Умственная отсталость

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Отсталость умственная
нарушение общего развития, психического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, имеет стойкий, необратимый характер.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Умственная отсталость
mental handicap) – термин для обозначения задержки психического развития, сравнительно редко используемый из-за связанной с ним стигматизации.
Многие защитники собственных прав, испытывающие задержки психического развития, выражают несогласие с данным термином, некоторые предпочитают термин «необучаемость».

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Умственная отсталость
mental handicap), недостаточное умственное развитие; характеризуется ограниченным интеллектом и слабой способностью к приобретению социальных и интеллектуальных навыков, необходимых для взрослой жизни. Врожденную У.о., к-рая определяет пожизненную инвалидность, необходимо отличать от душевных (психические заболевания) болезней взрослых людей, часто успешно излечивающихся. В ряде случаев причиной У.о. являются генетические или хромосомные аномалии, нарушение внутриутробного развития, вызванное материнским алкоголизмом или употреблением наркотиков, инфекцией или послеродовой травмой. Уровень У.о., к-рый измеряется при помощи тестов на интеллект, варьируется от ср. (следствие задержки в развитии) до глубокого, предполагающего постоянный уход. В наиб, тяжелых случаях проявляются множественные нарушения: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. В развитых странах ок. 2% нас. страдает У.о., пятая часть — в тяжелой форме. Надежная статистика этого недуга в развивающихся странах отсутствует. Во всем мире осн. нагрузку по уходу за такими людьми несут семьи. Страдающие У.о. способны чувствовать радость и боль, как и все остальные люди, они хотят любить и быть любимыми, остро реагируют на плохое обращение, эксплуатацию. В 19 в. для их пребывания были созданы спец. учреждения по уходу. Позже нек-рые страны стали вводить специальное образование, появились спец. мастерские и жилье. Начиная с 1960-х гг. представители движения за нормализацию в Скандинавских странах и США добиваются того, чтобы люди с У.о. имели возможность вести образ жизни, максимально близкий к образу жизни всего об-ва. Хотя в ряде гос-в продолжает проводиться политика стерилизации людей с таким недугом, в др. признано их право жениться и создавать семьи.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру. При У.о. наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения — недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в поведении.
Выделяют две основные формы У.о.: олигофрению и деменцию.
При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Познавательные нарушения сочетаются с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, эмоциональной сферы. Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется в недостаточности логического мышления, инертности мышления. Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего функции обобщения и отвлечения, т.е. всегда нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. При олигофрении выделяют три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность, идиотию.
Дебильность является наиболее легкой по степени и наиболее распространенной формой олигофрении (коэффициент интеллекта 50–69) при отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточность расстройств, а также при ранних коррекционных мероприятиях.
Более тяжелой степенью олигофрении является имбецильность (коэффициент интеллекта 20–49). При имбецильности грубо нарушена способность к обобщенному мышлению и образованию понятий.
Самая тяжелая степень олигофрении — идиотия (коэффициент интеллекта менее 20). Характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.
С.Ю. Танцюра
Лит.: Е.М. Мастюкова. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: ВЛАДОС, 1997.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Умственная отсталость
(слабоумие) недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
- Возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от олигофрении структуру дефекта.
Различаются:
- Легкая умственная отсталость (IQ 50-70) – такие дети внешне ничем не отличаются от нормальных детей, у них неплохо развита речь, адекватное и самостоятельное поведение в какой-то мере маскирует слабость мышления; отмечается хорошая память и способность к подражанию, могут обучаться в обычной школе, но проявляют медлительность и трудность в решении логических задач, конкретные задания усваивают более успешно; нуждаются в обучении необходимым для жизни видам деятельности: планировать и обеспечивать здоровое питание, правильно распределять бюджет, общаться, адекватно вести себя в обществе. Освоив социальные навыки, успешно справляются с самообслуживанием, работой на дому, приобретают несложные профессиональные навыки, но им требуется помощь при трудоустройстве, обращении в государственные, социальные или медицинские учреждения, при решении социальных проблем. Такие дети легко внушаемы, быстро поддаются чужому влиянию, у них отсутствуют личностные позиции. В работе следует уделять внимание формированию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, приобретению социальных навыков. Значительное место должно отводиться работе с родителями для формирования зоны ближайшего развития.
- Умеренная умственная отсталость (IQ 35-49) составляет около 12 % случаев умственной отсталости; высшие психические функции, в том числе речь, развиты слабо, эмоции бедны, однообразны; на перемену обстановки такие дети могут дать своеобразную негативную реакцию; плохо обучаемы, в большинстве случаев нетрудоспособны, им доступны простые формы самообслуживания и гигиены, однако нет навыков ведения домашнего хозяйства, социальных навыков и навыков общения; могут сообщить о своих основных потребностях, многим доступно участие в беседе. При поддержке со стороны семьи могут научиться ориентироваться в окружении, осваивать правильные формы поведения и элементарные трудовые процессы, в некоторой степени могут контролировать свои поступки. При отсутствии семьи нуждаются в помощи специализированных учреждений.
- Тяжелая (IQ 20-34) и глубокая (IQ 20) умственная отсталость составляет 8 – 20 % случаев умственной отсталости; это лица почти с полным отсутствием речи, овладение языком сводится, в лучшем случае, к пониманию простых команд, они не в состоянии вести самостоятельный образ жизни, так как не имеют простых жизненных навыков. Тяжелые формы умственной отсталости часто сопровождаются массивной аутоагрессией и нападением на окружающих; не имея возможности придать своей агрессивности социальноприемлемые формы, больные склонны к самоповреждениям. При наклонности к двигательному возбуждению, стремлению разорвать постельное белье, одежду, поломать игрушки, мебель необходимо установление надзора.
Некоторые авторы (Clark A.M., Clarke A.D.B. (Eds.) Mental Deficiency: The Changing Outlook. N.Y., 1965) дают несколько другие критерии определения тяжести умственной отсталости: легкая умственная отсталость (IQ = 55-69 %); средняя умственная отсталость (IQ = 40-54 %); выраженная умственная отсталость (IQ = 25-39 %); глубокая умственная отсталость (IQ = 10-24 %).

