УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Участие детей
(child participation) — это процесс, характеризующийся активным участием детей в выработке решений по вопросам, влияющим на их жизнь. Это информированное и добровольное вовлечение детей всех возрастов, имеющих различные способности и возможности для участия в мероприятиях, в ходе которых они могут выразить свое мнения и взгляды. Участие детей должно происходить на всех уровнях, в том числе на бытовом, местном, национальном и международном. Вовлечение детей должно иметь ясную цель и конечный результат, благодаря чему дети смогут выражать свои взгляды в безопасной среде и в условиях с ясными намерениями, а их мнение будет учитываться при окончательном принятии решений». В области борьбы с использованием детского труда было разработано много стратегий, основанных на участии детей и подразумевающих создание организаций работающих детей и молодежи, в их числе осуществление инициатив «Глобальный марш» и «СКРИМ»»

Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ
привлечение лиц до 18 лет к принятию решений по вопросам, которые касаются подрастающего поколения. Положение о том, что взрослые должны учитывать мнение и взгляды детей, если принимаются любые решения в их интересах, впервые появилось в Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно указанному международному документу, участие – это моральное и юридическое право всех детей; оно сознательное, добровольное и не может быть принудительным. Положения Конвенции стали основанием для развития движения «участия детей» в разных странах мира: „государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформировать свои собственные взгляды, право свободно высказывать эти взгляды по всем вопросам, которые касаются ребенка, кроме того, его взглядам отводится надлежащее внимание согласно возрасту и зрелости” (статья 12); „Ребенок имеет право свободно высказывать свою мысль; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатных формах, в форме произведений искусства или с помощью средств на выбор ребенка” (статья 13). Участие – показатель активной позиции ребенка, молодого человека, развития личности. Это основа для каждой демократической системы, неотъемлемый признак принципов демократии. Общество может считаться развитым настолько, насколько оно обеспечивает возможности людей, в т.ч. детей, принимать участие в жизни социума. Поскольку дети и молодежь могут сделать значимый взнос у жизнь общества, участие оказывает содействие эффективности социальных проектов и стабилизации социальных процессов. Уже само участие – это развитие, цель которого быть свободным и способным сделать выбор. Вместе с тем участие является средством развития. В процессе сотрудничества, диалога с взрослыми развивается коммуникабельность детей, молодых людей, умение ориентироваться в информационном пространстве, планировать свои действия, прогнозировать результаты, брать на себя ответственность за принятое решение. Это фундамент обретения жизненного опыта. Привлечение детей не предусматривает сразу полной передачи ответственности представителям подрастающего поколения. Это должно происходить постепенно, согласно тому, насколько молодой человек готов взять на себя ответственность. Поэтому, мера участия может быть разной. Вместе с тем это циклический процесс: чем значительнее чье-либо участие, тем более опытным, компетентным и уверенным становится человек, тем эффективнее будет его дальнейшее участие. Участие детей и молодежи нужно рассматривать как процесс, который имеет три взаимосвязанных между собой уровня. Первый - это осознание детьми собственных проблем, желание и возможность принимать решение относительно своей жизни; второй - участие детей и молодежи в решении проблем других, способность предоставить соответствующую помощь; третий - возможность принимать участие в принятии решений на государственном уровне. Сферы участия детей: семья; школа; сообщество; неправительственные организации; государство; международная жизнь. Взрослым целесообразно привлекать детей к решению проблем в разных сферах согласно их возрасту, знаниям, опыта и желания. Роджер Харт рассматривает восемь ступеней участия: 1 ступенька – манипуляция; 2 – декорация; 3 – пассивное участие детей в принятии решений относительно их участия – болтовня; 4 – назначение взрослыми и информирование; 5 – консультирование и информирование; 6 – решение принимаются по инициативе взрослых вместе с детьми; 7 – решение принимаются по инициативе детей под руководством взрослых; 8 ступенька – решение принимаются по инициативе детей в партнерстве со взрослыми. При этом 1-3 ступеньки Харт считает „неучастием”, 4-5 – „формальным участием”, 6-8 – „реальным участием”. Планируя проекты детского и молодежного участия, не следует ожидать быстрых результатов. Для обретения привычек участия необходим опыт. Все формы участия, в том числе пассивного, формируют соответствующие привычки. Человек в разном возрасте приобретают разный социальный опыт, который становится основой для принятия дальнейших решений. Участие может быть прямым и косвенным. (А. Ричардсон). Например, косвенное – избрание представителей класса в совет самоуправления школы; прямое – непосредственная работа в совете самоуправления школы и общее со взрослыми принятие решений. Для эффективного применения принципа „участия” необходимы: инициатива детей и желание осуществить изменения; настойчивость; осведомленность относительно своих прав и обязанностей; налаженное сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами; планирование и внедрение запланированного; прозрачность в процессе деятельности и принятии решений; гибкость, возможность изменения избранного пути; привлечение экспертов, опытных специалистов, которые могут предоставить профессиональную помощь детям. Формы привлечения детей: обсуждение актуального вопроса в классе, группе; „мозговой штурм”; демонстрация и направлена практика; ролевая игра; работа в малых группах; образовательные игры и моделирование ситуации; изучение ситуации; круглые столы-семинары для детей-лидеров или при их участии; дебаты; практическая отработка жизненных навыков в пределах определенного контекста с другими участниками; аудиовизуальная деятельность: рисование, музыка, театр, танец; создание карты решения или деревьев проблемы; письма детей к организации - другу; тренинги „Права ребенка”, „Участие детей”; фокус-группы с детьми-лидерами по вопросам обсуждения: документов, социальной рекламы и т.п.; волонтерские группы из числа выпускников интернатных учреждений; рубрика в местных СМИ; тематическая смена в лагере оздоровления и отдыха; сундучок предложений; статьи детей в местной печати, выступления на местном радио; анкетирование детей; конкурс сочинений детей; создание групп детей, которые работают по методике „равный-равному”; разные общие мероприятия с органами школьного самоуправления и т.п. Принципы взаимоотношений между взрослыми и детьми во время становления и развития процесса „участия детей”: равноправие и партнерство; принятие ребенка таким, каким он есть; самостоятельность формулирования детьми проблемы и самостоятельность действий; оказание помощи детям, прогнозируя результаты, а не принимая решения за них; право всех детей быть услышанными; побуждение детей к созданию объединений и групп, так как общие действия имеют больше влияния и возможностей. Риски и препятствия, которые могут возникать при разворачивании процесса «участия детей»: недостаток доверия детей к взрослым; недостаточное сотрудничество между заинтересованными сторонами; ограниченный доступ детей к информации; неуверенность детей в собственных силах; недостаток культуры и опыта участия; незначительность ресурсов; нереалистичные ожидания детей от своей деятельности; недостаточное осознание необходимости профессиональной помощи от специалистов – взрослых; сосредоточение на мелочах и т.п. Не создание условий для привлечения детей к принятию решений приводит к нарушению процесса их социализации, пассивности, и, наконец, к увеличению отрицательных проявлений в детской и молодежной средах.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
6.76 мб

