УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИУЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ

Найдено 1 определение:

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ

привлечение лиц до 18 лет к принятию решений по вопросам, которые касаются подрастающего поколения. Положение о том, что взрослые должны учитывать мнение и взгляды детей, если принимаются любые решения в их интересах, впервые появилось в Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно указанному международному документу, участие – это моральное и юридическое право всех детей; оно сознательное, добровольное и не может быть принудительным. Положения Конвенции стали основанием для развития движения «участия детей» в разных странах мира: „государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформировать свои собственные взгляды, право свободно высказывать эти взгляды по всем вопросам, которые касаются ребенка, кроме того, его взглядам отводится надлежащее внимание согласно возрасту и зрелости” (статья 12); „Ребенок имеет право свободно высказывать свою мысль; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатных формах, в форме произведений искусства или с помощью средств на выбор ребенка” (статья 13). Участие – показатель активной позиции ребенка, молодого человека, развития личности. Это основа для каждой демократической системы, неотъемлемый признак принципов демократии. Общество может считаться развитым настолько, насколько оно обеспечивает возможности людей, в т.ч. детей, принимать участие в жизни социума. Поскольку дети и молодежь могут сделать значимый взнос у жизнь общества, участие оказывает содействие эффективности социальных проектов и стабилизации социальных процессов. Уже само участие – это развитие, цель которого быть свободным и способным сделать выбор. Вместе с тем участие является средством развития. В процессе сотрудничества, диалога с взрослыми развивается коммуникабельность детей, молодых людей, умение ориентироваться в информационном пространстве, планировать свои действия, прогнозировать результаты, брать на себя ответственность за принятое решение. Это фундамент обретения жизненного опыта. Привлечение детей не предусматривает сразу полной передачи ответственности представителям подрастающего поколения. Это должно происходить постепенно, согласно тому, насколько молодой человек готов взять на себя ответственность. Поэтому, мера участия может быть разной. Вместе с тем это циклический процесс: чем значительнее чье-либо участие, тем более опытным, компетентным и уверенным становится человек, тем эффективнее будет его дальнейшее участие. Участие детей и молодежи нужно рассматривать как процесс, который имеет три взаимосвязанных между собой уровня. Первый - это осознание детьми собственных проблем, желание и возможность принимать решение относительно своей жизни; второй - участие детей и молодежи в решении проблем других, способность предоставить соответствующую помощь; третий - возможность принимать участие в принятии решений на государственном уровне. Сферы участия детей: семья; школа; сообщество; неправительственные организации; государство; международная жизнь. Взрослым целесообразно привлекать детей к решению проблем в разных сферах согласно их возрасту, знаниям, опыта и желания. Роджер Харт рассматривает восемь ступеней участия: 1 ступенька – манипуляция; 2 – декорация; 3 – пассивное участие детей в принятии решений относительно их участия – болтовня; 4 – назначение взрослыми и информирование; 5 – консультирование и информирование; 6 – решение принимаются по инициативе взрослых вместе с детьми; 7 – решение принимаются по инициативе детей под руководством взрослых; 8 ступенька – решение принимаются по инициативе детей в партнерстве со взрослыми. При этом 1-3 ступеньки Харт считает „неучастием”, 4-5 – „формальным участием”, 6-8 – „реальным участием”. Планируя проекты детского и молодежного участия, не следует ожидать быстрых результатов. Для обретения привычек участия необходим опыт. Все формы участия, в том числе пассивного, формируют соответствующие привычки. Человек в разном возрасте приобретают разный социальный опыт, который становится основой для принятия дальнейших решений. Участие может быть прямым и косвенным. (А. Ричардсон). Например, косвенное – избрание представителей класса в совет самоуправления школы; прямое – непосредственная работа в совете самоуправления школы и общее со взрослыми принятие решений. Для эффективного применения принципа „участия” необходимы: инициатива детей и желание осуществить изменения; настойчивость; осведомленность относительно своих прав и обязанностей; налаженное сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами; планирование и внедрение запланированного; прозрачность в процессе деятельности и принятии решений; гибкость, возможность изменения избранного пути; привлечение экспертов, опытных специалистов, которые могут предоставить профессиональную помощь детям. Формы привлечения детей: обсуждение актуального вопроса в классе, группе; „мозговой штурм”; демонстрация и направлена практика; ролевая игра; работа в малых группах; образовательные игры и моделирование ситуации; изучение ситуации; круглые столы-семинары для детей-лидеров или при их участии; дебаты; практическая отработка жизненных навыков в пределах определенного контекста с другими участниками; аудиовизуальная деятельность: рисование, музыка, театр, танец; создание карты решения или деревьев проблемы; письма детей к организации - другу; тренинги „Права ребенка”, „Участие детей”; фокус-группы с детьми-лидерами по вопросам обсуждения: документов, социальной рекламы и т.п.; волонтерские группы из числа выпускников интернатных учреждений; рубрика в местных СМИ; тематическая смена в лагере оздоровления и отдыха; сундучок предложений; статьи детей в местной печати, выступления на местном радио; анкетирование детей; конкурс сочинений детей; создание групп детей, которые работают по методике „равный-равному”; разные общие мероприятия с органами школьного самоуправления и т.п. Принципы взаимоотношений между взрослыми и детьми во время становления и развития процесса „участия детей”: равноправие и партнерство; принятие ребенка таким, каким он есть; самостоятельность формулирования детьми проблемы и самостоятельность действий; оказание помощи детям, прогнозируя результаты, а не принимая решения за них; право всех детей быть услышанными; побуждение детей к созданию объединений и групп, так как общие действия имеют больше влияния и возможностей. Риски и препятствия, которые могут возникать при разворачивании процесса «участия детей»: недостаток доверия детей к взрослым; недостаточное сотрудничество между заинтересованными сторонами; ограниченный доступ детей к информации; неуверенность детей в собственных силах; недостаток культуры и опыта участия; незначительность ресурсов; нереалистичные ожидания детей от своей деятельности; недостаточное осознание необходимости профессиональной помощи от специалистов – взрослых; сосредоточение на мелочах и т.п. Не создание условий для привлечения детей к принятию решений приводит к нарушению процесса их социализации, пассивности, и, наконец, к увеличению отрицательных проявлений в детской и молодежной средах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено схем по теме УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ — 0

Найдено научныех статей по теме УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ — 0

Найдено книг по теме УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ — 0

Найдено презентаций по теме УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ — 0

Найдено рефератов по теме УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ — 0