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
254.87 кб

Генетика умственной отсталости

Лавров Александр Вячеславович, Банников Артем Владимирович, Чаушева Алина Исрафилиевна, Дадали Елена Леонидовна
Умственная отсталость встречается, по разным оценкам, у 1-3% населения. Клинически принято классифицировать умственную отсталость по тяжести, однако нозологическая классификация до сих пор остается нерешенной задачей.
Читать PDF
273.77 кб

АТОНИЧЕСКАЯ ФОРМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Автенюк А.С., Макаров И.В.
В аналитическом обзоре литературы рассматривается атоническая форма умственной отсталости у детей и подростков.
Читать PDF
252.85 кб

Проблемы обучения детей с умственной отсталостью

Попов Геннадий Николаевич
Наиболее многочисленной категорией аномальных детей являются умственно отсталые дети, подавляющие их большинство страдают олигофренией.
Читать PDF
106.15 кб

Расстройства сна у детей с умственной отсталостью

Кельмансон Игорь Александрович
Рассматривается ассоциация расстройств сна с умственной отсталостью у детей.
Читать PDF
208.44 кб

РАННЯЯ ИНВАЛИДНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Андреева Ольга Олеговна
Приведены клинико-катамнестические данные 34 пациентов (21 мужчина, 13 женщин), имевших инвалидность детства в связи с умственной отсталостью (УО).
Читать PDF
129.96 кб

Алкоголизм родителей и умственная отсталость их детей

Корнилов А. А., Селедцов А. М., Максименко А. В., Летунова В. С., Крысюк М. В., Новосельцев А. Л.
С целью выяснения тератогенного воздействия алкоголизма родителей на умственное развитие их потомков обследовано 72 ребенка, рожденных родителями, страдающими алкоголизмом.
Читать PDF
105.83 кб

Полоролевое развитие подростков с умственной отсталостью

Мачильская Анастасия Петровна
В статье рассматривается проблема психосексуального развития подростков с умственной отсталостью.
Читать PDF
113.25 кб

Нравственные представления детей с умственной отсталостью

Фатихова Л.Ф.
В статье рассматривается проблема развития такого компонента социальнонравственного развития личности ребенка с умственной отсталостью, как нравственные представления, проводится сравнение уровня и особенностей развития нравственн
Читать PDF
224.27 кб

Реабилитация детей с умственной отсталостью методом иппотерапии

Ловыгина Оксана Николаевна, Рахманский Владимир Леонидович, Величко Е. Н., Новоявчев А. А.
Читать PDF
22.46 мб

Безопасность лекарственной терапии детей с умственной отсталостью

Кирилочев О.О.
Читать PDF
145.11 кб

Особенности нравственного развития детей с умственной отсталостью

Шнайдер Надежда Александровна
Приводятся результаты анализа данных экспериментального исследования особенностей нравственного развития детей с умственной отсталостью.
Читать PDF
117.41 кб

Методологические проблемы обучения людей с умственной отсталостью

Володина И. С., Антипова И. Г.
Рассматривается необходимость методологического исследования в психологии обучения людей с умственной отсталостью. Показана возможность пересмотра содержания обучения людей с умственной отсталостью.
Читать PDF
428.80 кб

Структура речевого дефекта у детей с легкой умственной отсталостью

Агранович З.Е.
Читать PDF
16.75 мб

Алгоритм диагностики Х-сцепленных форм умственной отсталости у детей

Воинова Виктория Юрьевна, Ворсанова Светлана Григорьевна, Юров Юрий Борисович, Юров Иван Юрьевич
Х-сцепленная умственная отсталость клинически и генетически гетерогенная группа наследственных заболеваний, обусловленных мутациями, локализованными на хромосоме Х, приводящими к нарушению интеллектуального развития.
Читать PDF
102.79 кб

Исследование эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью

Демина В.Э.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью, а также в связи с тем, что данная проблема была недостаточно разработана.

Похожие термины:

  • Пограничная умственная отсталость

    термин, принятый в международной классификации психических заболеваний для обозначения состояния между нормальным психическим развитием и легкой дебильностью. Диагностика пограничной умствен