Участие родителей в обучении детей

Иванова Татьяна Николаевна, Чикишева Светлана Юрьевна
В настоящее время институт образования занимает лидирующее положение в формировании личности ребёнка. Когда речь идёт именно об этом институте, то непременно разворачивается множество дискуссий. Причину найти не трудно.
Читать PDF
345.24 кб

Участие детей в жизни общества: признаки новой реальности

Трухачёва Тамара Викторовна
В статье рассматриваются изменения в условиях, в которых происходила деятельность всесоюзной пионерской организации и развивается детское общественное движение постсоветского периода.
Читать PDF
339.39 кб

Решение детей об участии в исследовании: возможность отказа

Доккет Сью, Эйнарсдоттир Джоанна, Перри Боб
В подходах к исследованиям с участием маленьких детей значительное внимание уделяется праву ребенка выбирать, хочет он участвовать в исследовании или нет.
Читать PDF
763.94 кб

Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений

Скрыпникова Екатерина Михайловна
В статье приводятся основные направления и принципы деятельности взрослого (педагога) при реализации и организации участия детей в принятии решений; обобщаются основные средства подготовки педагога к будущей деятельности по органи
Читать PDF
324.25 кб

Принцип участвующего исследования и полевая социология для детей

Филипова Александра Геннадьевна, Купряшкина Евгения Алексеевна, Митрофанова Светлана Юрьевна
В статье представлено описание принципа участвующего исследования на примере ведения элективного курса «Полевая социология для школьников», раскрыты цели, задачи, структура курса, а также даны рекоменда-ции по реализации принципа
Читать PDF
261.77 кб

Анализ исходов дорожно-транспортных происшествий с участием детей

Кузьмин Александр Григорьевич, Вишняков Николай Иванович, Мартынова Наталья Алексеевна
Реферат Цель. Оценка исходов дорожно-транспортных происшествий с участием детей в Вологодской области в динамике за период 2004 2008 гг. Методы.
Читать PDF
330.78 кб

Оценка факторов риска, участвующих в развитии дцп у детей-инвалидов

Алексеева Галина Юрьевна, Шоломов Илья Иванович
Цель исследования: выявление качественных и количественных характеристик факторов, участвующих в формировании ДЦП. Материал.
Читать PDF
18.90 мб

Современные аспекты ветряной оспы у детей на педиатрическом участке

Елкина Т.Н., Пирожкова Н.И., Грибанова О.А., Сецкова С.Ю., Ращупкина Т.С.
Читать PDF
626.00 кб

Лечение острого бронхиолита у детей в условиях педиатрического участка

Сухорукова Диана Николаевна, Кузнецова Т.А.
Представлены данные проспективного исследования, проведённого в условиях педиатрического участка. Рассчитана популяционная частота острого бронхиолита у детей до 2 лет, составившая 107 на 1000.
Читать PDF
331.65 кб

Парвовирусная инфекция В19 у детей в практике врача участкового-педиатра

Каширина Э.А., Рубцова А.А., Югай Н.М., Карабанова О.Б., Загидуллина С.Г.
В настоящее время все больше исследователей обращают свое внимание на экзантемы различного генеза.
Читать PDF
256.57 кб

Исследование участия родителей в формировании спортивной мотивации детей

Клименко Андрей Александрович, Штайн Илья Владимирович, Семерджян Акоп Карписович
Актуализирована проблема организации взаимодействия семьи и образовательной организации по проблеме физического воспитания детей в аспекте формирования и поддержания у них мотивации занятий спортом.
Читать PDF
97.86 кб

Клинические исследования с участием детей и подростков: этические вопросы

Ключаров И. В., Гурылева М. Э.
Читать PDF
113.73 кб

Вскармливание недоношенных детей на педиатрических участках г. Новосибирска

Елкина Т.Н., Суровикина Е.А., Проталина В.В., Кондратьева Т.А., Аверькова Т.А., Шуваева Т.И.
Читать PDF
1.01 мб

Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: опыт измерения

Васильева Н. В., Кочнев С. В.
В статье раскрываются понятие «участие детей», методика опроса детей, проблема измерения и опыт участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Читать PDF
9.46 мб

Методологический потенциал изучения участия детей в принятии решений за рубежом

Скрыпникова Екатерина Михайловна, Ромм Татьяна Александровна
Актуальность исследования обусловлена важностью адаптации результатов изучения участия детей в принятии решений в зарубежной науке.