих (экзистенциальных) миров. Причем во втором случае осуществляются и взаимодействие, и взаимодеятельность. Взаимодействие реализуется тогда, когда общая цель не становится целью одного из субъектов. Это целесообразное взаимодействие. Как правило, такое взаимодействие при субъектно-субъектных отношениях достигает поставленной цели только на определенный период или не достигает ее вообще. Не получает результата и взаимодействие при отсутствии общей цели. Только при условии наличия общей цели, которую разделяют субъекты, взаимодействие превращается во взаимодеятельность. В этом случае вероятность достижения поставленной цели значительно возрастает.
Л.И. Кононова

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ТВОРЧЕСТВО
это неординарный процесс, устойчиво ориентированный на решение новой задачи, порождающий нечто качественно новое; требует определенной культурно-ценностной ориентации личности – не на приспособление к сложившимся социальным и другим условиям, а на их преодоление, нередко связанное с риском и угрозой благополучию. В современном понимании сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Допустимо, согласно А. Матейко, говорить о низшем и высшем уровнях творчества. Первый состоит в использовании уже существующих знаний, расширении области их применения. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный ранее способ размножения рисунков был использован для размножения текстов. Т. высшего уровня связано с созданием принципиально новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку.
Примером такого творчества может быть создание А. Эйнштейном теории относительности. Существует точка зрения, что творческий процесс можно разделить на четыре основные стадии. На первой индивид выделяет проблему и вживается в нее. На второй стадии он заставляет себя отказаться от первого, как бы «напрашивающегося» пути к решению ради поиска каких-то новых путей. Третья стадия –это свободные умозрительные рассуждения. И наконец, на четвертой стадии выкристаллизовывается решение. Такое деление творческого процесса позволило выработать особую стратегию поиска решений тех или иных конкретных проблем. Открытие или изобретение появляется в результате нужной комбинации данных. Однако вначале искомое «затеряно» среди множества других возможностей. Именно в анализе этих возможностей и выделении нужной комбинации с помощью интеллекта и интуиции и заключается Т. Т. свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника. Способность пересмотреть собственную, ставшую привычной точку зрения; преобладание интереса к «инакомыслию» над потребностью в равновесии и устойчивости –одна из элементарных предпосылок к творчеству. В числе других предпосылок называют умение видеть широкие связи между различными элементами, распознавать значение и ценность тех, которые необходимы, способность к синтезу. Характерное для многих творцов осознание их миссии позволяет им концентрировать психическую энергию и, благодаря этому, преодолевать огромные трудности на пути к новому.
Существуют следующие закономерности, характеризующие процесс Т.: 1. Новые решения редко появляются в ходе постепенного приближения к ним; чаще они приходят внезапно, после периода тщетных усилий; 2. Решение сложной проблемы проходит обычно путь от общих рассуждений к более частным. Вначале рассматривается множество возможных альтернатив, после чего выбирается одно или несколько функциональных решений, которым затем придается более конкретный вид; 3. Установившийся взгляд на традиционный объект увеличивает вероятность не заметить его возможное использование по-новому; 4. Порой прочно укоренившиеся решения, к которым пришли в одной определенной ситуации, затрудняют, а иногда и исключают новые решения, соответствующие требованиям иной ситуации; 5. Общие решения и принципы поведения, эффективность которых хорошо проверена, могут со временем стать помехой, если они неадекватны новым ситуациям. Из рассмотрения этих закономерностей следует, что на творческий акт решиться нелегко, так как это требует разрыва с привычными схемами мышления. Большинство творческих достижений принадлежит незначительному числу людей; по данным статистики, около половины достижений в науке, экономике, технике, технологиях принадлежит 1/10 соответствующих специалистов.
Все большее оснащение современной науки техническими средствами и развивающееся в ней разделение труда способствуют перемещению проблемы творчества в социальную плоскость создания объективных и субъективных условий для творческой деятельности. Особенно это касается технического творчества, которое приобретает все более коллективный характер: если несколько десятилетий назад обладателями большинства патентов были одиночки, то сейчас преобладают творческие коллективы. В то же время индивидуальное творчество продолжает оставаться основной движущей силой научно-технического прогресса: отсюда необходимость сочетания индивидуальной работы с коллективной. Коллективное действие обладает превосходством над индивидуальным там, где существует необходимость эффективного разделения труда, где каждый вносит какую-то существенную информацию, где возникают вопросы, требующие объединения усилий членов творческих коллективов. В то же время индивидуальное действие обладает превосходством над коллективным там, где разделение труда не приносит пользы, где решающее значение имеет чье-то компетентное мнение, где коллективная ответственность нецелесообразна. Залогом успешной работы творческого коллектива становится «внутреннее равновесие» индивидуального и коллективного в творческой деятельности. Однако специфика творческого труда постоянно препятствует созданию этого равновесия; она порождает «динамику ролей», нарушая их формальную иерархию неформальной, возникающей в результате реальных научных достижений. Организация и поддержание внутреннего равновесия, творческого настроя коллектива –одно из направлений разрешения проблемы научно-технического творчества в ее социальном аспекте.
Лит.: Матейко А. Условия творческого труда. –М., 1970; Соколова Г. Н. Творчество и проблема творческого характера труда // Соколова Г. Н. Социология труда: учебник для вузов. –Минск, 2002. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
121.72 кб

Прогностическое творчество личности в системе высшего образования

Элиашвили Ольга Александровна
В статье отмечается, что в условиях усиления социальной напряжённости, в связи с разрушением старых механизмов взаимодействия с молодёжью и недостаточной разработкой новых необходимо активное введение в данную нишу специалистов, с
Читать PDF
400.97 кб

Социологическое творчество У. Л. Уорнера

Левченко И. Е.
Статья посвящена анализу социологического творчества американского ученого У. Л. Уорнера, который внес значительный вклад в исследование социальной стратификации и феномена смерти.
Читать PDF
127.94 кб

Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы

Сукало Александр Александрович
В статье раскрываются особенности проявления феномена социально-культурного творчества в историко-культурном аспекте и современных условиях.
Читать PDF
133.91 кб

Творчество как ценность личности в условиях становления коммуникативной среды общества

Кравчук Павлина Федосьевна, Боев Евгений Иванович, Килимова Людмила Викторовна
В статье выявляется влияние творчества на изменение ценностей личности в условиях трансформации коммуникативной среды, а также взаимообусловленность коммуникативных и глобализационных процессов.
Читать PDF
137.88 кб

О международной конференции «Знание, творчество и трансформация творчеств» (вена, 6-9 декабря 2007г)

Узилевский Геннадий Яковлевич
В новом тысячелетии в Вене, Австрия, в ноябре или декабре месяце раз в два года проходят международные конгрессы или конференции, посвященные актуальным гуманитарным проблемам в мировом сообществе.
Читать PDF
164.51 кб

Научное творчество: проблемы социальной ответственности и стимулированияя

Кочергин Альберт Николаевич
Рассматриваются проблемы мотивации творческой деятельности ученого, его социальной ответственности, этоса творческой деятельности ученого и ее стимулирования.
Читать PDF
2.80 мб

Социальное творчество как фактор усиления интеграции в пространстве гражданского общества

Лесниковская Екатерина Викторовна
Анализируются интеграционные процессы как процессы, определяющие новую парадигму гражданского общества. В качестве важного интегративного фактора рассматривается социальное творчество.
Читать PDF
354.23 кб

«Креативность» и «Творчество» личности в обществе инноваций

Хомутова Наталья Николаевна
Рассматриваются философские аспекты проблемы самореализации личности в условиях современногообщества, предполагающих максимально эффективное использование индивидом креативных возможностей его личностного потенциала.
Читать PDF
0.00 байт

Социальное творчество как интегративный фактор формирования гражданского общества

Лесниковская Екатерина Викторовна
В данной статье отмечается изменение парадигмы существования общественного сектора и его функций в контексте формирования гражданского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Песенное творчество в студенческой среде

Орлова Юлия Аркадьевна
Современное песенное творчество студентов является одним из жанров фольклорного искусства.
Читать PDF
291.44 кб

Всероссийская научная конференция «Философское творчество Н. А. Бердяева в духовном опыте российской

Читать PDF
305.37 кб

Социальное творчество российской молодежи в процессе реализации прав и свобод человека в условиях тр

Борисов Алексей Николаевич
Изложены системные трансформации как основные параметры, механизмы и принципы деятельности российского общества.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 04. 006. Панофски А. От эпистемологии к авангарду: творчество Марселя Дюшама и социология знан

Фомичев П. Н.
Читать PDF
591.11 кб

Социальное творчество молодежи России по реализации прав и свобод человека в условиях «Общества риск

Борисов Алексей Николаевич
Хотя в РФ последних лет официально декларируется необходимость социальной и политической активности молодежи, особенно в процессе отстаивания собственных прав и свобод, конформно адаптировавшиеся к «Обществу риска» молодые россиян
Читать PDF
565.46 кб

Волков Ю. Г. Креативность: творчество против имитации. М. : Альфа-М, 2013. 432 с.

Дмитриев Анатолий Васильевич

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Народное творчество на телеэкране

    совокупность передач, посвященных различным видам и формам фольклора, художественной самодеятельности. Бережное отношение и активное использование народного творчества как сокровищницы художе
  • Социальное творчество

    англ. creation, social; нем. Schopfertum, soziale. Высшая форма соц. деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм соц. отношений и общественного бытия.
  • Журналистское творчество

    Относится к духовно-практической деятельности человека, прежде всего журналистское творчество проявляется в самом процессе создания статьи, эссе, передачи, проведении исследования. Для полноцен
  • НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

    совокупность различных видов и форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. На протяжении многих столетий у всех народов преобладал ф
  • Творческая (креативная эврологическая) деятельность или творчество 

    сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предмет
  • Творчество педагогическое

    оригинальное и высокоэффективное решение педагогом учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.
  • Традиции и новаторство в творчестве на телевидении

    Несмотря на свою относительную молодость, творческая жизнь на телевидении уже имеет свои традиции и проявляет постоянное новаторство. Это характеризует преемственность и обновление творческого
  • ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

    отрасль психологической науки, изучающая источники, условия и проявления творческой активности личности и коллектива, а также структуру деятельности, направленной на создание нового, оригинальн